Как предприниматели выбирают бизнес-партнёров и решают конфликты: итоги исследования

Уметь выстраивать крепкие партнёрские отношения – навык будущего. Как происходят эти процессы в предпринимательской среде сейчас, мы выявили в процессе первого в России независимого исследования бизнес-партнёрств. Сразу скажу, что его результаты оказались в некоторых моментах предсказуемыми, а в некоторых - достаточно неожиданными. К примеру, весьма удивительным оказалось то, как предприниматели заключают договорённости с партнёрами и как переживают кризисы, а также ряд других моментов.

Как предприниматели выбирают бизнес-партнёров и решают конфликты: итоги исследования

Исследование мы проводили вместе с Дмитрием Грицом в августе-сентябре 2023 года. Участие в нём приняли 258 предпринимателей, ведущих бизнес в России (84%), ОАЭ (4%), Казахстане (3%), других странах.

Основная часть респондентов – люди среднего возраста от 35 до 50 лет (69%) с опытом в предпринимательстве более 15 лет. Объём бизнеса разный: с годовой выручкой до 50 млн. рублей (37%), от 50 до 100 млн. рублей (47%), от 100 млн. до 1 млрд. рублей (34 %), свыше 1 млрд. в год (18%).

Как предприниматели находят бизнес-партнёров

57% участников исследования признались, что не искали партнёра специально, а вошли в партнёрство скорее случайно или под влиянием внешних обстоятельств. Целенаправленно искали партнёров только 14% респондентов.

Эти факты указывают, что в предпринимательской среде принято создавать партнёрства, скорее, интуитивно, чем осознанно и продуманно.

Некоторые участники признавались, что открывали совместный бизнес с совершенно незнакомыми людьми, с которыми познакомились на каком-то мероприятии или даже вечеринке.

Такое положение, когда больше половины предпринимателей ситуативно подходят к выбору партнёров, можно назвать кризисом осознанности. Его опасность в том, что кратно увеличиваются риски для бизнеса. Ведь как мы можем полагаться на человека, о котором хорошо знаем разве что только уровень его экспертизы и прошлый опыт? Но ясного понимания, какой именно партнёр мне нужен, в каких вопросах он должен меня укрепить, — у нас нет. Иными словами, есть интуитивное желание крепкого партнёрства, но нет видения, каким образом это реализовать.

На что предприниматели смотрят при выборе компаньонов

По результатам исследования, среди критериев при подборе партнёров наибольшее значение имеют схожие ценности (17%) и опыт взаимодействия (17%). Также важны общие цели и видение бизнеса (16%), экспертиза потенциального компаньона (16%) и комфортная коммуникация (15%). Другие критерии менее значимы.

<i>Что важнее всего для успешного партнёрства?</i>
Что важнее всего для успешного партнёрства?

Полученные результаты практически точно совпадают с классическим взглядом на партнёрские отношения, основу которых составляют общие ценности, цели, видение и взаимопонимание.

Однако от себя отмечу: участники исследования скорее продемонстрировали идеальную картину, которую им самим хотелось бы видеть в своём партнёрстве. На деле же эти факторы, к сожалению, мало оцениваются и учитываются. При ситуативном подходе это просто невозможно.

К тому же, по моему убеждению, традиционный подход к успешным партнёрским отношениям в бизнесе нуждается в пересмотре. К примеру, партнёрам для эффективной работы необязательно иметь общие ценности. Где-то даже хорошо, если они будут разниться. Подробнее об этом можно почитать здесь.

Как и о чём договариваются партнёры?

Самое большое открытие, которое мы получили в рамках исследования в том, что большинство предпринимателей (66%) фиксируют свои договорённости только устно. Получается, что их отношения с компаньонами не закреплены ни соглашением, ни корпоративным договором.

А это значит, что в случае конфликта или кризиса такое партнёрство никак не защищено.

Это ещё одно проявление кризиса осознанности. Не проговорив на старте условия сотрудничества, предприниматели не просто создают для себя дополнительные риски, но и вносят сумбур в работу собственного бизнеса, тем самым снижая его эффективность.

<i>О чём договариваются бизнес-партнёры?</i>
О чём договариваются бизнес-партнёры?

Договариваются предприниматели, прежде всего, о долях и распределении прибыли (36%), о ролях и зонах ответственности (32%), об общей стратегии и видении результата (22%). Всего лишь 8% предпринимателей обсуждают, как будут расходиться или выходить из проекта.

От себя скажу, что обсуждать вопросы о прекращении партнёрства на старте многим предпринимателям кажется странным. И совершенно напрасно.

