Почему дизайнер это не художник? Насколько важно дизайнеру умение рисовать?

Почему дизайнер это не художник? Насколько важно дизайнеру умение рисовать?

В мире искусства часто возникают споры о том, насколько тесно связаны дизайн и искусство, и неоднократно поднимается вопрос о том, являются ли дизайнеры художниками. Дизайн — это не просто искусство, а дизайнеры — не просто художники. В этой статье я изложу свою точку зрения на этот вопрос и объясню, почему дизайн следует рассматривать как отдельную дисциплину, не имеющую прямого отношения к прикладным искусствам.

Почему дизайнеров считают художниками?

В истории развития графического дизайна роли художников и архитекторов тесно переплетались. В те времена, когда понятия «графический дизайнер» еще не существовало, прикладной графикой занимались творческие люди, которые овладевали своим искусством, преодолевая границы художественных дисциплин. Неудивительно, что сегодня мы считаем многих из них художниками, но важно различать эти роли в историческом контексте.

Прошлое, к которому мы обращаемся, показывает, что художники и архитекторы положительно повлияли на развитие прикладной графики. Уильям Моррис, известный своим вкладом в дизайн шрифтов и водяных знаков, трансформировал свои художественные таланты в организацию издательского бизнеса. Анри Ван де Вельде объединил в себе качества архитектора и дизайнера, когда работал над проектом визуальной идентификации для компании по производству продуктов питания.

Важно отметить, что даже не имея формального образования в области графического дизайна, эти творческие личности обладали уникальным опытом и талантом успешно воплощать идеи в графических работах. Однако сегодня мир графического дизайна более специализирован и требует систематической подготовки, внимания к технологическим инновациям и понимания потребностей современной аудитории.

Таким образом, хотя некоторые известные художники прошлого успешно реализовывали свои идеи в графическом дизайне, современные требования и спецификации профессии сделали графический дизайн уникальным и независимым, четко отделив его от понятия «художник».

Почему дизайнер это не художник?

Определяя границу между художником и дизайнером, важно сначала разделить цели и методы их творческого процесса. Первый и, пожалуй, самый важный момент, который отделяет дизайнера от художника, — это характер работы. Художник стремится создать произведение, отражающее его собственное мировоззрение, эмоции и переживания. Его задача — нести идеи, воплощать свои внутренние чувства и социальные взгляды. Работы художника носят глобальный характер и являются своеобразной летописью времени и внутренней жизни художника.

Дизайнер же сталкивается с конкретной задачей, поставленной заказчиком, и работает над решением этой практической проблемы. Дизайнер сосредоточен не на собственных душевных терзаниях, а на решении конкретной проблемы клиента. Дизайнеры обладают прагматичным мышлением и способностью применять холодный расчет в творческом процессе.

Важное отличие заключается в том, что дизайн — это форма с функцией, призванная решить конкретную задачу, в то время как искусство — это выражение чувств, идей и внутреннего мира художника. Дизайн же, напротив, ориентирован на результат и решение проблем, воплощая идеи в функциональные продукты и среду. Стоит также отметить методы работы. Если художники следуют своим творческим импульсам и часто полагаются на вдохновение, то дизайнеры полагаются на холодный расчет и стремятся к практическим результатам. Если в области искусства высоко ценятся талант и вдохновение, то в области дизайна ключевыми являются прагматизм, нестандартные решения и глубокое понимание бизнес-среды клиента.

Мы используем художественные методы визуализации мышления и процесса, но, в отличие от художников, не представляем свой взгляд на мир, а решаем проблемы клиента. Мы можем успешно действовать, когда нас ограничивают, но мы ненавидим компромисс. Дизайн-проект успешен — а успех и есть истинная мера качества, — когда он не только искусство, но и решение насущной задачи.

Майк Мантейро в книге «Дизайн — это работа»

Наконец, важно понимать, что дизайн — это не просто украшение, а процесс проектирования, который охватывает не только внешний вид продукта, но и его функциональность. В нашей стране дизайн, как правило, ограничивается декоративными элементами, но настоящие профессионалы в этой области стремятся создавать продукты, которые не только хорошо выглядят, но и функциональны, учитывая потребности и цели своих клиентов.

Таким образом, хотя в некоторых случаях художники и дизайнеры могут использовать схожие художественные приемы, их цели, задачи и методы работы явно отличаются. Дизайнеры — рациональные стратеги, стремящиеся решить конкретные задачи, а художники — поэты, выражающие свой внутренний мир и эмоции.

Важно ли дизайнеру умение рисовать?

В контексте дизайна умение рисовать — это полезный инструмент, но не основной навык, определяющий успех в профессии. Дизайнеры не обязаны создавать работы в стиле художника, от них не требуется владение цветом или мастерство в написании натюрмортов. Самый важный аспект работы дизайнера — умение находить творческие решения конкретных задач, поставленных клиентом. Умение делать наброски карандашом, хотя и добавляет эстетический элемент в процесс, в первую очередь способствует развитию воображения и улучшает восприятие созданного решения. Однако требовать дизайнера нарисовать натюрморты — вовсе неправильно.

