Как защитить мобильное приложение от копирования
Сергей - разработчик из Нижнего Новгорода. Он создал собственное приложение - игру для детей, которая развивает мелкую моторику. Сергей написал код, разработал уникальный интерфейс, придумал название и логотип. Теперь можно разместить свою работу в AppStore и Google Play? А вот и нет.
Если просто взять и опубликовать приложение, его могут скопировать конкуренты. Тогда время и деньги на разработку будут потрачены зря. На украденной идее станут зарабатывать подражатели.
Когда заканчивается разработка, начинается следующий этап – защита.
Как защитить приложение от кражи?
Защитить приложение целиком с помощью одного инструмента не получится. Каждую часть можно защитить отдельно:
- название - товарным знаком;
- исходный код – регистрацией программы в Роспатенте;
- алгоритм – патентом на изобретение;
- графический интерфейс - промышленным образцом;
- контент - авторским правом (хранить исходники, задепонировать результат).
Максимальную защиту обеспечивают все эти инструменты вместе. Но, например, чтобы получить патент, нужно создать действительно уникальный продукт. А чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно, чтобы он был свободен и обладал различительной способностью.
Поговорим подробнее о каждом способе.
Товарный знак на название или логотип
Товарный знак – это обозначение, которое выделяет бизнес среди конкурентов. С его помощью покупатели лучше запоминают продукты и услуги, узнают их среди похожих предложений и рекомендуют знакомым.
Сергей может зарегистрировать название приложения, его иконку или логотип в качестве товарного знака. Для этого нужно подать заявление в Роспатент, заплатить нужные пошлины и дождаться результатов экспертизы. Если знак пройдет проверку, его зарегистрируют.
Регистрация бренда - непростая и долгая процедура. Перед подачей заявки для знака подбирают классы МКТУ и проводят тщательный анализ обозначения на соответствие ГК РФ и регламенту ведомства. Но даже после него Роспатент может направить предварительный отказ. Знак можно спасти, если подобрать аргументы, почему бренд все-таки должен быть зарегистрирован.
Права на бренд надежнее оформлять с опытным юристом. Так вы повысите свои шансы на успешный результат - специалисты знают, как эксперт Роспатента будет оценивать знак.
Другой вариант – регистрировать бренд самостоятельно. Но для этого нужно провести целое исследование – как правильно оценить шансы на регистрацию, заполнить заявку, оплатить пошлины или ответить на запрос ведомства. Каждая ошибка может стоить времени, денег или даже самого знака.
Регистрация исходного кода в Роспатенте
Кроме товарного знака Сергей может зарегистрировать исходный код приложения. Ведомство примет его на хранение, а взамен выдаст свидетельство, подтверждающее право на программу.
Охраняться будет именно последовательность цифр, букв, знаков препинания, спецсимволов – то есть Сергей получит авторское право на свой код. Логику приложения или его интерфейс такая регистрация не защитит.
Зарегистрировать исходный код можно не только для защиты от кражи, но и для того, чтобы
- передавать его по лицензии;
- продать другому лицу;
- внести в реестр отечественного ПО.
Компания “Сбербанк” зарегистрировала исходный код программы, которая интегрируется в сторонние приложения на ОС iOS. Программа может применяться для сбора поведенческих метрик и анализа статистики посещений.
Номер свидетельства – 2020612513.
Оформление патента на изобретение
Приложение само по себе запатентовать нельзя. Но если в его основе лежит какой-то уникальный алгоритм, то у Сергея есть шансы получить патент на способ и защитить логику приложения. Это самый надежный вариант, ведь так он сможет пресекать не только полное копирование, но и попытки подражания.
Регистрация разработки – довольно сложный процесс. Нужно, чтобы алгоритм отвечал трем обязательным критериям:
- новизна – идея должна быть по-настоящему новаторской и не обнародованной;
- изобретательский уровень – разработка должна превышать существующий уровень развития IT;
- промышленная применимость – алгоритм можно использовать для получения конкретных результатов.
Перед подачей заявки в Роспатент следует обязательно провести патентный поиск по схожим разработкам во всем мире.
Патент на изобретение действует 20 лет. Для этого его нужно поддерживать в силе – оплачивать ежегодную пошлину за продление, начиная с третьего года действия.
Яндекс получил патент на способ для выполнения авторизации приложения на электронном устройстве (патент № 2638779), патент на способ (варианты) и сервер для загрузки приложения (патент № 2634219) и прочие.
Оформление патента на промышленный образец
Сергей может защитить уникальный графический интерфейс патентом на промышленный образец. Для этого нужно, чтобы у его приложения был оригинальный дизайн и, например, особое расположение кнопок.
Требования к интерфейсу:
- новизна – дизайн не может быть сочетанием двух уже известных решений;
- оригинальность – интерфейс не должен иметь опубликованных аналогов.
Большой плюс такого варианта защиты – возможность включить в одну заявку несколько экранов интерфейса.
Но если Сергей будет серьезно дорабатывать дизайн и выпускать обновления, регистрировать патент на интерфейс придется заново.
Срок действия патента на промышленный образец – 25 лет. Для поддержания его в силе нужно своевременно вносить госпошлину.
Депонирование контента
Текст, фото, видео, музыка и другой контент, который используется в приложении, охраняется авторским правом. Регистрировать его не обязательно, оно возникает по факту создания материалов. Но если контент скопируют конкуренты, Сергею придется подтверждать свои права.
Для этого существует специальный инструмент – депонирование. Его суть в том, что защищаемый контент хранится в специальном архиве, а автору выдается свидетельство о депонировании. С этим документом он может блокировать незаконный контент в Яндексе, Гугле, соцсетях и на маркетплейсах.
Свидетельство о депонировании действует 70 лет и принимается как доказательство в судах и госорганах.
Чем больше доказательств авторских прав, тем лучше. Поэтому Сергей может хранить исходники материалов, загрузить копии файлов в облачное хранилище или отправить контент на свою электронную почту. Материалы в облаке или на почте можно заверить у нотариуса – это будет еще одним доказательством авторских прав.
Надежнее всего подходить к вопросу защиты приложений комплексно и использовать сразу несколько способов. Это значительно снизит риски копирования.