ТОП 10 случаев мошенничества и некомпетентности digital-агентств и частных маркетологов

Картинка для красоты и привлечения внимания
Картинка для красоты и привлечения внимания

Проводя аудит маркетинговых активностей не перестаю удивляться, как иногда цинично некоторые личности пользуются доверием некоторых (обычно перегруженных) руководителей бизнеса. Приведу свой рейтинг 2023-2024 самых частых случаев мошенничества и некомпетентности горе-маркетологов. При этом важно понимать, что такие случаи встречаются и при работе с фрилансерами, и при обслуживании в агентствах с первых строчек всяких рейтингов. Если есть, что добавить, поругать, похвалить – прошу в комментарии!

1. Доступы к рекламным аккаунтам.

Как действуют недобросовестные подрядчики?

Доступы не передаются Заказчику. Самые частые предлоги:

  • Доступ получит ваш сотрудник и навредит по незнанию или при увольнении.
  • У нас всё под контролем, отчеты вам присылаем. Вам эти доступы просто не нужны.
  • Под одним логин/паролем может работать только 1 специалист. Если вы будете заходить в аккаунт – вы будете мешать нашей работе.

Нормальным является, когда подрядчик:

  • До начала работ уточняет пожелания - вести рекламу на аккаунтах Заказчика или на своих.
  • До или сразу после выгрузки кампаний в аккаунт Агентство отправляет доступы Заказчику отдельным письмом!
  • Периодически (1 раз в квартал) по видеосвязи с демонстрацией экрана Агентство проводит обучение Заказчика, как правильно смотреть статистику в рекламных кабинетах, как ее интерпретировать и какие выводы можно сделать на ее основе.

2. Комиссия рекламных систем.

Как действуют недобросовестные подрядчики?

Агентство никогда не упоминает в общении с Заказчиком о самом факте и размере комиссии или скидках рекламных систем (Я.Директ, G.Ads, eLama, Click.Ru и так далее), полученным от ежемесячных расходов Заказчика.

Как должно быть?

Норма, когда размер скидки/комиссии не является секретом для Заказчика и Агентство делает всякие приятности бесплатно в качестве благодарности. Например:

  • Бесплатное ведение одной или нескольких рекламных систем;
  • Мелкие работы по сайту (настроить колл-бэк сервис, добавить статью на сайт и так далее);
  • