Цена сотрудничества с Яндекс Доставкой или почему рестораторы предпочитают собственные IT-сервисы
На связи Иван Ярославцев, основатель и руководитель агентства Alto. В этой статье я расскажу почему не все компании готовы идти на агрегаторы и маркетплейсы, причем здесь лояльность клиентов и сколько стоит независимость от IT-гигантов.
Мы занимаемся разработкой веб-сервисов, сайтов и мобильных приложений уже более 9 лет. За это время клиенты не раз задавали мне вопрос: что лучше — создать свой сервис с приложением или использовать готовые решения?
Чтобы оценить плюсы и минусы двух подходов, в этой статье я структурировал наработанную за годы информацию:
- Мнения представителей индустрии;
- Варианты ИТ-решений для фуд-бизнеса с разным бюджетом;
- Особенности фудтех-направления на реальных проектах;
- Собственные выводы и рекомендации.
Дилемма «маркетплейс или собственный сервис» касается не только фудтеха, но и ритейла, недвижимости, туризма.
Когда подойдет агрегатор?
Бизнес на старте. Когда нужно быстро привлечь много пользователей с минимальными вложениями, агрегатор считают оптимальным вариантом. Не нужно нанимать курьеров, тратить ресурсы на разработку и рекламу.
Агрегатор — это некая полка, и если компания на ней есть, то аудитория с большой вероятностью возьмет её продукт.
Небольшой масштаб. Если нет планов расширять сеть по всей стране или хотя бы в регионе, то разработка и поддержка своей IT-системы может оказаться слишком дорогим балластом, который потянет малый бизнес ко дну.
Небольшим игрокам лучше покупать франшизу или заходить на агрегатор, где вся IT-система уже готова.
Когда подойдет разработка своего сервиса?
Есть планы запустить франшизу. Если хотите развивать фудтех-сеть, то свой IT-сервис станет для нее хорошим фундаментом.
Если строить масштабную фудтех-сеть, инвестиции в IT, скорее всего, окупятся, но для пяти суши-баров это — убытки.
Нужно выстроить сильный бренд. Собственная IT-система позволит запустить систему лояльности и анализировать поведение пользователей: посчитать средний чек, выявить самые популярные позиции, составить портрет клиента и не только. На основе этих данных можно тестировать гипотезы и разработать грамотную стратегию развития.
Мы пользуемся агрегаторами, но это скорее рекламный инструмент. Они неплохо справляются с наведением трафика и повышением узнаваемости бренда.
Есть перспектива продавать свои IT-продукты другим компаниям. Чтобы окупить затраты на разработку, можно продавать готовые решения другим игрокам рынка. Например, система DodoIS от Додо Пицца была запущена с прицелом на такой путь развития.
Своя разработка — долгосрочная инвестиция. Многие компании продают свой успешно-запущенный продукт. Мы не исключаем такой вариант для себя.
Выводы и стоимость решений
Собственная разработка — это про перспективы. На старте лучше пользоваться агрегаторами, а когда бизнес начнет расти — можно подумать про свою IT-систему, которая позволит улучшить клиентский сервис и масштабироваться.
Ниже приведена таблица с рекомендациями ИТ-решений в зависимости от бюджета проекта:
Кейс: как свое приложение помогает повысить лояльность
В Alto мы разработали мобильное приложение для сети гриль-баров «Шампурико». Одна из задач на старте проекта — увеличить коэффициент удержания пользователей.
Приложение оказалось оптимальным решением — push-уведомления постоянно напоминают о бренде компании, а бонусная система помогает повысить число повторных заказов.
Результаты проекта. Спустя 2 недели после релиза, приложение установили более 4000 человек. Заказчик не запускал рекламную кампанию, только разместил ссылки на сайте и в социальных сетях. Это говорит об актуальности разработки мобильного приложения и попадании в запрос клиентов.
Сейчас у приложения около 20000 скачиваний. А в конце 2023 года «Шампурико» стали победителями Народной премии E1.RU в номинации «Доставка года».
Кейс: как своя разработка оптимизирует бизнес-процессы
К собственной IT-системе прибегают не только отдельные рестораны, но и компании, которые объединяют под своим брендом несколько заведений с разными концепциями, как ТМДоставка.
