Как выбирали лучших бариста в России: подводим итоги пяти чемпионатов от Julius Meinl
Зачем популярному европейскому бренду устраивать чемпионаты для бариста в нашей стране в 2023 году, как на соревнования реагирует его штаб-квартира в Австрии и что думают об этом российские профессионалы – рассказываем в материале.
В 2022 году из России ушла Specialty Coffee Association — главный организатор мировых чемпионатов среди бариста, которая раньше проводила локальные финалы в стране. Из-за этого мастера кофе остались без значимых соревнований, где могли бы показать навыки, получить экспертную обратную связь, награды и признание. Чтобы помочь местным бариста развиваться, международный кофейный бренд Julius Meinl в 2023 году организовал пять локальных чемпионатов в Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве.
Зачем Julius Meinl проводит чемпионаты
В России венский кофейный бренд с 2021 года развивает линейку локальной обжарки, а в мае 2023 года представил новые позиции вместе с бренд-амбассадором Julius Meinl Сергеем Степанчуком, победителем национального чемпионата WCE категории Russian Brewers Cup 2018 и разработчиком собственной воронки OctoStorm. Сейчас этот кофе локальной обжарки уже представлен в ряде популярных кофеен и ресторанов страны, но команда бренда ищет новые форматы для продвижения линейки и работы с комьюнити. Организация локальных первенств — лучший способ пообщаться с ним напрямую, тем более что таких событий в российском кофейном сегменте сейчас не хватает.
«Мы стараемся постоянно быть на связи с профессиональным кофейным комьюнити — рассказываем о новинках и трендах, получаем обратную связь от тех, кто работает с зерном, обмениваемся опытом, знакомимся. Нам нравится быть источником и центром притяжения экспертизы, мы готовы ей делиться и наращивать ее еще больше. Кофейные чемпионаты в этом здорово помогают»
Чтобы каждый участник точно поработал с новой линейкой, согласно условиям конкурса, нужно было приготовить четыре напитка с зерном Julius Meinl Locally Roasted Двойная эфиопия: эспрессо, молочный напиток, кофе на растительном молоке и кофе по авторскому рецепту. Поэтому в процессе подготовки бариста сами узнавали о нюансах продукта, учились раскрывать зерно и сочетать его с другими ингредиентами в напитках.
«Любимый этап — это абсолютно точно “Авторский напиток”. Он предполагает довольно большую свободу действий: почти у любого зерна можно выделить положительные нюансы и скрыть негативные. В этом, отчасти, и интерес создания авторского напитка — сделать так, чтобы все элементы максимально взаимодействовали с друг другом, создать что-то новое и необычное. У зерна, на котором мы выступали, было отличное тело и яркая сладкая сочность. Это позволило отлично вписаться в мой авторский напиток»
Для компании такой подход к организации чемпионата — большой плюс, с какой стороны ни посмотри. Так бариста могут дать честную обратную связь о кофе, управляющим кофеен, коллегам, наставникам, знакомым — рассказать о своем опыте. Такое сарафанное радио на рынке b2b работает как увеличительное стекло: хорошие продукты делает успешнее и расширяет дистрибуцию, а плохим только ускоряет провал.
Как всё прошло
Чтобы весь год оставаться на слуху, пять чемпионатов распределили по времени: в марте был Краснодар, в июне — Новосибирск, в августе — Екатеринбург, в сентябре — Санкт-Петербург, в декабре — Москва.
У такого подхода были интересные результаты. Например, участник чемпионата в Новосибирске приехал на следующее первенство в Екатеринбурге снова и занял первое место, а бариста из Санкт-Петербурга повторно посетил чемпионат в Москве. Серебряный призер чемпионата в Новосибирске в дальнейшем устроился в Julius Meinl тренинг-менеджером и теперь обучает клиентов бренда в Новосибирске.
«Все чемпионаты, безусловно, были классными. Особенно нас порадовали Краснодар, Екатеринбург и Новосибирск. Бариста выступали с высоким уровнем подготовки и вовлечения. В регионах не так часто проводятся какие-либо активности — участники это подчеркивали и давали нам хорошую обратную связь по организации. Уровень был разным: кто-то участвовал впервые, а кто-то имел хороший опыт и показывал высокий класс как в приготовлении напитков, так и в презентации. Особенно много новичков было в Санкт-Петербурге»
Организовать судейство помогла сертифицированный тренер SCA (AST) Маргарита Амелина, а в команду каждого чемпионата вошли Сергей Степанчук — тот самый бренд-амбассадор, соавтор одного из лотов новой локальной линейки Julius Meinl, и профессиональные AST тренеры в разных городах. Они давали подробную обратную связь и разбирали работы участников — чтобы это стало возможным, количество участников в каждом городе ограничили до 16 человек.
