«Бизнес умные люди не делают, они идут в науку» — основатель amoCRM Михаил Токовинин о ситуации на рынке, бунте и успехе
Выжимка нового выпуска подкаста Соколовского
Про гостя
Сегодня моим гостем стал Михаил Токовинин — основатель amoCRM, одной лучших облачных CRM-систем для малого и среднего бизнеса, которой пользуются сотни тысяч компаний. Бизнесмен рассказал о том, как сохранить равновесие в условиях неопределенности, о глобализации бизнеса и как бунтарство помогло ему найти себя. Самое интересное из беседы — в краткой выжимке ниже.
Школьные оценки, бунт и бизнес
Родители Михаила — выпускники МГУ, а старший брат учился в Гарварде. Тем временем сам будущий предприниматель закончил школу с единственной пятеркой по физике.
Я в 11 классе был худшим учеником в школе. Меня еле выпустили из школы и я с трудом поступил на платное в МАДИ. Но потом родители сделали правильное решение: они уехали. Брат поступил в Гарвард и я остался один. Концерт окончен. Зрители уехали. Это был просто бунт.
Михаил считает, что именно доля протеста сподвигла его заниматься бизнесом.
Бизнес умные люди не делают, они идут в науку. Бизнес — это про бунтарство. Самостоятельность, тщеславие, амбициозность — эти черты характера могут как сделать человека успешным, так и наркоманом.
Про терпение, риски и неопределенность
Предприниматель считает, что в начале пути действительно важно перетерпеть трудности:
Я за «потерпеть». Первые годы предпринимательства — это стыд, срам и позор. Приходишь на встречу с одноклассниками, а ты лузер. Они квартиры покупают, машины, а ты сайты делаешь и копишь на еду. Первые годы это одно сплошное терпение. Любая плюшка через ограничения.
В ситуации, когда внешние обстоятельства постоянно меняются и не всегда в лучшую сторону, любому бизнесу сложно сохранять равновесие и остаться на плаву. Даже такие крупные бренды как Додо, SkyEng, которые всегда ставили на устойчивое развитие бизнеса, претерпевают определенные трудности. Вот что об этом думает Токовинин:
Бизнес — это не спринт, а марафон. Работать в прибыль и работать в капитализацию — это разные навыки. Да, сейчас ставка тех, кто выбрал прибыль сыграла лучше. Но непонятно, как оно будет через пару лет: у бизнес-гонки нет конца. Работать в прибыль менее рискованно и менее прибыльно, в то время как работать на капитализацию, IPO и продажу — более рискованно и прибыльно. Баланс риск-профит всегда работает.
Менеджмент, продажи и цинизм
Михаил считает, что самые важные умения для предпринимателя — это менеджмент и продажи:
Самый высокооплачиваемый навык на земле — навык управлением людьми. Ты не можешь построить бизнес без навыков менеджмента. Недостаточно быть хорошим предпринимателем. Пока ты не построишь систему вокруг своей прекрасной предпринимательской идеи — ничего не выйдет. Если получится проскочить и у тебя под рукой окажется хороший менеджер — здорово. Но такое случается очень редко.
Также бизнесмен отмечает умение продавать как прямой путь к успеху:
Я плохо продавал и убегал от продаж. Ты все время продаешь: компанию сотрудникам, инвесторам, контрагентам, себя инвесторам. Если ты умеешь продавать и у тебя есть менеджмент — ты точно добьешься успеха. Идея в бизнесе — только мультипликатор.
Качество продукта или маркетинг: что важнее
На вопрос, что важнее — качество или маркетинг, предприниматель отвечает не задумываясь:
Любой товар начинается с чистой технологии. Пока ты единственный на земле делаешь какой-то продукт — тебе не нужен маркетинг. По мере развития продукта его ценность начинает снижаться: и вот тут уже на ведущую роль выходит маркетинг. Любой продукт проходит путь от инновации до шаблона, из продукта в маркетинг.
По мнению Токовинина, у Илона Маска есть важная способность — создавать уникальные технологические вещи с помощью маркетинга:
Маск гениален и уникален в том, что он делает продукт настолько же гениальным, как и продвижение. Но стратегия везде одинаковая. В конечном итоге даже Тесла — спор ботаников и плохих парней за красивую девочку. Продажи — это всегда про твою роль в обществе.