Руководство решило не делать все ставки на сторонние сервисы, а предпочло инвестировать в собственную разработку, привлекать в штат курьеров и продвигать бренды ресторанов.
Сейчас команда развивает агрегатор только для своих ресторанов, но заложенный фундамент позволит интегрировать другие заведения в будущем.
Сложности в проектах доставки еды очень схожи, поэтому я остановлюсь на кейсе ТМДоставка подробнее. Расскажу о запросах, с которыми пришел заказчик, кастомных ИТ-решениях и о том, как они повлияли на работу компании.
Интеграция с iiko
- Проблема: некорректная синхронизация товаров между iiko и сайтом. Высокая загрузка операторов из-за ведения сайта вручную.
- Решение: настройка интеграции c iiko. Внедрение автоматического импорта позиций и стоп-листов.
Из-за некорректной синхронизации товаров между системой автоматизации iiko и сайтом, менеджерам ТМДоставки приходилось тратить много времени на актуализацию сайта вручную.
Мы настроили импорт, и теперь все товары поступают на сайт из iiko с фотографиями, присвоенной категорией, ценой, описанием и граммовками. Также мы реализовали стоп-листы. Если блюдо закончилось в iiko — позиция не выводится на странице ресторана.
Разделение зон доставки
- Проблема: отсутствие зон доставок для каждого ресторана.
- Решение: внедрение логики зон на карте и различных условий доставки в зависимости от расстояния до ресторана.
Если у ресторана несколько филиалов, зоны доставки покрывают весь город, при этом не пересекаются между собой.
Настройка онлайн-оплат
- Проблема: онлайн-платежи поступали на единый счет, а не счет каждого филиала.
- Решение: доработка онлайн-оплаты на 1С-Битрикс.
После того как мы разделили зоны доставки, у каждого филиала появилась возможность указать разные формы оплаты. Теперь онлайн-платежи поступают на индивидуальный счет каждого филиала, что существенно сократило время менеджеров на сортировку оплат.
Улучшение пользовательского опыта
- Проблема: устаревший дизайн и неудобное взаимодействие с сайтом для пользователя.
- Решение: обновление общего дизайна сервиса. Доработка дизайна каталога и внедрение вариаций товаров.
Мы сделали дизайн каталога блюд более лаконичным и современным, а для удобства пользователей добавили возможность выбора добавок или наполнения блюд.
Личный кабинет и история заказов
- Проблема: клиенту необходимо вводить данные каждый раз при оформлении заказа.
- Решение: разработка личного кабинета с возможностью сохранить адрес и историю заказов.
Теперь клиенты могут отследить статус заказа и указать свой адрес в один клик. Личный кабинет повышает лояльность пользователей — им не нужно каждый раз вводить свои данные.
С большей вероятностью пользователи выберут удобный знакомый сервис, чем захотят разбираться с новым функционалом.
Результаты проекта
Сервис успешно запущен. Каждый день сайт ТМДоставка посещает более 1000 пользователей. Как отмечает команда сервиса, они готовы и дальше вкладываться в собственную разработку, так как понимают, что это долгосрочная инвестиция, которая окупится за счет лояльности клиентов.
Личное мнение
Агрегаторы выгодны, когда нужно быстро привлечь много пользователей с минимальными вложениями и у бизнеса нет планов расширять сеть. А собственная разработка помогает заложить фундамент для масштабирования и оптимизации бизнеса, продвижения бренда.
Если вы ставите перед собой подобные цели и задумываетесь о разработке собственного сервиса или приложения — оставляйте заявку на нашем сайте и мы обсудим вашу задачу.
Также подписывайтесь на мой телеграм-канал. В нём я анонсирую статьи, рассказываю о работе команды и делюсь исследованиями.
Иван, крутой кейс! Мы тоже у себя в Ижевске активно пользуемся доставкой от одной сети с их внутренним продуктом, который намного лучше агрегаторов с дарк-кухнями.
А как сеть называется, не подскажете?
Круто описали свой опыт! Сразу видно, что уже в фудтехе собаку съели)
мы как-то на сайте написали, что собаку съели на разработку, в онлайн-консультанте. Ты даже не представляешь сколько людей решили на эту тему пошутить там в диалоге:)
Хахахах! Если это ещё и лиды помогло сконвертить, прекрасно)