Заработать на ЗОЖ: физик и финансист создали натуральный энергетик
В последнее время все буквально помешались на ЗОЖ и правильном питании. Но есть одна проблема: литры кофе или энергетических напитков, которые выглядят как газировки с лошадиной долей сахара не совсем вписываются в диету “здорового человека”. А без них справиться с современным ритмом жизни довольно сложно. Егор и Екатерина Хлебниковы нашли выход, создав натуральный энергетик - Fitomix.
Как Роснано и Сколково продвинули идею Fitomix
Егор и Катя - молодая семья: он по образованию физик, она – финансист. Они работали в больших известных корпорациях: он в Роснано разрабатывал законы по снятию барьеров с инновационных стартапов, у нее за плечами опыт работы в большой четверке и фондах прямых инвестиций. Чтобы не только выдержать бешеный рабочий ритм, но и продвинуться по карьерной лестнице, Егор и Катя много работали, а для поддержания сил пили по многу чашек кофе в день. Естественно, профессиональное выгорание не заставило себя долго ждать. Катя решила уволиться с работы и создать что-то свое. Егор поддержал Катю в намерении основать свой проект и изъявил желание помогать, ведь у него уже был опыт создания бизнеса. (Когда-то Егор вместе с братом основал собственную компанию по производству изделий из углеродного волокна).
Чтобы накопить побольше знаний, Катя решила пойти учиться предпринимательству. Егор в это время учился в Сколково на программе MBA. В рамках программы у него было предусмотрено несколько международных стажировок. После поездки в США и Гонконг и знакомства с местными стартапами, Катя и Егор пришли к выводу, что главной идеей для себя видят создание массового продукта, с учетом современных технологий и трендов на рынке продуктов питания, при этом продукт должен помогать бороться со стрессом и подпитывать энергией, так как именно ее нехватку ребята ощутили на себе. Отшлифовать идею Fitomix помогла стартап академия Сколково.
Поиск концепции
Концепция Fitomix, натурального энергетика из сухих экстрактов, пришла к Егору и Кате далеко не сразу. Когда ребята искали свободную нишу на рынке, они обратили внимание на сегмент здорового питания.
“В данный момент, эта отрасль растет и появляются все новые продукты, а ритейлеры выделяют под них целые полки в супермаркетах. При этом ниша полезных напитков в России почти не занята, а функциональные напитки - напитки обогащенные пищевыми ингредиентами (спортивное питание, энергетики, напитки с кишечными культурами, витаминные и прочие), за редким исключением, натуральностью похвастаться не могут. Из функциональных напитков мы выбрали энергетики, они уже давно отвоевали себе полноценную полку в каждом магазине, а сделать их полезными и натуральными это интересная и амбициозная для нас задача”
Первые шаги: поиск финансирования, проблемы с дизайном и запуск производства
Для запуска продукта ребята использовали личные накопления, которые ушли на разработку формулы напитков, закупку ингредиентов, создание и печать упаковки, создание сайта и автоматизацию процессов. В общей сложности на эти задачи ушло около 1,5 млн рублей.
Над дизайном упаковки ребята также бились долго. Он разрабатывался вместе с молодым дизайнером, которого нашли по рекомендации друзей. Концепции упаковок несколько раз кардинально менялись. К печати была готова упаковка, которая казалась абсолютно понятной для покупателя. Но ребята решили заказать небольшое исследование у нейромаркетологов, которое показало, что упаковка будет нечитабельна и покупатель не поймет, что это вообще такое. Исправив все ошибки, ребята создали текущую упаковку Fitomix, с ярким дизайном, так как очевидно, что хорошее первое впечатление на покупателей второй раз произвести будет сложно.
С поиском поставщиков экстрактов возникли проблемы. Во-первых, достаточно сложно произвести натуральный экстракт, полностью растворимый водой. Поэтому таких напитков и не было на рынке. В нескольких пробных составах Fitomix оставался значительный осадок. Во-вторых, ребятам важно было, чтобы экстракты были высушены при низких температурах и не потеряли свою полезность, однако многие экстракты приходили пересушенными высокими температурами, а это влияло на пользу напитка, цвет и вкус. Кроме того, ребята хотели, чтобы Fitomix содержал экстракт трав, выращенных и собранных на Алтае. Хотя многие поставщики на сайте в графе страны происхождения сырья указывали Россию, когда приходил экстракт с паспортом, оказывалось, что это импорт из Китая. К счастью, в итоге нашлась пара надежных поставщиков.
Но на этом сложности не закончились: при изготовлении первой партии выяснился один нюанс: некоторые экстракты очень быстро набирали влагу и комковались, поэтому важно соблюдать контроль влажности при фасовке продукции. Теперь в цехах при производстве Fitomix установлен строгий контроль влажности.
Могут ли физик и финансист самостоятельно создать полезный напиток?
На самом деле, им для этого потребовалась помощь. Для создания и разработки продукта ребята пригласили профессора, доктора фармацевтических наук Татьяну Киселеву (Татьяна также являлась членом Экспертного совета ФГБУН «Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи»).Так появились сухие коктейли без сахара и химических добавок.
На данный момент в ассортименте Fitomix 4 коктейля. Все они представляют с собой экстракты натуральных ингредиентов, которые нужно растворить в воде. Почему именно экстракты, а не привычный напиток в бутылке?
“Натуральные ингредиенты (клюква, мелисса, боярышник, черника и др.), входящие в состав напитка, собираются в определенный период времени года, экстрагируются и высушиваются в специальном оборудовании при низких температурах. Формат сухого экстракта позволяет производить напитки без использования консервантов и стабилизаторов и в полном объеме сохранить пользу растений”
Плюс формат экстракта удобнее - его всегда можно взять с собой.
Планы на будущее
Сейчас Егор и Катя ведут переговоры с крупными ритейлерами и аптеками о дистрибьюции продукта. Они считают, что заняли относительно свободную нишу на российском рынке - ведь среди полезных напитков на полке супермаркетов в основном представлены лишь соки, смузи и минеральные воды. А сухие коктейли, которые продаются в аптеках и спортивных магазинах, не являются полностью натуральными.