У Остапа Бендера было четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения, опсосам еще учиться и учиться
Давно живу. Мобильной связью пользуюсь с 2000 года, когда в моей местности появился первый GSM опсос — чисто областной. С тех пор перепробовал всех реальных операторов («большая четверка») и одного виртуального.
Мелким жульничеством страдают все. Впервые попался на модемной симке МТС лет 15 назад — влепили подписку 30 рублей ежесуточно на модем на работе. Рано утром, часов в шесть, когда в конторе никого. Потом были другие эпизоды, детали опустим, но давайте попробуем обобщить. И обозреть.
Итак, на текущий момент мне известны три сравнительно честных способа отъема денег у клиента, независимо от его стажа, количества активных симок и приверженности любимому оператору. Рассмотрим в историческом порядке.
Дисклаймер: слово «жульничество» ниже употребляется в бытовом, обывательском смысле. Не следует приравнивать юридически значимому термину «мошенничество». Данный текст не является предъявлением претензий или обвинением, это разбор ситуаций и мое оценочное суждение.
Первый способ
(Постепенно уходит в историю?.. Во всяком случае, пик баттхерта в интернетах прошел лет 10 назад. Давненько не попадались на глаза яростные жалобы в интернетах.)
Те самые левые подписки — 30, потом 50 рублей в сутки, быстро выжирающие баланс, после чего офигевший клиент начинает ругаться с бедной, ни в чем не повинной девочкой из первой линии саппорта.
Подленький способ, никакого согласия на списание денег в пользу левого поставщика не запрашивают, сам факт подписки саппорт пытается объявить твоими личными действиями. Ага, гаражные ворота подписались, как кто-то возмущенно писал.
Жульничество организованно тонко.
Во-первых, ни проверить наличие подписки, ни отписаться самостоятельно ты не можешь (позже — как минимум, у Теле2 и Мегафона — такая возможность появилась). Только через обращение в саппорт.
Во-вторых, некоторый процент клиентов никогда не подвергается атаке, и из них сам собой формируется пул «возражателей в интернетах»: — мол, у меня десять лет пять симок, на себя, жену, детей и тещу, никогда такого не было! (вывсеврети)
На ботов опсоса отнести это полностью нельзя — я знаю лично двух таких живых людей, никак не ангажированных. Они искренне не хотели верить в подлость любимого оператора.
Особо пикантный момент: в одной области Мегфон даже предлагал услугу для защиты от левых подписок (!) Всего за сто рублей в месяц <мы не будем тырить у вас деньги> предлагали блокировку от такой беды. С издевательским примечанием мелким шрифтом — кроме <перечень ситуаций>. Я это видел лично, пройдя по предоставленной ссылке на официальный сайт. Правда, в тот момент выйти через меню сайта на эту услугу у меня не получалось, да и скриншот я бездарно пролюбил. Однако, могу засвидетельствовать под присягой — я это видел!
Чуть менее пикантный момент — придумали особый «контентный» счет, с которого только и можно было списывать за «услуги». И, конечно же, все опсосы постарались обставить этот счет массой неудобств: временное существование счета, созданного онлайн, и необходимости заботиться о возобновлении (Мегафон, три месяца); инструктирование работников салонов чинить препятствия клиенту, желающему такой счет завести через письменное заявление (лично сталкивался у Мегафона и Теле2).
Если сильно ругаться, деньги обычно возвращают. Не всегда — Теле2, когда только вошла в наш регион и перекупила Ростелеком вместе со мною, оказалась непобедима в голосовом общении, а в салон я не поехал, забил. Подписку-то отключили, хоть и сворованную копеечку не вернули.
Припоминается реклама Тедледвы из тех времен — да мы такие все из себя честные, да мы клиента не кидаем! Да-да-да, расскажите мне еще сказку, я только задремывать начал. :)
Отметились все федеральные — кроме, разве что, Йоты, которая особо хвасталась в рекламе, что у нее такое ни-ни! Неявное обвинение конкурентов в жульничестве.
