Самый универсальный вид электронной подписи или почему вам нужна УНЭП
В эпоху цифровизации, когда каждая секунда на счету, предприниматели стараются максимально упростить и ускорить свои бизнес-процессы. И электронная подпись (ЭП) в данном случае – один из главных помощников. Она экономит бюджет на закупку бумаги, курьерские услуги и хранение документов и, что самое главное, – ваше время.
Почему НЭП – универсальный инструмент для бизнеса?
Неквалифицированная электронная подпись (УНЭП или НЭП) – один из трех видов электронных подписей, существующих в России. Этот вид ЭП представляет собой две уникальные последовательности символов, связанные между собой: закрытый и открытый ключи. Доступ к закрытому ключу имеет только владелец, а открытый ключ – в доступе у всех, с кем пользователь ведет документооборот. С помощью открытого ключа осуществляется проверка подлинности ЭП. Для создания связи между ключами используются средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Такая подпись надежна и юридически значима, а получить ее можно, не выходя из дома. НЭП можно подписывать около 95% документов бизнеса, она полезна во многих сферах – особенно тех, где есть документооборот с физлицами. Давайте разберем на конкретных примерах.
- Недвижимость
Если раньше риелторы тратили часы на разъезды и встречи с клиентами в офисе, то сейчас на это уходит минимум времени и усилий. С помощью НЭП риелторы могут удаленно подписать с клиентами такие документы, как:
- Договор оказания риелторских услуг
- Договор аренды
- Договор о внесении аванса
- Акт приема-передачи недвижимости
Выигрывают в этом процессе обе стороны: клиенту не нужно никуда ехать, стоять в пробках, искать парковочное место, а риелтор может взять больше клиентов и быстрее получить свою комиссию.
- Производство
Производства бывают разные, рассмотрим, например, мебельное. Представим, что мы разрабатываем проект кухни в новой квартире. Раньше для этого представителям мебельной фабрики приходилось лично встречаться с клиентами для подписания всех документов, да еще и следить, чтобы никакой листочек из кипы бумаг не потерялся. Теперь же с помощью НЭП вы можете удаленно подписать:
- Договор на оказание услуг
- Заказ-наряд на выполнение работ
- Закрывающие акты
- Гарантийные талоны
Все документы останутся в презентабельном виде и точно не потеряются!
- Автомобильный бизнес
Сейчас очень популярно привозить автомобили из-за рубежа. Как это обычно происходит? Клиент выбирает транспортное средство в интернете. Без документов тут не обойтись, суммы все-таки серьезные. Для их оформления нужна личная встреча с исполнителем. А ехать в другой конец Москвы или, что еще хуже, отправлять документы в другой город по почте – совсем не хочется. Тут на помощь приходит НЭП: вы сможете просто связаться с менеджером и удаленно подписать все документы. Но не покупкой единой живет автомобильная сфера: ремонт или страхование тоже требуют оформления документов, и НЭП здесь тоже пригодится. Перечислим здесь самые распространенные документы:
- Предварительный договор купли-продажи автомобиля
- Договор страхования
- Заказ-наряд, например, на ремонт автомобиля
- Заявка на кредит
- Акт приема-передачи
Менеджеру не нужно печатать сотни листов бумаги, а затем еще и проверять, точно ли клиент поставил свою подпись везде, где требуется.
- Туризм
Для подтверждения любого тура: будь то экскурсия по городу или отдых на Мальдивах, агентству необходимо заключить договор с клиентом. Однако без электронной подписи сделать это будет затруднительно, если ваши заказчики – из разных городов России. С помощью НЭП вы можете быстро и легко подписать с ними:
- Договор оказания услуг
- Согласие на обработку персональных данных
- Ваучеры
- Страховки
- Листы бронирования
НЭП позволяет расширить географию вашего присутствия на рынке. Вам больше не важно, из какого города клиент, он может подписать документы удаленно юридически значимой подписью. Это комфортно и для вас, и для ваших заказчиков.
