5 ошибок, которые потопили наш стартап за $50 000

В статье я рассказываю об основных ошибках, которые были допущены в проекте. Вы узнаете, чего делать точно не стоит! Эти ошибки обошлись нам в 50 000 долларов.

В мае 2023 году меня пригласили поучаствовать маркетологом в стартапе. Сайт в нише финансы, ГЕО - весь мир. Проект на 25 языках. Использует JS-фреймворк React. Среда для выполнения JavaScript - Node.js. На тот момент мне казалось, что проект выстрелит, ведь в него уже было вложено ~30К$, он казался довольно интересным и уникальным.

Сразу сделаю оговорку - делиться URL я не могу. Но могу описать суть проекта и привести конкурентов. На сайте представлена аналитическая информация по акциям различных публичных компаний, типа Apple или Tesla. Прямые аналоги - tipranks, investing. Есть несколько разделов, где посетитель может изучить различные финансовые данные и отчетности. В общем, эдакий агрегатор финансовых данных компаний на 5 млн страниц с 60+К компаний.

Ошибка #1: необоснованный выбор модели монетизации

Сайт планировалось монетизировать подписками. Пользователь может получить три статуса.

  • Незарегистрированный. Отображается только часть информации.
  • Зарегистрированный. Видит всю актуальную информацию, но не по всем годам. Недоступен полный перечень функционала.
  • Проплаченный. Все данные доступны для просмотра, изучения и выгрузки. Использует весь функционал.

Подписку можно оплатить на год и на месяц. Например, в USA год стоит 250$, а месяц - 25$. На первый взгляд, все довольно стандартно, так в чем же заключалась ошибка?

Так как в данной нише много конкурентов, то и ценность информации, которая стоит 25$ в месяц завышена. Часть конкурентов давала её бесплатно. Мы могли бы взять дополнительным крутым функционалом, но нам не хватило денег его реализовать. Об этом дальше.

Ошибка #2: не составлено ТЗ по всем важным аспектам

Вся разработка велась удаленно, командой из Украины. Спринт обходился в районе 3-5К$. Я пришел в проект в мае, но пилили его с октября. Так как до меня не было четкого ТЗ по тому же техническому СЕО, пришлось многое переделывать после моего прихода. Это значит, что часть кода становилась не востребованной и разработчикам приходилось искать костыли, чтобы внедрить новые правки. Из самых банальных ошибок, например:

  • JS перекрывает контент так, что гугл бот его не видит. Распространенная и очень серьезная ошибка. Почитать.
  • Криво сделана или не сделана Shema-разметка страниц.
  • Огромное количество страниц с дублированным контентом.
  • Куча страниц без информации по определенным эндпоинтам.

Как итог команда разработки получила 100500 новых правок, на которые была потрачена львиная доля бюджета дополнительно к тому, что уже вложено. В итоге к концу лета сумма дошла до ~50К$, а даже 70% правок еще не были реализованы.

Ошибка #3: закончился бюджет

Примерно к сентябрю мы поняли, что не реализовали кучу фич из тех, что были запланированы. Бюджет уже раздут, а сайт до сих пор не приносит дохода. Исходя из этого нам пришлось порезать часть планируемого функционала. Это привело к тому, что мы не предоставили дополнительную ценность людям. А значит модель монетизации рушится.

Мы пролили довольно много трафика через google и другие источники, и получили неудовлетворительный конверт в подписку. К сожалению, проект умер так и не раскрыв свой потенциал. Конечно, можно вложить еще 30к$ и допилить функционал, но где гарантии, что это сработает? Надо было изначально делать все правильно.

Ошибка #4: упор на SEO трафик

Мы сделали довольно большой упор на SEO трафик. К концу лета у нас уже было около 500 000 страниц в индексе и 150 посетителей ежедневно. Страницы мы загнали довольно быстро, месяца за полтора. Трафик также пошел сразу после индексации. Но на этот момент у нас еще не было платежки. Монетизацию подключили только к ноябрю.

Все было хорошо, сайт рос на глазах как пирожки на дрожжах, ключевые слова попадали в выдачу и неплохо ранжировались. Но в сентябре у гугла случился апдейт Helpful. Почитать можно, например, тут. Апдейт хостовой, то есть влияет на весь сайт. Так как у нас было много мусорных страниц и дублей, мы попали под него. Как итог - полное выпадение ключей из поисковой выдачи. SEO закончилось так же быстро, как и началось. Опять же, отсылаю к ошибке #2. Если бы изначально все было прописано в ТЗ, то таких косяков не было, и мы бы не попали под апдейт.

Ошибка #5, главная: недостаточная компетенция

У человека, который изначально задумал данный проект, привлек деньги и был управляющим, банально не хватило опыта все рассчитать заранее. Как итог - снежный ком, который добавлял все новые и новые проблемы. Да, было создано ТЗ, написан маркетинговый план, продумана монетизация. Но из-за нехватки знаний в определенных отраслях управления проектами стартап утонул, не успев даже выйти в “открытое плавание”.

Урок такой: надо делать что-то более понятное и осязаемое, а не гнаться за птицей в небе. Если вам понравилась статья подпишитесь сейчас на мой ламповый Telegram канал БЕЗ ИНФОЦИГАНСТВА про SEO, маркетинг, трафик и т.д. У меня 12 лет опыта в сфере IT, я работаю CMO в крупной компании и регулярно выпускаю экспертные лайфхаки, обучалки, кейсы, антикейсы, стратегии и тому подобное 🙂

5
11 комментариев