Для чего компании получают рейтинг кредитоспособности

Рассказываем, в чем заключается процедура присвоения рейтингов и как эту информацию могут использовать инвесторы.

Для чего компании получают рейтинг кредитоспособности

Основным документом, с помощью которого компания «общается» с инвесторами, является бухгалтерская (финансовая) отчётность. Её достоверность ежегодно подтверждается независимым аудитом. Однако аудиторское заключение относится только к событиям, уже отражённым в отчётности, при этом аудитор ограничен в возможности выносить суждение о перспективах компании.

Но если компания функционирует в основном на средства своих клиентов (как большинство финансовых институтов) или эмитировала долговые ценные бумаги, то оценка её способности полностью и в срок погасить требования кредиторов очень важна для существующих и потенциальных инвесторов. Запрос на выражение подобного мнения удовлетворяется со стороны рейтинговых агентств, публикующих рейтинги финансовых инструментов, компаний, регионов, государств.

Самый часто используемый рейтинг – рейтинг кредитоспособности – служит ответом на вопрос: «Может ли компания при своей текущей бизнес-модели удовлетворить существующие требования кредиторов при ухудшении внутренних и внешних факторов?».

Виды рейтингов

Рейтинги можно классифицировать по нескольким признакам.

Во-первых, по объекту рейтингования: ценная бумага, компания, государство (суверенный рейтинг) или административно-территориальная единица внутри государства (субсуверенный рейтинг).

Часто бывает так, что на одно и то же юридическое лицо приходится два или более рейтинга. Например, управляющая компания АО УК «Апрель Капитал» по состоянию на 9 октября 2023 года имеет рейтинг А+, присвоенный Рейтинговым агентством «Эксперт РА». При этом один из фондов под её управлением: ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Апрель Капитал – Акции» – имеет свой собственный рейтинг А+ «Очень высокий уровень качества паевого инвестиционного фонда», присвоенный тем же рейтинговым агентством.

Более того, в международной практике рейтинги могут быть присвоены различным траншам (платежам, производящимся эмитентом в пользу инвесторов в зависимости от наступления того или иного события) одной и той же структурированной ценной бумаги.

Во-вторых, рейтинги классифицируются по инициатору рейтинга: запрошенные (в рамках которых объект рейтингования за свой счёт оплачивает услуги рейтингового агентства) и незапрошенные (когда рейтинговое агентство присваивает рейтинг в инициативном порядке).

В-третьих, рейтинги различаются по целям присвоения. Для корпоративного сектора выделяют рейтинги кредитоспособности (мнение рейтингового агентства о способности компании своевременно и в полном объёме выполнить свои обязательства перед кредиторами), корпоративного управления (мнение о качестве работы менеджмента компании с точки зрения соблюдения и защиты прав её акционеров, сотрудников, инвесторов, кредиторов, клиентов и контрагентов), соответствия экологическим и социальным стандартам.

В-четвёртых, рейтинги делятся в зависимости от времени прогноза их актуальности на краткосрочные (на срок менее одного года) и долгосрочные (на срок один год и более).

Методология присвоения рейтинга

Слово «рейтинг» означает ранжирование по качественному признаку (в отличие от слова «рэнкинг», подразумевающего ранжирование по величине количественных показателей).

Тем не менее выражение рейтинговым агентством своего мнения об анализируемом объекте происходит на основе обработки как качественных оценок, так и количественных данных. Совокупность процедур сбора и обработки информации для формирования рейтинга называется рейтинговой методологией.

В качестве основного инструмента рейтингования чаще всего используется балльная скоринговая модель, при которой разные показатели, как количественные, так и качественные, умножаются на корректирующие коэффициенты, а затем происходит суммирование получившихся значений и подсчёт баллов – скоринг.

Диапазон скоринговых значений от минимально возможного до максимально возможного делится на несколько «отрезков», каждый из которых имеет своё наименование в виде соответствующего рейтинга. Совокупность возможных рейтингов образует рейтинговую шкалу.

Шкала делится на три основных группы рейтингов от наихудшего к наихудшему:

  • «дефолтная» (вероятность банкротства объекта рейтингования оценивается от средневероятной до неизбежной);

  • «спекулятивная» (объект рейтингования может выполнить свои обязательства, если текущая конъюнктура несильно ухудшится);

  • «инвестиционная» (объект рейтингования сможет погасить задолженность перед кредиторами даже при существенном ухудшении внешней среды и/или показателей своей деятельности).

Международные рейтинговые агентства используют два вида шкал: международную, необходимую для межстранового сопоставления компаний, регионов и отраслей, и национальную. При этом в случае использования международной шкалы рейтинг ценной бумаги, компании или региона/муниципалитета не может быть выше суверенного рейтинга.

Необходимая информация для присвоения рейтинга берётся из отчётности эмитентов, в том числе из государственной статистики, если речь идёт о суверенных рейтингах. Но часто этой информации недостаточно, поэтому рейтинговые агентства запрашивают дополнительные данные напрямую у объекта рейтингования.

Одной из наиболее важных и сложных процедур в процессе рейтингования является стресс-тестирование: анализ чувствительности совокупных финансовых показателей к различным изменениям внешних и внутренних факторов. Зачастую стресс-тест сопровождается сценарным прогнозированием, при котором моделируются комплексные макроэкономические «шоковые» состояния (экономический кризис, острый дефицит ликвидности в банковской системе, обвал фондовых индексов и другие), а затем оценивается их влияние на эмитента.

Стресс-тест позволяет определить пороговое состояние эмитента, при котором он не сможет погасить свою задолженность перед кредиторами. Чем более «экстремальным» и потому маловероятным является сценарий, при котором следует банкротство, тем выше финансовая устойчивость и тем выше может быть рейтинг.

Вместе с рейтингом публикуется прогноз его динамики: негативный, стабильный или позитивный.

Как правило, рейтинг присваивается на один год с возможностью его продления. Но при серьёзном ухудшении показателей рейтинговое агентство вправе публично объявить о постановке текущего рейтинга на пересмотр. Также рейтинговое агентство может отозвать рейтинг с последующим прекращением его обновления и публикации.

Использование рейтингов

Рейтинг представляет собой независимое объективное мнение рейтингового агентства, являющегося частью инфраструктуры финансового рынка.

Чем выше рейтинг, тем по меньшей ставке эмитент может привлечь банковский кредит или предложить меньшую купонную доходность по облигациям. Опосредованно рейтинг влияет на степень ликвидности инструментов эмитента: чем выше рейтинг, тем выше и ликвидность облигаций и/или акций.

Использование рейтингов со стороны как бизнеса, так и государства, регламентировано на уровне нормативных правовых актов. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2011 № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» предусматривает в качестве одного из критериев наличие у банков - претендентов кредитного рейтинга не ниже установленного уровня.

С точки зрения инвесторов, самое большое преимущество рейтингов – это возможность учитывать их при риск-менеджменте инвестиционного портфеля и фундаментальном анализе бизнеса эмитентов.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что рейтинговые агентства несут только репутационную ответственность за совершённые ими рейтинговые действия. Рейтинговые агентства в дисклеймерах отдельно указывают, что не несут ответственности за последствия использования информации о присвоенных ими рейтингах.

Поэтому рейтинги являются важным, но не единственным элементом финансового анализа и прогнозирования.

1313
2 комментария

Рейтинговые агентства может быть и такой же серьёзной штукой, как цирк.
Смотрим эпизод из фильма "Игра на понижение" и смотрим на шапито в лице одной из таких контор:

Ответить