Зачем регионам креатив: на примере Приморья
Якутский ювелирный дизайн, калининградское кино, приморский фэшн. Тренд на развитие креативных индустрий, наблюдающийся в России в последние годы, сохраняется и укрепляется. И это не случайность, ведь во всем мире эта отрасль отличается самым высоким потенциалом добавленной стоимости.
Креативные индустрии – сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатами интеллектуальной деятельности. К числу творческих индустрий относятся, например, кинематография, архитектура, изобразительное и театральное искусство, мода, дизайн, реклама. Причем необходимо сказать, что развитие креативных индустрий – явление двунаправленное. «Снизу» драйверами являются сами представители творческих профессий и люди, качество жизни которых меняется благодаря тем или иным креативным инициативам, а «сверху» – власти, заинтересованные в росте экономики, создании новых рабочих мест, объема налоговых отчислений и так далее.
Сейчас доля творческого сектора в ВВП нашей страны составляет 4,87% ВВП. Наибольшую лепту вносят Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Калининградская, Новосибирская, Костромская, Ярославская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Свердловская и Московская области.
Однако креативная экономика — это не только про финансовые показатели. Для регионов это про туристическую привлекательность, поиск идентичности и некую культурную перезагрузку, меняющую качество жизни людей. По сути именно для этого в нашей стране создаются креативные кластеры, сейчас их около 50. Среди самых известных — «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге, индустриальный кластер «Октава» в Туле, культурное пространство TEXTIL в Ярославле.
Почти каждому региону есть что рассказать о креативе. Так, в столице Башкирии создан большой креативный кластер «Арт-квадрат». Он расположен в самом центре Уфы. Рестораны, шоурумы одежды местных производителей, смарт-офисы, ремесленные мастерские — здесь мы видим настоящее раздолье для творества. Причем «Арт-квадрат» стал своеобразным местом силы для начинающих предпринимателей: более половины резидентов реализовали в этом кластере свой первый коммерческий проект.
Высокой степенью развитости творческой среды отличается и Сибирь, в частности, Красноярский край, где насчитывается 11,5 тыс. организаций креативной отрасли (издательство, мода, урбаниста, дизайн, музыка и др.). В прошлом году в Красноярске открылся Сибирский институт развития креативных индустрий, который помогает в «упаковке» и продвижении проектов, предоставляет пространства для выставок и презентаций, проводит образовательные мероприятия.
Эксперты также отмечают значительный потенциал креативных индустрий еще одного сибирского города — Норильска. Здесь сильное творческое комьюнити, которое совместно с Агентством развития Норильска и одним из частных университетов разработали стратегию развития креативных индустрий в городе до 2024 года. В рамках этой стратегии жители города обучаются творческим профессиям, а бизнес присоединяется к ряду проектов, призванных преобразить Норильск. Например, «Норникель» финансирует масштабный проект трансформации бывшего дома торговли площадью 8,5 тыс. кв. м под Арктический музей современного искусства.
Один из самых креативных регионов России сегодня — Якутия, где успешно развиваются IT-стартапы, кинопроизводство (в прошлом году короткометражный фильм местных режиссеров «Выход» был номинирован на «Оскар», а не так давно в республике появилась студия анимации «Тундра». Наряду с этим Якутия была и остается столицей ювелирного дизайна. В республике сформирован мощный ювелирно-гранильный кластер, где трудятся и опытные мастера, и те, кто только начинают осваивать эту профессию.
Кинопроизводство как одна из ключевых креативных индустрий хорошо развивается и в Калининграде. С 2017 года в Калининградской области действует система кинорибейтов. Суть системы в том, что часть затрат на создание кинопродукта возвращается производителю из бюджета. Аналогичные меры поддержки кино действуют также в Ульяновской, Самарской, Новгородской, Иркутской, Московской, Ростовской областях, Карелии, Краснодарском крае и Санкт-Петербурге.
Интересно, что интерес к креативному сектору жителям Калининградской области прививают с юношества. К примеру, в городе Гусеве успешно работает Школа креативных индустрий (ШКИ) для подростков. Ребят обучают графическому дизайну, звукорежиссуре, фото- и видеопроизводству, а также цифровой моде. Это прогрессивное направление в 3D-дизайне, которое позволяет моделировать и визуализировать одежду. Обучение в ШКИ по всем направлениям бесплатное. Это совершенно логичная ставка на развитие в регионе и фэшн-индустрии, ведь это общероссийский тренд.
С 2021 года количество отечественных брендов одежды возросло на 7,6%. Сейчас количество компаний, работающих в этой нише, превышает 30 тысяч. При этом большинство из них — порядка восьми тысяч — находится в Москве и Московской области. Между тем есть регионы, где фэшн-индустрию поддерживают сверху, и это важный прецедент, поскольку большинство известных на сегодняшний день брендов (GATE31, LIMÉ, 2MOOD, 12 STOREEZ, ZARINA, O’STIN, GLORIA JEANS, Ushatáva, Fetiche, Эконика и другие) — это сугубо бизнесовые истории, не связанные с господдержкой.
Примером региона-флагмана, где наблюдается тесное партнерство частного бизнеса и госсектора, причем в такой, казалось бы, неожиданной отрасли, как фэшн-индустрия, сегодня становится Приморский край. Уже два года в регионе идет масштабный проект «Модный Альянс Креативных Индустрий» («М.А.К.И. Приморья»), объединяющий дизайнеров и производственников одежды, ритейл, маркетологов и специалистов по продвижению, ремесленников, стилистов, визажистов, создателей фото- и видеоконтента. Проект имеет конкретное целеполагание — увеличение выручки его участников на 25% ежегодно. За время существования проекта к участию привлечено порядка 500 предприятий, 59 из них увеличили оборот на 20%. У ряда приморских брендов (в частности, «Люди в Худи», «Туманы», THE HOUSE) открылись магазины во Владивостоке.
Кроме того, у Приморья есть и международные амбиции: к 2030 году в Приморском крае планируют создать Евро-Азиатский технологичный модный хаб — центр притяжения талантов, экспертов, креативной молодежи.
В целом креативная индустрия на Дальнем Востоке активно развивается. По данным Регионы-лидеры по развитию креативного сектора — Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский край, — обеспечивают более 65% рабочих мест отрасли в ДФО и концентрируют соответствующую долю предприятий.
Согласно концепции развития творческих индустрий, утвержденной правительством РФ, к 2030 году количество граждан, задействованных в этой сфере, должно увеличиться почти в три раза. И можно с уверенностью сказать, что курс на рост креативной экономики в регионах выдерживается. Для государства это увеличение ВВП и новые рабочие места, для региона — повышение инвестиционной (инвестиции могут быть со стороны государства, российского и зарубежного бизнеса) и туристической привлекательности, легко узнаваемые и конкурентоспособные территориальные бренды, для локального бизнеса — возможность реализовать творческий потенциал в конкретном регионе, расширить рынки сбыта, улучшить финансовые показатели в целом.