Письмо стартаперу, который ищет инвестора на мероприятиях

Осень — всегда жаркий деловой период. В течение последних трёх месяцев я выступал на крупнейших форумах и на маленьких встречах. Мне удалось рассказать о привлечении инвестиций сотням предпринимателей.

По результатам этого общения и нетворкинга я хочу дать предпринимателям, которые приходят на мероприятие за инвестициями, обратную связь.

Несколько моментов, на которые я хочу обратить ваше внимание.

Письмо стартаперу, который ищет инвестора на мероприятиях

Про участие в мероприятиях

Подавляющее большинство из вас заблуждаются в том, что на мероприятиях есть инвесторы, которые ищут проекты. Друзья, запомните раз и навсегда: это не так!

На таких мероприятиях, и в «закрытых» чатах инвесторов единицы, а ищущих инвестиции — сотни. Пропорция точно не в вашу пользу.

Согласно текущим результатам исследования «Венчурный Барометр 2019», всего 2% инвесторов находят проекты для инвестиций на мероприятиях. Это не значит, что на мероприятия не надо ходить, просто цели должны быть другие, нежели чем «найти инвестора».

Знакомство с инвестором

Подавляющее большинство предпринимателей действует так:

— Алексей, вы инвестор?

— Да.

— Посмотрите мой проект. Мы делаем... ну и дальше питч (это в лучшем случае).

Так не работает! Почему? Да потому что вы не провели вообще никакой подготовительной работы. Не выяснили, кто будет на мероприятии, какие у этого «кого-то» интересы, надеетесь на то, что вот так через «холодное» знакомство можно чего-то добиться. Это вообще не работает.

Я пишу это, чтобы принести вам пользу через экономию вашего времени. Поверьте, если бы вы хотя бы половину времени мероприятия потратили бы на изучение вопроса «а кому и почему вообще может быть интересен мой проект», то вероятность того, что вы привлечёте инвестиции, кратно бы выросла.

Проекты на ранних стадиях

Очень многие проекты находятся на очень ранней стадии: когда ничего или почти ничего нет. Таких очень много. Тысячи.

В каждой теме у вас всегда есть трое-пятеро прямых конкурентов и десяток косвенных. Как вы собираетесь конкурировать с ними за внимание инвесторов? У подавляющего большинства из вас нет иного ответа на этот вопрос, кроме «у нас крутая команда» (можно подумать, что все остальные отвечают на этот вопрос «у нас команда так себе»). Задумайтесь об этом.

Финансовые посредники

Есть такой бизнес: зарабатывать за счёт распоряжения чужими деньгами. Это нормальный бизнес. Я сам им занимаюсь. Вы должны понимать, что решение положить деньги на депозит, купить облигации, вложить в фонд, или вложиться в скупку недвижимость под банкротством или в гостендеры, — решения одного порядка.

И вы своими «гарантированная доходность 50% годовых» конкурируйте со всеми этими решениями.

Люди, у которых есть условно от $1 млн, — не дураки в большинстве своём. Они понимают что не бывает «гарантированных» 50%. Иначе бы все деньги мира были бы уже в этом инструменте. Почему-то никто, кто тут ищет чужие деньги, чтобы на них заработать свои, не пишет про риски предложения, будто их вообще нет.

Также этот бизнес отличается тем, что в большинстве случаев такие управляющие не вкладывают свои деньги в проекты, в которые они привлекают чужие. Я думаю, этим всё сказано.

Несколько советов

  • Не тратьте время на ковровые бомбардировки инвесторов: подумайте, как вы собираетесь конкурировать за их внимание с тысячами других проектов.
  • Делайте домашнюю работу. Привлечение инвестиций — такой же бизнес-проект, как, например, постройка здания. Вы же не строите здание или не делаете ремонт без подготовки?
  • Остерегайтесь «гарантированных XX%». Они просто не существуют! Инвестируйте только в то, в чём вы сами разбираетесь. Сказка про Ивана на печи, который сидит в лаптях и получает пассивный доход, — лишь сказка из нашего с вами детства. Пассивный доход может быть, но он не может быть без соответствующей работы, прилагаемой к нему.
  • Ходите на мероприятия с понятной целью. На мероприятиях и в публичных каналах почти нет инвесторов, ну или они вряд ли проинвестируют в первый встречный проект. Если вы идёте на мероприятие, поставьте себе понятную цель, проведите подготовку к конкретному событию в связи с его программой, напишите вопросы спикерам и другим участникам. Если там есть инвесторы, изучите их профиль и подумайте, входит ли ваш проект в сферу их интересов прежде, чем предлагать. Не просите при первом знакомстве у инвестора денег, просите совета.
14
12 комментариев