Как начать бизнес и для чего нужны тренды
Михаил рассказывает, что до amoCRM он начинал с не самых успешных проектов. Вот, что он советует молодым предпринимателям в нынешних нестабильных условиях:
Когда ты маленький — ты должен найти тему, которая маленькая, но перспективная. Для этого нужно понимать тренды. Это самое сложное. Если профессионал устал от продукта, а массовый потребитель еще о нем не знает — можете готовится к новому тренду.
Про глобализацию бизнеса и переход на другой рынок
Бизнесмен рассказывает, как переводил компанию из США в Россию и как этот подход помог сделать бизнес глобальным:
Я начал в США. Я все сделал правильно, но у меня не получилось. Оказалось, что там, в США, тяжело. Здесь легче. Я сразу решил делать глобальную компанию. Потом я уже сказал «в России миллион заработать легче, а миллиард — в США».
Стартовать легче в России. Но емкость рынка очень маленькая, тебе нужно все уметь и всем нравиться. И действительно, если ты фокусируешься на российском рынке — твой продукт меняется под специфические запросы. Поскольку мы начали в США, нам во многом удалось избежать особых черт российского бизнеса и оставаться глобальной компанией, добиваясь первых миллионов в России.
Для глобализации бизнеса, по мнению Михаила, недостаточно пересечь границу:
Если сидишь в Калифорнии и читаешь РБК — ты не в Калифорнии. Чтобы создать глобальный продукт, нужно быть глобальным чуваком. И, благодаря интернету, можно стать глобальным не выезжая из своей деревни
Самое сложное, объяснить людям, что Москва — не пуп земли. Все успешные проекты сейчас строятся из регионов.
О компании, продаже доли 1С и Борисе Нуралиеве
Компания Токовинина непубличная и осторожно открывает цифры:
Несколько сотен тысяч компаний пользуется нашим продуктом в России, очень много за рубежом. Работает человек 400, выручка — миллиарды рублей.
Михаил рассказал, что решение продать 50% компании было коллегиальным. Также он не уверен, что не совершив эту сделку, их бизнес достиг бы такого успеха. Деньги, полученные за эту продажу, так и не потрачены:
Я не аскет: у меня неплохие квартиры и 4 машины. Но из той суммы я ни рубля не потратил, так и лежат. Мне хватало денег с прибыли.
О Борисе Нуралиеве, одном из основателей компании 1С, которой и продали долю, Михаил отзывается так:
Он довольно авторитарный, но у него есть уникальная способность: уметь ладить с маленькими коммерсами. Он умеет уважать или делать вид, что уважает. Но он никогда не создает ощущение дискомфорта. 1С в его лице — лучший партнер.
Книги, образование и цели
Михаил признается, что не читает книги, потому что для него это неудобно. Он отдает предпочтение интернету:
Я не потребляю художественный контент: кино, мультфильмы, книги. Меня настоящая жизнь интересует больше. Бизнес-литература вообще сильно переоценена: любую херню, упакованную в книгу, преподносят как великое знание человечества. Я читаю много, но в интернете.
Учиться и просвещаться бизнесмен любит тоже самостоятельно:
Я очень увлекающийся. Пока на 100% не прокачаюсь — не успокоюсь, но мне не нужен преподаватель. Мне достаточно интернета.
Михаил хотел бы интересно прожить жизнь и оставить после себя свои знания и идеи:
Любого человека драйвит размножение. Самое базовое — нарожать детей, но большинство людей это довольно быстро отпускает и они жаждут распространения своей ментальной сущности. Кого-то учить, передавать свои знания. Бизнес во многом такой же способ размножения. Ты что-то придумал, а оно стало общепринятым.
Как предпочитаете развиваться вы: читаете книги или гуглите? Давайте обсудим это в комментариях.
О подкасте
С 2019 года в этом подкасте я встречаюсь с людьми, достигшими впечатляющих успехов в своей деятельности. Среди последних героев — комик Нурлан Сабуров, психолог Марк Бартон, миллиардер Игорь Рыбаков, космонавт Сергей Рязанский, генеральный директор BlackStar Павел Курьянов (Пашу), основатель сети ВкусВилл Андрей Кривенко, Олимпийский чемпион Никита Нагорный и другие.
Послушать полную версию выпуска можно здесь: YouTube