Заранее проговорить условия возможного разрыва важно по многим причинам. Во-первых, так вы разработаете понятный алгоритм действий, который позволит экологично и безопасно завершить совместный бизнес и сохранить отношения как минимум в нейтральном статусе. Во-вторых, начав разговор об этом, вы получите первый совместный опыт разрешения неприятного и непростого вопроса.

Как бизнес-партнёры ссорятся и мирятся

<i>Когда возникает первый существенный конфликт в партнёрстве?</i>
Когда возникает первый существенный конфликт в партнёрстве?

Кризисы в партнёрствах возникают достаточно часто: 32% участников сталкивались с серьёзными конфликтами в первый год совместной работы, 14% - на второй год и 9% - на третий. У 27% собственников бизнеса значимых разногласий с партнёрами не возникало.

Однако, то, что конфликты с увеличением длительности партнёрства возникают реже, не говорит о том, что способность преодолевать кризисы прогрессирует.

68% опрошенных в той или иной мере остались недовольны тем, как разрешилась конфликтная ситуация.

В теории самым эффективным способом разрешения разногласий участники исследования считают прямой разговор с партнёром (79%) и привлечение модераторов или медиаторов бизнес-партнёрств (11%). Но на практике всего лишь 28% предпринимателей обсуждают возникшие проблемы с партнёром, 15% советуются с семьёй и друзьями, 14% используют экспертизу участников бизнес-сообществ. 12% участников исследования признались, что проблемы партнёрства, вообще, ни с кем не обсуждают.

Большинство предпринимателей не владеют эффективными стратегиями выхода из конфликта.

Эти данные означают, что хотя уровень теоретических знаний у них достаточно высок, коммуникативные барьеры многие преодолеть не могут. А из опыта психодиагностических исследований могу сказать, что одними из самых «любимых» инструментов предпринимателей по выходу из конфликта становятся замалчивание, избегание коммуникации и уход в себя.

Причины такого диссонанса я вижу, прежде всего, в эмоционально-психологической сфере. Любой кризис в отношениях, даже если они деловые, основывается на эмоциях или/и усугубляется ими.

К тому же, заходя в конфликт, мы неосознанно притягиваем и всё остальное, что было до него - обиды, недомолвки, наши интерпретации поведения другого человека. И в конечном итоге приходим к тому, что разговор начинать страшно или даже не хочется. Решением проблемы может стать привлечение профессионального модератора, который как независимый посредник снизит градус эмоций и выведет диалог в нужное русло.

Выводы исследования партнёрств

Партнёрство называют новым чёрным. В условиях нестабильного BANI-мира кооперация и партнёрские отношения становятся точкой роста в бизнесе. Проведённое исследование выявило, что предприниматели давно и продуктивно осваивают этот инструмент.

68% позитивно оценивают партнёрский опыт.

Вместе с тем, налицо кризис осознанности в формировании бизнес-партнёрств. Он выражается в том, что партнёрства формируются стихийно. Такой подход повышает риск возникновения конфликтов и разногласий. А поскольку большинство совладельцев никак не оформляют свои договорённости, то конфликты, которые преодолеваются не всегда успешно, наносят прямой ущерб бизнесу.

Скачать полную версию отчёта об исследовании бизнес-партнёрств можно здесь.

Инсайтами и полным анализом исследования поделюсь в своём ТГ-канале.

77
6 комментариев

Как выбирать партнеров? Какой практикой управляться?

Ответить

Партнёров выбирают по разным критериям и технологии для этого существуют тоже разные. Моё убеждение, что начинать выстраивать партнёрские отношения правильно с себя, а именно с определения собственной партнёрской позиции, которая включает ответы на понятные вопросы - для чего мне нужен партнёр, что я жду от нашего партнёрство и что могу ему дать. Подробнее об этом писала здесь: https://vc.ru/flood/664972-chto-dolzhen-sdelat-kazhdyy-predprinimatel-prezhde-chem-zaklyuchat-partnerstvo

Ответить

удивительно что на первом месте при выборе -это схожие ценности , думал что руководствуются цифрами и результатами успеха потенциального партнера

Ответить

Да, согласна с Вами. Это один из результатов исследования, которые удивили. Однако, по моему мнению, предприниматели здесь высказывали мнение по идеальной картине - той, которая им самим кажется правильной. Но на практике, когда выстраиваются партнёрства, редко кто-то руководствуется именно ценностями. Их попросту не успевают оценить)

Ответить

Интересные выводы. Видим, что большинство предпринимателей выбирают бизнес-партнёров интуитивно.

Ответить

Да, это так. Партнёров, действительно, выбирают в основном интуитивно и ситуативно.

Ответить