Цифровая трансформация учебных заведений
Шэрон Хаг, старший вице-президент подразделения UK Schools компании Pearson
Перспективы онлайн-образования в России и в мире
Несмотря на очевидные преимущества дистанционного обучения, большинство россиян всё ещё относятся к нему с осторожностью. Согласно исследованию Технопарка Mail.ru и компании Smart Start, только 5% россиян одобряют идею образования по интернету, при этом 46% опрошенных оказались ярыми противниками подобных ноу-хау. Однако 26% участников опроса, которые обучались в интернете, две трети высоко оценивают пользу и полученные знания.
...наибольшим успехом в ближайшие годы будут пользоваться проекты, делающие ставку на геймификацию и симуляцию реальных процессов.
Тем временем в США цифровое образование уже нашло своих адептов. 76% студентов проходили онлайн-курсы, причём большинство из них уверены, что по эффективности они не уступают «живым» занятиям. Можно предположить, что в России дистанционное обучение тоже со временем перетянет на себя одеяло. Ведь у него есть два главных козыря в рукаве: свобода места и времени прохождения уроков. Кроме того, согласно тому же исследованию, россияне считают это основными преимуществами цифрового обучения.
Вчера, сегодня, завтра: главные тренды онлайн-образования
Согласно прогнозам, данным в «Исследовании российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», наибольшим успехом в ближайшие годы будут пользоваться проекты, делающие ставку на геймификацию и симуляцию реальных процессов. Кроме того, будут популярны платформы, которые готовят студентов к стандартизированным экзаменам, таким как A Level. Общие образовательные пространства также оказались в тренде. Например, программы Seesaw и HotChalk предложили школьникам отмечать пройденные темы и делиться успехами с одноклассниками, учителями и родителями.
Массовые открытые онлайн-курсы, которые несколько лет назад вышли на международную арену и пользовались большим спросом, сейчас сбавляют обороты. Вместе с ними уходят на второй план программы для самостоятельного обучения. Чего нельзя сказать о сегментах дошкольного и школьного образования, а также об изучении иностранных языков: к этим сферам ожидается наибольший интерес во всём мире.
Среди других трендов авторы исследования отмечают взаимную проверку знаний онлайн, адаптацию к мобильному формату наравне с десктопным и увеличение объёма видеоконтента. На пути глобализации по-прежнему стоит языковой барьер. Но благодаря технологиям машинного перевода и автоматического распознавания речи не за горами тот день, когда этот фактор перестанет быть помехой обучению на любом языке мира.
Начало положено
Известные образовательные учреждения по всему миру активно используют онлайн-формат обучения. Например, ведущие российские вузы создали платформу «Открытое образование», где опубликованы более 400 интерактивных курсов на русском языке. Все они основаны на тех же методиках, которые используются в университетах, но доступны любому желающему.
За рубежом большой популярностью пользуются онлайн-курсы Массачусетского технологического института (MIT), которые он начал выкладывать в Сеть ещё в 2003 году. Этот проект получил название OpenCourseWare. Каждый год в его рамках публикуются новые конспекты лекций, видеозаписи, планы курсов, домашние задания и экзаменационные вопросы для будущих инженеров и программистов.
Впрочем, тенденция затронула не только высшее образование. Например, в «цифру» ушло обучение в одной из самых известных и старейших британских школ, 447-летней Harrow. Совсем скоро ученики со всего мира смогут пройти в новой Harrow School Online обучение по британской программе и международным программам A-Level на базе технологий Pearson. Первый поток начнет обучение в 2020 году. А пока мы расскажем, почему не стоит верить популярным мифам об онлайн-образовании.
...некоторым студентам нужен стимул извне для того, чтобы оставаться дисциплинированным. Мы надеемся решить и эту проблему благодаря тому, что учителя и наставники будут находиться на связи со студентами в режиме нон-стоп, общаясь через чат, электронную почту и видеосвязь...
Мифы об обучении через интернет
Невысокая популярность онлайн-образования в России связана в первую очередь с мифами, которыми оно окружено. Некоторые из них, пожалуй, когда-то имели под собой реальное основание, но с развитием цифровых технологий утратили свою актуальность. Приведём и развенчаем несколько самых распространённых заблуждений.
Миф 1. Нет контакта с учителем
С падением популярности самостоятельного образования значительно возрастает роль преподавателя в учебном процессе. Возможно, именно с этим связано недоверие студентов и их родителей к онлайн-обучению. Бытует мнение, что отсутствие личного контакта между педагогом и учеником отрицательно влияет на качество получаемых знаний.
Однако наш опыт в США показал, что это не так. Учителя, преподающие на онлайн-платформе, отмечают: уровень взаимодействия со студентами не меняется по сравнению с классической формой обучения. Благодаря технологиям сбора данных об учениках на образовательной площадке, педагоги могут подбирать более индивидуальный подход к каждому из них и намечать индивидуальную траекторию развития. Именно этого зачастую не хватает в традиционных офлайн-школах.
Миф 2. Нет студенческой жизни
Социализация очень важна при воспитании и обучении ребёнка. Неслучайно многие родители опасаются, что её будет недостаточно. В Harrow School Online будут проводиться мероприятия и кружки по интересам в формате онлайн, включая дискуссионный и шахматный клубы, литературный журнал и даже хор. А видео и мобильные приложения наподобие Strava позволят передавать данные о внеурочной активности учеников (например, в спортивных секциях и на благотворительных встречах).
Миф 3. Не каждый способен организовать своё обучение самостоятельно
Речь идёт о самомотивации, которой может оказаться недостаточно: некоторым студентам нужен стимул извне для того, чтобы оставаться дисциплинированным. Мы надеемся решить и эту проблему благодаря тому, что учителя и наставники будут находиться на связи со студентами в режиме нон-стоп, общаясь через чат, электронную почту и видеосвязь, а также за каждым студентом будет закреплён личный тьютор. Он поможет с постановкой целей, мотивацией и дальнейшим построением карьеры.
Наш опыт показывает, что технологии не преграда, а движущая сила. И мы не думаем, что ситуация изменится. Это даст доступ к качественному образованию тем, кто иначе не смог бы его получить. По всей вероятности, со временем всё больше школ и университетов будут переходить на цифровой формат и открывать свои онлайн-двери для студентов со всего мира. А значит, у россиян появится ещё больше возможностей получить качественное школьное и высшее образование, не выходя из дома.
Действительно ли самообразование теряет популярность?
И считается ли самообразованием, например, если я пойду смотреть замечательные видео от Khan'а по математике на Khan Academy? Ну или чей-нибудь канал где-нибудь на YouTube.
"А значит, у россиян появится ещё больше возможностей получить ... не выходя из дома."
Две вещи, которые может получить средний россиянин на среднюю зарплату, не выходя из дому.
1. Пиццу с доставкой от (вывеска) mail.ru group. Доставляет непоймикто.
2. Пиццу с доставкой от (вывеска) yandex. Доставляет непоймикто.
Сдачи хватит на рулон туалетной бумаги.