«Яндекс», «Сбербанк», Mail.ru Group, «Мегафон» и другие российские компании подписали кодекс этики использования данных
Подписавшие в том числе должны получать согласие на обработку данных и гарантировать их защиту от утечек.
Российские банки, телеком-операторы и крупнейшие интернет-компании подписали кодекс этики использования данных. Об этом vc.ru сообщили в Институте развития интернета (ИРИ), который разработал документ вместе с Ассоциацией больших данных (АБД).
Документ подписали «Вымпелком» (бренд «Билайн»), «Газпром-медиа», «Газпромбанк», ВТБ, «Мегафон», МТС, «Ростелеком», «Сбербанк», «Тинькофф банк», фонд «Сколково», «Яндекс», Mail.ru Group, разработчик облачных сервисов oneFactor, Qiwi и Аналитический центр при правительстве.
Кодекс включает принципы профессиональной этики при сборе, обработке и использовании данных — от пользовательских до промышленных. Цель документа — развивать добросовестность участников при работе с данными и взаимодействии с пользователями, бизнесом, государством и друг с другом.
Положения кодекса определяют принципы, которым компании должны следовать при сборе, хранении, обработке и обмене данными. В частности, участники рынка должны получать согласие на обработку данных и гарантировать их защиту от утечек, а также не использовать для получения сведений такие методы, как взлом.
При использовании данных в рекламе и маркетинге или других коммерческих целях, компании должны показывать пользователям предложения с оптимальным выбором товаров и услуг, а также дать возможность отказаться от получения рекламы.
Также в документе написано, что компании должны руководствоваться принципами добросовестности и профессиональной ответственности. Их соблюдение предполагает:
- Предоставление по запросам госорганов достоверной информации о своей деятельности, подлежащей раскрытию в рамках законодательства.
- Недопустимость вводящих в заблуждение и ложных заявлений о своих навыках и опыте работы.
- Использование механизмов взаимного и общественного контроля участников рынка данных.
- Обмен достижениями и лучшими практиками между участниками.
За соблюдением кодекса и его актуальностью будет следить совет по этике работы с данными. Он в том числе будет вести реестр участников и «белую книгу» добросовестных практик с конкретными примерами.
Если кто-то из участников реестра добросовестных участников нарушит положения кодекса, совет должен будет разобраться в обстоятельствах ситуации и принять решение: вынести предупреждение либо исключить компанию из реестра. Жёсткого контроля кодекс не предполагает, отметила президент АБД Анна Серебряникова в разговоре с «Ведомостями».
Это документ для саморегулирования, он не носит жёсткий административный характер. Следить за соблюдением кодекса будет совет, но он не предполагает использования инструментов государственного контроля.