Важно понимать, что в центре дизайнерской деятельности всегда находятся люди — будущие пользователи продукта или услуги. Задача дизайнера — удовлетворить потребности и ожидания пользователей, создавая удобные, функциональные и эстетически привлекательные продукты. Решения, предлагаемые дизайнерами, должны быть направлены на решение конкретной проблемы и удовлетворение потребностей целевого пользователя.

В заключение данной статьи подчеркивается, что все задачи, поставленные перед дизайнером заказчиком, имеют своей сутью удовлетворение потребностей пользователя. Поэтому дизайн создается не ради дизайна, а должен служить практической цели, принося пользу и комфорт конечному пользователю. Умение рисовать, хотя и полезно, но не является основным критерием успеха дизайнера. Напротив, гораздо важнее сосредоточиться на решении проблем и удовлетворении потребностей конечного пользователя продукта.

Мнение экспертов данной деятельности

Сергей Пономаренко
преподаватель Института искусств в СПбГУ, ИТМО (ЛИМТУ)

Когда-то корреспондент сайта Университета ИТМО прислал мне вопрос «Чтобы стать графическим дизайнером, нужно ли иметь художественное образование?» В общем случае –нет. В узких конкретных случаях – да.

Почему для области графического дизайна не обязательно умение рисовать?

1. Дизайн – это наведение функционального порядка по законам красоты (моё личное определение, было опубликовано в каталоге одной из выставок «Знак»). Другими словами, до начала работы в распоряжении дизайнера все элементы уже в наличии (тексты, знаки, шрифты, фотографии и т. д., предоставленные заказчиком), нужно только грамотно и эстетически убедительно их скомпоновать.

2. К настоящему моменту накоплен огромный багаж готовых графических элементов, которые можно (непосредственно или изменив) использовать в своей работе. Опубликованы тысячи книг, доступны сотни тысяч интернет-сайтов с образцами дизайна всех видов и направлений. 3. Эпоха компьютерных технологий сильно упростила доступность входного билета в область графического дизайна.

Тем не менее: что нужно для обучения графическому дизайну?

1. Желание и упорство, потому что быстро овладеть навыками невозможно. Профессионализм и репутация дизайнера зарабатываются долго.

2. Компьютерная грамотность и владение обширным комплексом программного обеспечения, а также элементами программирования, если речь идет о web-разработках.

3. Определенные склонности к творчеству. Интерес к предметной области и стремление непрерывно совершенствоваться.

4. Из конкретных качеств графическому дизайнеру, в первую очередь, необходимы: понимание целого и чувство гармоничных интервалов. Вся остальная алгебра композиции строится на этом.

Графический дизайнер – профессия чрезвычайно комплексная, в ней могут найти применение самые неожиданные свойства личности, способности и умения. Поэтому если область графического дизайна вызывает искренний интерес, стоит начать на любом исходном уровне! Дизайнер, дерзай!"

Михаил Степанов
кандидат философских наук, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью СПбГУПТД; с. н. с. Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева

Должен ли дизайнер уметь рисовать? А о каком дизайнере идёт речь? Дизайн может и не предполагать умения рисовать, допустим, саунд-дизайн. Но дизайн в любом случае предполагает создание образа, в этом заключается близость дизайнера и художника. Таким образом, вопрос вынесенный в название статьи следует задать иначе: нужно ли дизайнеру воображать? И что это за воображение, если дело воображения – искусство? В этом случае вопрос о некотором механическом навыке или насмотренности (наслушенности) отпадает, поскольку вопрос уже ставится о самой способности связывания идеи и эмпирического материала, будь то краски, карандаши и бумага или звук и среда. Эта загадочная способность воображения, которая «есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть», как считал Иммануил Кант, позволяет сырую материю осмыслить, то есть придать ей смысл и форму. Эстетическое придание смысла изделию, так можно было бы определить деятельность дизайнера, который проектирует, учитывая как утилитарную необходимость материальную ограниченность, так и чувственные (эстетические) восприятия конечного пользователя.

Исходя из этого, мне представляется непродуктивно и недальновидно делить дизайнеров на «коренных», то есть умеющих рисовать и зачастую имеющих соответствующий диплом, и «пришлых», то есть тех, кто не придает этому особого значения или банально не владеющий техникой рисунка. Способность мыслить образами и «говорить» ими, вот что, на мой взгляд, должен уметь дизайнер. И образы эти уже зачастую типовые и технологизированные, что уже отличает художника и дизайнера. Медиа-археолог Зигфрид Цилинский определял проектную деятельность дизайнера как «набрасывать и выявлять», в этом её специфичность – делать набросок, выдумывать и выявлять, выбирать из готового, соединять эти две практики в единичную вещь, которая станет типовой и массовой.

Важно ли дизайнеру умение рисовать? Дизайнер = художник?
Дизайнер обязан уметь рисовать. Более того, должен владеть умением рисовать красками.
Дизайнер не обязан уметь рисовать красками, но обязан уметь делать наброски карандашом.
Дизайнер не обязан уметь рисовать, но умение рисовать абсолютный плюс для него.
Дизайнер не обязан уметь рисовать, ведь толку от этого для него нет.

Статья Арифа Адыгёзалова для GraphX

1
24 комментария