На Озоне всё резко подорожает? Разбираю, как выросли затраты на логистику с 1 января 2024 года. 1 часть

С 1 января на OZON стали иначе считать затраты на логистику. Теперь расчеты проще, но расходы - выше. Это первая из двух статей. Тут мы разберем логистику по модели FBS (свой склад). Во второй части рассмотрим модель FBO (склад оператора, в данном случае Озона).

В статье будут интересные расчеты и графики. Немного рассуждений. Покажем, как изменилась цена логистики каждого литра, составим таблицы и графики.

Для понимания тем кто не в теме или только начал вникать, коротко напишу, что такое логистика в контексте маркетплейсов. Я буду говорить конкретно про Озон, однако на других площадках многое похоже. Кто знает, просто пролистните ниже.

Что такое логистика на Озон

Вообще логистика - это управление материальными потоками. То есть и хранение товаров на складе, и вся перевозка и многое чего еще являются логистикой. Правда на практике людям проще думать о логистике просто как о перевозке товара от поставщика до покупателя, как о доставке. То есть о транспортной логистике.

Запомните. На маркетплейсах логистика - это не вся доставка, как можно подумать сначала.

Если говорить про FBS, то сначала вы привозите сами товар в пункт выдачи заказов (ПВЗ) или сортировочный центр (СЦ). Вы сдаете товар и платите за приемку какую-то сумму. Например, 30 рублей, если сдали в ПВЗ. Это не логистика с точки зрения Озона, это обработка отправления. То есть услуга выделена отдельно и называется иначе.

Далее Озон везет товар до города покупателя. Вот именно это и есть логистика, о которой мы говорим в статье.

Потом идет так называемая "последняя миля", которая обойдется вам в 5,5% от цены товара. Последняя миля - это "доставка товаров (в том числе крупногабаритных) из Кластера назначения до Клиента одним из способов передачи." Тоже по сути логистика, но в данном случае это не логистика с точки зрения Озон. Это также отдельно выделенная услуга, которая называется иначе.

Логистика на Озон - это не вся доставка. Это часть доставки.

Для тех кто работает по модели FBS на Озоне и привозит отправления в ПВЗ формула такая: доставка = 30 р. + логистика + 5,5% * цена продажи товара.

Ссылка - тут все расписано и визуально представлено.

Изменение в тарифах на логистику OZON

Начнем с того, что затраты на логистику на маркетплейсах главным образом зависят от объема в литрах. Правда в случаях негабаритных и тяжелых товаров это может быть не так, но опустим это исключение.

Как до 1 января 2024 года считали логистику на Озон

Существовали диапазоны объемов в литрах, внутри которых была одна цена. Например, логистика за объем 9,901-14,9 литров стояла 102 рубля. То есть логистика любого объема товара в упаковке в этом диапазоне стоила 102 рубля. На фото ниже скрин старых тарифов.

Ищите свой диапазон и получаете стоимость логистики
Ищите свой диапазон и получаете стоимость логистики

Как с 1 января 2024 года считают логистику на Озон

Есть минимальная фиксированная сумма на логистику: 76 рублей.

- логистика всех товаров с объемом до 5 литров включительно стоит 76 рублей;

- от 5,1 до 175 литров включительно — 9 рублей за каждый дополнительный литр свыше объёма 5 л;

- от 175,1 литров и выше — 1615 рублей.

Считать, конечно, удобнее. Но есть проблемы, о которых ниже.

Обычно есть 2 важные составляющие расчета стоимости перевозки.

Во-первых, есть фиксированная минимальная ставка перевозки, даже если товар размером с горошину. Это присутствует и в прошлых и в нынешних тарифах и это обосновано.

Во-вторых, цена перевозки растет прямо пропорционально в зависимости от объема, но с убывающими темпами прироста из-за убывающих предельных издержек на перевозку дополнительного литра. Это теоретически может не соблюдаться только в крайнем случае, когда все машины для перевозки всегда на 100% заполняются грузом и каждый дополнительный литр в любом случае будет стоить одинаково (такое редко бывает и сложно представить).

В современных тарифах на логистику Озона нет снижения предельной цены одного литра. То есть, например, начиная с 30 литров, каждый доп. литр перевозки должен был бы стоить не 9 рублей, а, скажем, 7 рублей. Этого нет в текущих тарифах, а раньше это было неявно заложено. Поэтому нынешняя стоимость логистики на Озоне особенно сильно должна вырасти для объемных грузов.

Строго говоря, снижение предельной цены все-таки есть из-за наличия фиксированных 76 рублей для любого объема, но это снижение минимальное. В конце статьи я покажу графики.

С точки зрения практики торговли на Озон это означает, что вы не будете сильно экономить на логистике от того, что создадите комплект из двух или более товаров, чтобы, например, дать скидку людям и замотивировать купить больше, а самим сэкономить на доставке. У вас логистика 1 товара и логистика комплекта из двух будет отличаться почти в 2 раза и экономия будет минимальной. Она будет только из-за фиксированных 76 рублей и 30 рублей на приёмку.

