Сокращение по-пиратски: как собрать стартап внутри корпорации и стать эффективнее
Привет! Мы — команда «Пиратская дюжина», участники учебного проекта Product Games: 8 недель, 8 спринтов создания продукта из ИИ и палок + дергающийся глаз в комплекте (поэтому мы и закрываем его пиратской повязкой)
Хотим поделиться историей о том, как мы из корпоративной модели на 10 человек через 5 недель превращаемся в реальный стартап.
Вот, что у нас получилось на сегодня: ИИ-эксперт по кратному росту бизнеса Дейви https://t.me/businessgrowthexpert_bot — переходите, тестируйте, пишите в комментариях, что он вам посоветовал. Это займёт минут 10
Оптимизация процессов и сокращение численности сотрудников становятся актуальными задачами, особенно для предприятий среднего размера. Расскажем на своем примере:
- почему иногда «меньше людей — значит лучше»;
- как настроить бизнес-процессы, чтобы создать компактные, эффективные и продуктивные команды;
- как собрать продукт за месяц и получить первые продажи.
Откладывайте все дела на ближайшие семь минут, наливайте ром или чай, запасайтесь печеньками, а мы начинаем наш рассказ.
Глава 1. Распределение участников по командам и первые две недели проекта
Организаторы проекта рандомно распределили участников по командам — примерно по 10 человек в каждой. Никто друг с другом ранее не был знаком, все из разных городов и стран. Нам повезло, у нас оказались специалисты широких компетенций: и маркетологи, и разработчики, и продакты. Некоторым командам повезло чуть меньше — у них, например, не было технических специалистов. Все прямо как в жизни — работаем с тем, что есть.
Первые две недели были похожи на жизнь в корпорации: утренние и вечерние митапы (по 5-6 часов в день, правда-правда) и огромное желание как можно скорее синхронизироваться, найти общий язык и дойти до победного. А как итог — горячие обсуждения, споры, заполнение табличек со скиллами каждого, снова обсуждения и снова споры.
Оценка сотрудников по их вкладу и навыкам
Таблица со скиллами помогла нам буквально за день понять наши сильные стороны и места, где мы точно буксанем. Распределение задач мы вели с оглядкой на эти данные.
Выбор Капитана и продукта
Каждой команде организаторы предложили кейс. Можно было удариться в разработку «под заказ», а можно было пивотнуться и сделать что-то свое. Мы выбрали второе и сразу же столкнулись с тем, что каждый член команды начал гнуть свою линию. У нас было 14 гипотез, и каждый хотел делать что-то близкое и понятное одному ему. Бизнес-сообщество, платформу, ассистента для ведения соцсетей, чат-бота… Мы обсуждали и спорили, оценивали «за» и «против» и даже делали презентации друг для друга. Но чтобы куда-то реально побежать, нам нужен был Капитан и ровно одна идея. Две недели этой вакханалии всех окончательно вымотали. И тут наш трекер — это такой старпом, боцман и штурман в одном лице, который помогает командам «добежать» до работающего продукта, привел нас к пониманию, что на время, пока Капитан не проявился, каждый из нас будет «Лидером дня» по очереди.
Каждый день «Лидер дня» координировал всех по задачкам, проверял выполнение домашек, координировал время встреч и отвечал на вопросы команды. Могло ли так продолжаться дальше? Может ли корабль бороздить океаны рынка без Капитана? Ахаха, конечно же нет!
Мотивация и лидерство в небольших группах
А Капитан все не объявлялся и не объявлялся целых две недели. Организаторы загадочно говорили: «Он найдется сам», и на третью неделю нам стало понятно, кто это…
Тот, кто:
- утром напоминал «Лидеру дня» о том, что его ждет
- раздавал членам команды задания
- поддерживал шуткой
- отдувался за всех каждую пятницу на питчах
- вел учет всего и вся
и в итоге очень естественно и единогласно превратился в Капитана нашей команды.
Глава 2. Все, что нас не убивает, потом об этом пожалеет!
Как проходил курс — утром теория и домашка, днем разобраться как решать, вечером сдать. Тайминг жесткий. Провалил, не успел, не сделал — снимаются итоговые баллы с команды. И так каждый день за исключением воскресенья, когда все-равно все собирались на получасовой созвон.
Одной из сложнейших задач для всех стало выделение сегмента, определение его поведения, JTBD-интервью.
На четвертой неделе организаторы приняли сложное решение поставить проект на паузу — все команды провалили интервью, необходимо начинать сначала. «Люда, у нас отмена! Ваши интервью провалены, начинайте сначала». В итоге решили отдохнуть недельку, переобуться, и с новыми силами в бой.
Увы, но все отреагировали по-разному. Кто-то был рад взять паузу, а кто-то был возмущен и покинул проект. Как мы поняли чуть позже, так случилось по нескольким причинам:
- все мы затратили кучу времени на работу по курсу
- работа и созвоны велись ежедневно по нескольку раз, даже в выходные
- мы сожгли всю базу с близкими контактами, а идти второй раз на интервью в 40 минут было откровенно ну так себе
- на основном месте работы начали скапливаться долги, а задач по обучению не становилось меньше.
Вот, кстати, наш результат после очередного пивота — ИИ, который за 10 минут диагностирует бизнес не хуже консультанта с 3-х летним опытом и находит, где вы недополучаете деньги
Как ускориться? Технологии
На курсе мы попробовали массу инструментов, завязанных на ИИ. Наверное, самое полезное и качественно работающее — это расширение для Google Sheets и сам ChatGPT (еще Claude ничего), потому что таблиц у нас много. Очень много. Остальные инструменты, которые мы пробовали, эффектны в плане подачи результатов, но выдают слишком непредсказуемый результат.