- Рекламные, PR и дизайнерские агентства
В рекламных, PR и дизайнерских агентствах есть три отдельных потока бесконечных документов: с клиентами, подрядчиками-фрилансерами и штатными сотрудниками, которые часто работают удаленно. Тут на помощь приходит НЭП, которую можно использовать для всех трех задач. Например, ей можно подписать:
- Договор ГПХ
- Заявление на отпуск
- Приказ или распоряжение
- Договор на разработку маркетинговой стратегии
- Договор на оказание услуг по размещению рекламы
- Договор на написание статей
- Договор на разработку дизайн-концепции квартиры или офиса
- Акты
И многое другое.
- Ресторанный бизнес
Последней для примера взяли не самую очевидную сферу. Но и здесь НЭП тоже выручает. С помощью нее вы можете подписать:
- Договор оказания услуг, например, при бронировании банкета. Так вы обезопасите свой бизнес от ситуации, когда продукты закуплены, стол накрыт, а заказчик в последний момент изменил свои планы
- Документы с подрядчиками – самозанятыми и ИП и многое другое
Вашим клиентам больше не нужно приезжать в ресторан, чтобы забронировать банкет – вы экономите их время и заботитесь об их комфорте, а они это точно оценят.
В примерах выше речь шла в основном о внешнем документообороте. А вот если мы рассмотрим внутренний, то здесь НЭП окажется применимой почти что для любой сферы. Кадровый документооборот можно перевести в удобный онлайн-формат, не тратя деньги на печать и последующее хранение документов.
Где НЭП не применима?
В российском законодательстве выделяют еще две разновидности электронной подписи (помимо НЭП): простая (ПЭП) и усиленная квалифицированная (УКЭП). Рассмотрим ситуации, в которых они могут быть более полезны (их не так уж и много).
- ПЭП. Этот вид ЭП создается без применения криптографии, ее максимально легко получить и применять. Мы сталкиваемся с ней при использовании одноразового кода из СМС, двухфакторной аутентификации, принятии пользовательского соглашения или введении логина и пароля при регистрации на сайте. В чем же ее минус? В случае применения ПЭП нет гарантии, что после подписания документа его не изменят без вашего ведома, а также невозможно определить, кто именно подписал документ. Поэтому для важных документов ее лучше не применять.
- УКЭП. Самая строго регламентированная и дорогая подпись. Получить ее можно только при очной идентификации представителем аккредитованного удостоверяющего центра. Вам поможет только УКЭП, например, для регистрации прав на недвижимость в Росреестре, сдачи бухгалтерской отчетности или регистрации бизнеса в ФНС.
Безусловно, бизнес-задачи у всех свои, но неквалифицированная электронная подпись поможет цифровизировать большинство из них, а оформить НЭП можно удаленно и выгодно. Вы сможете подписывать документы из любой точки мира за считанные мгновения.
спасибо очень полезно
Прекрасные примеры из различных отраслей подчеркивают, как эта технология становится незаменимым инструментом для предпринимателей в эпоху цифровых трансформаций
При использовании НЭП между двумя контрагентами нужно дополнительно заключать соглашение о признании такой подписи.
Роман, добрый день!
Да, вы правы.
Но если все стороны документооборота используют Sign.Me, этого не потребуется, так как пункт о признании НЭП уже есть в пользовательском соглашении.
Чем вы лучше приложения "Госключ", который, к тому же, умеет выпускать УКЭП с помощью биометрического паспорта?
Добрый день!
Нам кажется неправильным противопоставлять себя коллегам по отрасли. Глобально у нас всех одна цель – сделать подписание документов удобным. При этом каждый сервис решает свои задачи. Вот, например, наша: мы делаем продукт, ориентированный на коммерческий сектор. Мы предлагаем два вида электронной подписи под разные задачи: УНЭП и УКЭП. А еще у нас есть большое количество возможностей для интеграции в инфосистемы корпоративных клиентов (API) и другие возможности гибкой настройки под задачи бизнеса.