И — вроде бы Билайн несколько лет назад заявил публично, что таким больше баловаться не будет — неявно признав за собой жульничество в прошлом.
Характерная особенность — неадекватная цена за мусорную услугу, всегда это дрянь какая-то, даже не анекдоты по утрам. (за 50 рублей в сутки!) И, вроде как, менеджеры опсосов осознали за десятилетие, что как-то совсем уж хуцпа — не в европах, чай, живем.
Второй способ
Тебе принудительно подключают подписку на платную услугу. Уже не от левого контрагента, от самого опсоса. Услуга может быть и полезной для части клиентов, но лично тебе она ни в дугу не уперлась. Якобы в виде бонуса — первые 1-3 месяца она бесплатна, но потом включается списание, причем, ты просто так не узнаешь ни о факте подключения, ни об окончании «акции», когда начнут списывать деньги. Никаких извещений, узнать можно, только зайдя в личный кабинет и пройдя по закоулкам. Очевидно, что подавляющее большинство клиентов эти заниматься не будет не только регулярно, а примерно никогда.
???
PROFIT!
Этот способ применяется до сих пор. Для разнообразия и приличия, может прийти СМС, но если симка стоит в модеме, а модем в роутере — угадайте с трех раз. Тонкое жульничество — множество пользователей, которые пополняют баланс по принципу «что-то маловато осталось» даже не замечают впаренной подписки.
Переругивание с саппортом обычно помогает вернуть уворованные денежки, да хотя бы узнать, что за беда такая случилась.
Третий способ, новый, с которым столкнулся на днях.
Симкарта, которой давно не пользуешься, внезапно «оживает» и начинает активно накручивать долг. За услуги, которыми ты не пользуешься. Трудно ведь пользоваться услугами посредством симки, которая у тебя лежит в коробочке, чисто на память. Или на всякий случай, как это было у меня.
Так бы ладно, и даже заметить не было возможности (реальной), но чрезмерно креативный манагер придумал списывать неправомерную задолженность с другой симки. С угрозой внезапной блокировки из-за выдергивания очередного месячного автоплатежа на списание якобы долга. Чисто случайно зашел в админку модема поправить настройки. Тут-то оно и выявилось.
В моем случае разбирательство с Мегафоном дало положительный результат — принесли извинения «за неудобства» и отменили «долг». Тем самым, неявно признав неправомерность и этой схемы сравнительно честного отъема денег у населения. Ведь, действительно, ты чувствуешь некоторое неудобство, когда какой-то стержень с бугра непринужденно запускает руку тебе в карман. И не поспоришь.
(Теорема о пределах: нет предела изобретательности манагера в погоне за KPI.)
Что я хотел сказать этим пространным спичем. Вот не угадаете.
В нашем Б-госпасаемом государстве мобильная связь и не менее мобильный интернет настолько дешевы и настолько хороши, что все цивилизованные (в прошлом) страны печально завидуют, даже пересчитав по паритету покупательной способности. И по этому поводу могу лишь выразить глубокую благодарность доблестным нашим опсосам (это не ругательство, это сокращение от «оператор сотовой связи»).
Из этого следует очевидный вывод о реальной себестоимости мобильной связи — на месте евро-штато-японских пользователей я бы немного расстроился.
На этом фоне отдельные эксцессы исполнителей — вряд ли этой грыжей (лат. hernia) занимаются владельцы и топы, это явно самодеятельность низкоуровневых манагеров, страдающих излишней живостью ума — общей картины не портят, а лишь добавляют нам, простым обывателям, уверенности в положительных трендах текущей жизни. Когда онлайн-обращением, не отрывая тухеса от дивана, ты решаешь вопрос в свою пользу.
На то и карась в море, чтобы щука, внезапно сломав зуб о жесткий хребет, задумалась о бренности сущего. Или о сущности бренного, как получится.
P.S. Не могу не отметить, также, действенность раскрученных интернет-ресурсов, типа vc.ru — на очумевших в атаке отдельных манагеров внезапный пост проливается <живительными люлями> <золотым дождем> ненужное вычеркнуть.