Глава 3. Перестройка в стартап
Через неделю после провальных JTBD-интервью стало очевидно, что несколько человек команды не хочет больше продолжать работу и ушли. Нас осталось катастрофически мало, но мы были в тельняшках!
Слишком стремительное уменьшение численности команды и какие риски оно несет:
Риск 1: перегрузка оставшихся сотрудников
Риск 2: снижение морального духа. Именно такой дизморал мы и словили, когда у нас резко перестала существовать часть команды.
Но как раз на этой стадии оставшиеся сплотились, и на морально-волевых потащили проект. Ну и конечно, наш трекер не давал нам сдуться. За целый месяц мы успели не только сработаться, но и подружиться, а зоны ответственности поделили по интересам. Один стал отвечать за техническую реализацию, остальные пошли в JTBD, продажи и маркетинг. Каждый тащил как мог.
К слову, на этом этапе поняли, что разработчика все-таки может заменить только разработчик, поэтому берегите своих технарей :)
На удивление утренних и вечерних митапов стало в разы меньше, домашки мы стали делать и сдавать за 15 минут. Договариваться, пивотиться и тестировать гипотезы стало нереально просто. Минусы — больничный или семейные дела ценного (равно любого) участника стали критичными. Вся коммуникация команды проходила в чате в Telegram. Вот скрин из рабочего пространства команды:
На одной из недель заболела вся команда нашего стартапа. Но мы собирали остатки сил и голоса, проводили интервью и сдавали домашние задания. Никаких оправданий, и только вперед!
Глава 4. Стартап с уклоном во взаимозаменяемость
Мы стали больше обмениваться нашими зонами ответственности, чтобы не допускать простоя. Надо сказать, что это тоже происходило довольно естественно, по интересам. «Мне интересно в этом разобраться — научи!». Ну и главное, если бы не продажи на самых ранних этапах, мы бы, скорее всего, потеряли веру в продукт и не затащили. Да-да, не успев толком допилить даже MVP, мы сделали целых три продажи! Пиастры, знаете ли, очень мотивируют не бросать на полпути.
В компактных командах особенно важна качественная коммуникация. Недостаточное взаимодействие и неполнота информации могут стать источником конфликтов и проблем.
Глава 5. Трекер и фокус на главном
Отдельно скажем пару слов о том, почему трекер необходим стартапу как ветер нужен парусам. Трекер — это такой специалист, который помогает команде стартапа фокусироваться на одной главной задаче в неделю. И помогает поменять мышление. Где фокус — там и результат, знаете же сами. А еще трекер подсвечивает ценное, что команда может попросту пропустить из-за сверхзагруженности, что с нами и произошло. А еще иногда просто по-человечески мотивирует, напоминая о результатах. Что-то вроде «У вас же была продажа! Почему вы не делаете это дальше, вы же такие крутые?» — наша реальная история. Мы продали, но не поверили в ценность.Но трекер может помочь не только стартапу. Бизнесу, который на плаву уже 5+ лет, трекер может помочь преодолеть ощущение, что перепробовали уже все, а развития нет. А самое главное — помочь выйти из стагнации и получить заветный кратный рост (пружина сжимается, иксы неизбежны!). При этом многие трекеры — сами успешные предприниматели, прошедшие необходимое обучение и сертификацию.
Жим со штангой лежа, который мы просто посмотрели в ютубе, сил нам не прибавит. Поэтому в тренажерке мы нанимаем персонального фитнес-инструктора, который расскажет как. Также и в бизнесе — трекер помогает быстрее и с меньшими потерями достичь конкретных целей.
Продукт, который мы делаем на курсе — это лишь часть инструментов хорошего трекера. И если вам хватит смелости пуститься в большое плавание за крупными деньгами (то есть, делать большой бизнес), наш ботик в этом тоже поможет вот ссылка на него. Мы все также будем рады, если ты перейдешь, протестируешь и дашь нам в комментах к статье обратную связь 🙂
Выводы
Хотите, чтобы ваша команда стала более маневренной и эффективной? Угоните Черную Жемчужину! Размышляете о быстром росте? Сделайте из ваших сотрудников пиратов!
Выделите 4-5 участников группы, с дополняющими друг друга компетенциями. Например, классическая четверка: капитан — тимлид, боцман — маркетолог, штурман — аналитик, старпом — разработчик. Главное, чтобы участие было добровольным и увлекательным для каждого. Предоставьте свободу действий, поощряйте творческие сессии и поставьте перед командой увлекательные задачи: например, тестирование новых маркетинговых каналов, создание инновационного продукта или революция в дизайне.
Вы удивитесь тому, на что способна такая пиратская команда за короткий срок, всего за месяц.
Риски:
- команда может увлечься, увидеть возможности, сделать свой продукт и уволиться :D
- могут не найти решения (но это тоже плюс: зато сколько гипотез уже проверено);
- встанет операционка, если не перераспределить задачи;
- не будет подробной документации, максимум – финальные артефакты.
Возможности:
- Хотя 90 из 100 гипотез могут не сработать, 10 из них могут принести значительные результаты;
- Повышение вовлеченности сотрудников в процесс;
- Новые формы взаимодействия в команде улучшают общую атмосферу в компании;
- Практика такого рода может служить отличной профилактикой выгорания сотрудников.
Дерзайте! Успехов в ваших начинаниях и семи футов под килем!
Продолжение следует...
Комментарий удалён модератором
Согласны! На это нужен азарт, силы и смелость
Комментарий удалён модератором
Спасибо, скоро порадуем вас продолжением!
Интересный путь! Наша компания работала с трекером, рост был стремительный. Авторам благодарность за интересную статью👌
Спасибо! Следите за продолжением 😏
Не видел ничего нового. Банальность.