«Для меня чемпионаты — это всегда профессиональный рост, возможность проверить свои знания и навыки. А ещё ты видишь, как можно по-разному работать с одним и тем же продуктом. Мне всё понравилось. Организация и атмосфера были хороши. А самое ценное, что удалось вынести с чемпионата — судейские листы»
«Самое ценное, что я вынес, касается скорее меня, не только кофе. Узнал о том, как переживаю стресс, как сжатые сроки и нервы влияют на работу. Например, на этапе “Молочный напиток” из-за эмоционального напряжения в латте-арте отказался от идеи нарисовать двухуровневые тюльпаны и ограничился простыми сердечками, потому что руки плохо слушались. Ещё очень ценной оказалась валидация знаний и навыков. Сложно оценить, насколько ты хорош, если работаешь с одними людьми за одним и тем же баром. Иногда кажется, что твои знания, идеи и навыки незначительные. Но когда соревнуешься с незнакомыми профессионалами и побеждаешь — получаешь подтверждение того, что твои старания не прошли впустую. Это придает спокойствие и позволяет смотреть на себя объективнее»
Плюсы в проведении подобных первенств также отметили представители кафе и ресторанов, в которых работают бариста. Так, лидер кофейни Scuratov Coffee на Большом проспекте В.О., 83 в Санкт-Петербурге Леся Шитик поделилась, что в этом году их сотрудники участвовали в семи всероссийских и локальных чемпионатах. По словам Леси, это дает ребятам мотивацию и большой толчок для дальнейшего развития, поскольку мир кофе по-настоящему необъятен.
«Участие в чемпионатах — это не только про "показать опыт и профессионализм", а больше про "бросить себе вызов". Кто-то мечтает попасть на чемпионат, кто-то сомневается в своем уровне знаний и умений, кто-то боится публичных выступлений и хочет преодолеть страх. Очень много причин. Но всех объединяют горящие глаза и радость, что не зря рискнули и попробовали. Как правило, после чемпионатов ребята очень заряжены и настроены дальше принимать участие в подобных первенствах. Нашим бариста нравится сам дух соревнования, вдохновлять и вдохновляться от знакомства с такими же крутыми профессионалами и приобщенность к общему делу»
Результаты и планы
В Julius Meinl довольны результатами. За пять чемпионатов удалось:
— определить 5 победителей из разных городов России;
— оценить работы 50+ участников;
— собрать 250 человек из индустрии, которые попробовали кофе Julius Meinl Locally Roasted;
— провести 5 лекций по обжарке и расширить экспертизу российской команды Julius Meinl, познакомившись с классными профессионалами из мира кофе;
— приготовить много-много вкусных чашек :)
Приятным бонусом стал рост нашего профильного канала JM COFFEE LAB в Telegram. Там обозревают новости и ключевые события мира кофе, делятся инсайтами и трендами индустрии. Это медиа как раз интересно участникам и гостям чемпионатов. Сегодня на канал подписаны около 2000 человек.
Результатами вдохновились и коллеги из штаб-квартиры Julius Meinl. Россия стала первопроходцем среди всех 75 стран присутствия компании в части проведения локальных чемпионатов. Это также подчеркивает, насколько российский рынок большой и важный для Julius Meinl. Полученный опыт ляжет в основу глобального чемпионата компании в разных уголках мира с общим финалом в Вене.
Российская команда Julius Meinl в следующем году планирует пересмотреть формат проведения чемпионатов и предложить совершенно новую механику. Это будут командные чемпионаты, направленные на развитие экспертизы в кофе у ресторанов и кафе, с упором на сочетаемость вкусов. То есть, нужно будет показать высокий уровень как в приготовлении напитков, так и в создании различных блюд, синергически дополняя и раскрывая вкус кофе. Будет вкусно и очень интересно.
Следите за обновлениями в нашем комьюнити Julius Meinl в 2024 году — мы обещаем удивить вас кое-чем инновационным!
а ведь обычно бариста идут работать не от хорошей жизни...
Не всегда. Студентам или просто молодым людям нравится, а некоторых потом затягивает в сферу общепита и строят там карьеру
Для кого-то это призвание, как работа барменом
Класс 👌
Как вообще можно кофе запороть
Легко. А вот раскрыть по максимом дескрипторы - надо постараться
Лучший кофе 👌