Нас интересует число - сколько будет стоить логистика моего товара. Всё что я сказал выше, сейчас подкреплю расчетами ниже.

Я взял следующие данные: старые тарифы и нынешние с 1 января 2024 года.
Далее рассчитал новые тарифы для всех объемов по нехитрой формуле и сравнил это с тем, сколько бы стоила логистика каждого литра ранее.

Литров много, поэтому много расчетов выше. Листайте и найдите свой объем. В среднем подорожание составило 57%. Но надо понимать, что это просто средняя величина. Не зная объемы продаж по литрам на Озоне мы не можем посчитать точное средневзвешенное изменение стоимости логистики. Однако каждый для себя может примерно прикинуть это на основе своего опыта.

Теперь посмотрите на график ниже.

Зубчатая формула связана с изменением формулы расчета стоимости логистики
Зубчатая формула связана с изменением формулы расчета стоимости логистики

Видно, что изменения неравномерные. Это все потому, что ранее был диапазон литров с одной стоимостью логистики, а теперь каждый дополнительный литр стоит 9 рублей.

Почему мне кажется, что логистика у многих селлеров сильно подорожает.

Я подозреваю, что ранее многие пользовались сеткой цен на логистику так: смотрим таблицу с ценами и пытались ужать свой товар с упаковкой так, чтобы попасть в самый нижний доступный диапазон, чтобы сэкономить на логистике. И если это так, то у многих объем товара попадал в верхние значения диапазона.

Пример для понимания. Представьте, что вы торгуете условным товаром А. Этот товар в упаковке и коробки у вас занял в районе 21 литра. Вы смотрите таблицу стоимости логистки.

14,901 - 19,9: 133 р.

19,901 - 24,9: 151 р.

Что делать? Вы уменьшаете коробку лишь бы попасть в диапазон до 19,9 литров и экономите 18 рублей на логистике. Вряд ли получится сильно ужать, поэтому вы окажитесь где-то в верхних значениях: 19-19,0 литров. Возможно, кто-то не мог ужать упаковку и на свой страх и риск вводил габариты меньше, чтобы объем вышел до 19,9 литров. В этом случае тоже следует ожидать, что люди вводили показатели как можно больше, чтобы не сильно отличаться от фактических. То есть тоже следует ожидать попадания в верхние значения 19-19,9 литров.

Исходя из этого давайте посчитает изменение стоимости логистики для тех продавцов, кто был в крайних значениях объема. Как можно было догадаться из графика выше, это будут те самые пики зубцов.

Резкий рост стоимости логистики с 7 и с 15 литров
Резкий рост стоимости логистики с 7 и с 15 литров

Рост, конечно, ужасающий. Кто торгует чем-то объемным, мог даже оказаться в убытке с 1 января, если не поднял цены. У кого товары в упаковке объемом от 15 литров должны быть особы внимательными, так тут самые высокие приросты затрат на логистику.

На Озоне всё резко подорожает? Разбираю, как выросли затраты на логистику с 1 января 2024 года. 1 часть

Чтобы лучше рассмотреть, ниже график начинается с 3 литров.

Практически нет снижения стоимости логистики 1 литра.
Практически нет снижения стоимости логистики 1 литра.

Стоимость логистики 1 литра с 1 января 2024 года, как можно видеть на графике или понять по формуле расчета, стремится 9 литрам. Ниже быть не может. Ранее стоимость логистики снижалась в зависимости от объема аж до 4,8 за литр.

Таким образом, затраты на логистику на Озоне резко возросла. Особенно это заметно на товарах, объемами выше 7 литров. Для более объемных товаров от 15 литров прирост логистики оказался еще выше. Продавцам объемных товаров и комплектов товаров на Озон важно это учесть. Возможно, стоит большее внимание уделить другим площадкам, где стало выгоднее торговать подобными товарами. А самое главное - проверьте свои цены. Если ранее у вас была невысокая маржа, то с 1 января, возможно, вы попали в зону убытка.

3 комментария

В Озоне мне нравится стабильность, хоть какая то гарантия на сложные вещи, возврат легче чем в других маркетплейсах.

Ответить

Хорошая и понятная статья, тоже не сразу понял почему резко упала маржа, разобрался только к 15му января. Пришлось пересматривать цены на товар (у меня товар от 100 до 260 литров) и пришлось поднимать минимальные цены т.к. экономика нен складывалась от слова совсем. В итоге товары стоимостью от 2000р до 4000р у меня в магазине подорожали на 600-800р. А товары стоимостью от 5000 до 14000р подорожали примерно от 800р. до 1500р. Это очень плохо т.к. 70% продаж были на озон, и ещё продажи сейчас резко упадут, потому что не все конкуренты заметили изменения и продолжают торговать по старым ценам, при этом они уходят в минимальные прибыли или, вообще, в минус. Посмотрим, что из этого выйдет, но есть ощущение, что, просто, другие площадки тоже поднимут цены на свои услуги следом за Озон.

Ответить

на озоне цены стали бешенные ну как может лейка садовая пластмассовая стоить 500-1000 рублей. Берут у китайцев за копьё а нам впихивают за милионы

Ответить