Коты, утки, виртуальные персонажи — для чего брендам нужны маскоты
Последние два года интересуюсь темой маскотов брендов. В этой статье разбираю лучших маскотов на российском рынке и тех, кто был хорош, но стал так себе.
Обычно на роль маскота в отличие от бренд-амбассадора выбирают вымышленного персонажа или зверушку. Их задача — представлять бренд и упрощать общение с клиентами.
Если обывателя спросить «Каких маскотов ты знаешь?», то, скорее всего, он назовёт зарубежных: мишленовского человечка, Клоуна Макдональда, гепарда Честера. Причина понятна: бренды всемирно известны, у них охватные рекламные кампании. Но в нашей стране тоже есть крутые маскоты.
Эм.Ви М.Видео
Маскот от М.Видео — девочка-аватар Эм.Ви. Она виртуальный техноблогер, который следит за новыми тенденциями в технологиях, чтобы рассказать о них вам. Главная роль — делать крутые обзоры на новинки техники.
Эм.Ви появилась в 2023 году. Вангую, что на основе дефицита потенциальных звёздных амбассадоров на российском рынке. И придумать маскота вместо амбассадора на таком нестабильном рынке — топовое решение.
Эм.Ви больше направлена на молодых людей. В компании говорят, что она «воплощает лучшие черты Аэлиты, персонажей видеоигр, а также v-tubing трендов на Twitch». Кажется, такое позиционирование больше подходит цифровому аватару, так как компания собирается делать ей собственный колонки в соцсетях, бренд-медиа и стримы.
Плюс Эм.Ви не просто «светит лицом», а имеет конкретную задачу — помогать людям разбираться в технике. Круто, когда маскот не просто существует весь такой красивый, но и несёт дополнительную пользу. Это выгодно и клиентам, потому что они разбираются в технике, и компании, потому что наделяет маскота доп. ценностью. Один вопрос к позиционированию — кто-то из зумеров вообще в курсе, кто такая Аэлита?
Утка, медведь и кот Дзынь от Альфа-Банка
Маскоты от Альфа-Банка — новинка этого и прошлого года. Они собрали в себе два главных фактора успешных маскотов:
1. Внешнюю привлекательность.
2. Идею.
Чёрная утка — премиальный символ А-Клуба. Фирменный стиль Альфа-Банка подсказывает, что чёрным вперемешку с красным они обозначают именно премиальные продукты и услуги.
Альфа удачно создаёт инфоповоды вокруг маскотов. Например, пятиметровую чёрную утку они привезли на турецкий пляж, потому что открыли собственное пространство на пляже Pinsky beach lounge в Бодруме:
Медведь — крутой парень с золотыми аксессуарами: цепочкой, часами и повязкой на глазу. В рекламе он разбивает экран в Москва-сити. Его идея — бунтарство и свобода:
Кот Дзынь — мой любимый из этой тройки: красивый и с понятной идеей. Он выглядит, как Манэки-нэко, японский талисман на удачу и деньги — хороший маскот для банка. Маркетологи взяли его за основу, потому что он приближён к банкингу: если поднимает правую лапку, привлекает деньги, если левую — клиентов.
Единственный недостаток — я не увидел прикладной задачи у маскотов Альфы. Эм.Ви помогает разобраться в технике, Сберкот (о нём дальше) в приложении банка. А животные от Альфы, видимо, нужны скорее для рекламных кампаний.
Кот Простоквашино
Кот Матроскин отличается от всех маскотов тем, что был известен ещё до того, как попал на упаковки. «Трое из Простоквашино» — мультфильм вышел в 1978, а торговая марка Простоквашино появилась только в 2009. То есть бренд поступил по-умному: не придумал с нуля, а выбрал уже известного персонажа.
Но мне не нравится, что кот стал только отдаленно напоминать себя из мультфильма. Думаю, что нужно было оставить его образ без изменений — тогда бы узнаваемость была больше.
Дарю идею Простоквашино: для разнообразия можно было бы одевать Матроскина в шарф и валенки на упаковке в зимний сезон. Тем более, так было и в мультике.
Матроскин фигурирует не только на упаковках, но и в рекламе. Кроме него в рекламе бывает Шарик и само Простоквашино.
Я считаю, что это один из лучших маскотов на российском рынке. Просто потому, что бренд не стал придумывать всё с нуля, а взял уже любимых персонажей. Крайне эффективно.
СберКот
Да, уже третий подряд кот. Что поделать, котики правят миром.
У СберКота скоро день рождения, имениннику 6 лет. За эти годы он прошёл путь от маскота ВК группы до полноценного «лица» банка. В этом году его перенесли в 3D. Он стал милым котом в зелёном свитере, и чем-то похожим на кота Тома из мобильной игры Talking Tom.
Лично мне больше нравился 2D-кот. Раньше он был более оригинальным и запоминающимся, плюс решал задачи клиентов. А сейчас стоит только снять кофту, как его можно будет спутать с очередным котом из игры или мультфильмов.
Историческая справка
По лору он пришёл котёнком в Сбер и, пока рос, узнал всё о банке. То есть задумывался, как маскот-помогатор: помогал клиентам Сбера разбираться с приложением, оплатами и сопровождал на всём пути.
Но в 3D-версии кот больше не кажется взрослым и знающим, а наоборот — котёнком, который только начинает познавать азы. Ценность и идея маскота уменьшились.
Каких маскотов можно назвать крутыми
1. Маскота-личность с историей, которая ещё не закончилась. Например, маскот Эм.Ви только появился, и создатели анонсируют кучу маркетинговых активностей, и маскот будет развиваться. С котом Простоквашино или Сбера, увы, уже всё в полумёртвом состоянии.
2. Тех, которые помогают клиентам. Например, объясняют простым языком сложные вещи. Это нужно, чтобы клиенты говорили «Вау, вот добавили этого кота/утку/собаку/персонажа, и мне легче пользоваться приложением или заказывать товары». Так у клиентов сильнее формируется эмоциональная связь с маскотом и самим брендом.
3. Маскот, который выражает цели, характер и идеи бренда. Лучшие примеры тут, конечно, у Альфа-Банка. Например, слоган для «Умных и свободных» отражает медведь-хулиган. Люди понимают, что Альфа не боится демонстрировать таких персонажей в рекламе.
4. Маскот, который легко запоминается и узнаётся. Делать какие-то фрактальные символы или сложных персонажей маскотами — странно. Люди должны запомнить образ и говорить «А, это тот медведь Альфы», например. А когда маскота сложно считать, это становится препятствием к узнаваемости.
Черная утка, которую я уважаю
Но.... это же селезень.....
Эм.Ви похожа на Настю Ивлееву как будто и доверия особо не вызывает. Подростку не хочется доверят вопросы покупки стиралки
Да уж, какая-то шалашовка. Что она знает вообще?
Мне больше импонирует кот Альфы, чем кот Сбера. Он как будто более уравновешенный )
Есть такое, да. Глаза безумные, маниакальная стадия возможно, а котик Дзен наоборот успокаивающе действует
По лору он пришёл котёнком в Сбер Хм