А еще трактовка экспериментов часто не учитывает структуру нейрофизиологии мышления как возбуждения ансамблей нейронов. В качестве примера можно привести следующий известный эксперимент. Ребенку показывают сценку: человек прячет предмет в одно место и уходит, приходит другой и перепрятывает в другое, потом возвращается первый и следует вопрос ребенку: где он будет искать то, что положил. Утверждается, что примерно до пяти лет ребенок говорит, что искать будет там, куда перепрятали, а после этого – там, где сам положил. Из этого делают вывод, что у ребенка, мол, не сформировано понятие об отдельных личностях, что он сам не отделяет себя от других, думает, что все знают одно и то же и так далее. На мой взгляд, совершенно неверно, потому что у детей в очень раннем возрасте сформированы понятия о папе и маме и других лицах ближнего окружения, и они отлично понимают, что и кто из них знает, и используют это при взаимодействии, когда хотят добиться каких-то целей. Наличие понятий означает, что сформировались соответствующие ансамбли нейронов, и ансамбль для каждого субъекта отдельный, описывает его индивидуальность. А описанный эксперимент говорит лишь о том, что для двух показанных персонажей такие ансамбли внимания ребенок не сформировал, рассматривая их некоторым единым целом. То есть эксперимент меряет не наличие ансамблей, а навык их формирования, что является совершенно отдельной способностью.
мде вот только что такое личность и откуда она берется никто не знает
Откуда берется личность как раз понятно: из обучения, образования и воспитания, как организованного, так и неявного, в ходе получения личного жизненного опыта начиная с рождения. И получается индивидуальная человеческая личность. А в какой момент она получается - вопрос больше терминологии, чем фактов, тут одни говорят "ребенок становится личностью, когда умеет делать А и Б", а другие считают важным А и В, а Б - не важным. Но объективных критериев важности нет, она зависит для целей, для которых мы говорим о личности.
В общем, я как раз и начал писать об этом, для того. чтобы сформировать комплексное представление. Потому что есть много разных из разных источников. А вот то, что "никто не знает" - преувеличение. Знают. Просто точки зрения различаются.
Отличная статья, восхищаюсь умением вести осмысленный диалог с типичными коментаторами на VC. Надеюсь я когда-нибудь тоже так смогу)
Спасибо, такая оценка очень приятна!
"Личность реализуется за счет работы мозга" - фраза Юного Техника, на обучении которого сэкономили школа, вуз и HRM. Откуда только берутся такие идиотские мысли в голове человека 21 века?? Расскажите, чтоб другие туда не ходили.
А вы полагаете, что личность реализуется за счет бессмертной души, которая, получив тело, действует для достижения следующего перерождения? Или у вас какие-то еще варианты ответа на этот вопрос? Напишите, обсудим.
Вся статья - графомания советского инженера, который решил, что может применять псевдотехнические бредни к любой проблеме в мире. Раньше я встречал подобный контент только на форумах всяких лунатиков, которые изучают идеи Чудинова и других лженаучных фриков, но теперь они добрались и до vc.