Как повысить чувство значимости у сотрудников
Анна Соина, директор по развитию агентства RealHR, рассказывает о том, как теория «5 языков любви» работает в корпоративных взаимоотношениях.
Ощущение значимости сотрудника – очень важный фактор для эффективной работы. А его отсутствие часто становится причиной неудовлетворенности и увольнения.
В современных реалиях бизнеса, когда компании должны стремиться к бесконечной оптимизации, трансформации, бороться за привлечение лучших специалистов в команду и давать им возможности быстрого роста, не всегда удается должное внимание уделить процессу обучения руководителей. И новоиспеченным (и не только) управленцам приходится учиться на собственных ошибках.
Зачастую они могут быть следующими:
1) Усиленная концентрация на KPI, оптимизации и дедлайнах, с максимальным количеством давления и прессинга и минимальным количеством поощрений, поддержки и похвалы
2) Отсутствие обратной связи с подчиненными по вопросам их работы, ценности и вклада в развитие компании
3) Отсутствие понимания, как выстраивать правильную командную работу и прочее
Сразу отметим, что «правильная работа с командой» – понятие довольно субъективное. Для каждой компании на конкретном этапе ее развития подходящей будет считаться своя модель. Но в этой статье мы хотим осветить базовые методы, которые управленцы могут использовать в работе со своими командами, с целью сделать их более эффективными.
С чего начать?
Чтобы немного упростить и систематизировать информацию, предлагаем вспомнить теорию Гэри Чепмена о языках любви, на которых мы «разговариваем» с нашими близкими.
Гэри Чепмен выделяет 5 языков:
1. Слова
2. Время, проведенное вместе
3. Забота
4. Подарки
5. Физический контакт
Если взять эту структуру за основу, заменив в ней межполовые отношения на межличностные, термин «любовь» на «взаимоуважение», то получим 5 «языков», на которых мы можем сказать нашим сотрудникам о том, что они ценны и важны для нас.
Важно помнить 2 момента:
1. В рамках каждого «языка» есть свои ограничения, учитывая, что речь идет о профессиональном взаимодействии. Об этом подробнее поговорим ниже
2. Для каждого сотрудника нужен индивидуальный подход
Как определить язык сотрудника?
– Спросить на собеседовании (лучшее время, когда можно задавать будущим сотрудникам разные вопросы)
– Уточнить у бывшего руководителя (во время запроса рекомендаций)
– Наблюдать и прислушиваться в процессе работы
– Брать обратную связь в процессе работы у самого сотрудника
– Дать пройти наш мини-тест
От теории к практике
После того, как вы определили «языки» ваших сотрудников, переходите к действиям. Старайтесь чередовать разные подходы для командной работы, а при индивидуальных беседах – общаться на языке вашего коллеги.
Язык #1. Слова
В профессиональных отношениях к этому пункту можно отнести:
1) Фидбеки о проделанной работе
2) Feedforward (формат, где вы можете обменяться способами/советами, как улучшить себя в будущем)
3) Cлова поддержки, благодарности и одобрения
4) Правильно сформулированная наедине критика
5) Простые человеческие комплименты, которые хоть и не относятся к профессиональной сфере, но положительно влияют на межличностные отношения
«Слова одобрения - это маст-хэв для поощрения. Очень много «недолюбленных» сотрудников, которые не понимают, хорошо они работают или плохо, довольны ими или нет. В России часто принято ругать работника, когда он накосячил, но не принято хвалить, если все хорошо. Это менталитет, и его надо менять. Зачастую добрые слова работают лучше, чем премия, а уж если вместе с ней, то вообще огонь», – Юлия Карпова, генеральный директор RealHR.
Язык #2. Время, проведенное вместе
К этому пункту можно отнести всевозможные форматы рабочих встреч:
1) Индивидуальные планерки (где можно обсудить с сотрудником личные успехи, сложности и планы развития наедине)
2) Общие планерки (где можно собраться вместе для обсуждения и решения общих вопросов коллектива)
3) Совместные встречи с клиентами и партнерами (где вы можете показать пример ведения встречи / поддержать вашего сотрудник, если ему это еще необходимо / оценить его навыки проведения встречи и затем дать обратную связь)
Также благоприятно на командной работе отражаются неформальные встречи команды:
1) Общие походы на обеды, завтраки и ужины (если такие форматы приемлемы в вашей компании)
2) Коллективные увлечения спотом, играми, квестами и пр.
Лайфхак: как не переборщить с планерками
1) Собирайте планерки по необходимости, если вам на самом деле есть, что на них обсудить.
2) Заранее обдумывайте цель и план встречи и не забывайте про итоговые шаги после ее окончания.
3) С вашими непосредственными подчиненными проводить планерки/небольшие встречи желательно не реже 1 раза в месяц.
Язык #3. Забота
Любые практики, направленные на благополучие вашей команды, можно отнести к заботе. Это могут быть и общие ценности:
1. Проявление внимания и поддержки к окружающим (помочь коллеге с решением каких-то рабочих или личных вопросов, узнать как обстоят его дела, позаботиться о самочувствии, если он пришел на работу не совсем здоровый, уточнить не мешает ли кому-то играющая в офисе музыка и пр.).
«К инструментарию в рамках заботы я бы отнесла возможность гибкого графика, хоум офис, kids & pets friendly environment, проекты корпоративной социальной ответственности», – Елена Гордей, ex-HRD CIS компании PepsiCo.
Язык #4. Подарки
В этом пункте речь идет не о материальных подарках, а скорее о каких-то небольших знаках внимания. Принесите в отдел шоколадку или тортик, забавные наклейки с конференции, любую другую мелочь. Это никогда не бывает лишним. Те же письма благодарности и приятный комплимент, можно считать «подарком» вашим коллегам.
Лайфхак: Иногда в процессе общения на работе мы упоминаем о своих пожеланиях или вкусах. Не пропускайте мимо ушей такую информацию. Во-первых, вы сможете сделать коллеге приятный сюрприз с учетом этого (например, вспомнить, что ваш коллега мечтал весь вечер о круассане). Во-вторых, даже если вы не готовы будете сделать ему подарок, вашему коллеге будет приятно, если вы просто знаете о том, что он любит.
Язык #5. Физический контакт
Личное пространство окружающих нас людей – максимально щепетильная тема, особенно в рамках межнациональных и культурных особенностей. В большинстве случаев его лучше оставить для семейных и личных отношений. К профессионально приемлемым контактам оставим разве что рукопожатия среди мужчин. Ну и пусть не совсем физический, но все же контакт глаз и улыбку. В редких случаях по обоюдному согласию и корпоративной традиции – обнимашки.
Как бы ни было нам сложно на работе, особенно в конце года, нельзя забывать о том, что в первую очередь мы Люди. Для всех нас очень важны общение, поддержка, забота, ощущение ценности и вклада в общее дело. Руководители должны об этом помнить, искать персональный подход к сотрудникам и стараться повышать и поддерживать чувство значимости коллег.
Имхо, самое главное для руководителя - давать грамотную и качественную обратную связь. Все остальное закрывается семьей, друзьями и зарплатой. И, желательно, премией. ;)
полностью согласна, только у нас любят путать критиканство с обратной связью)
Особенно классно, когда подобное взаимодействие не нарушается деспотичным поведением высшего руководства.)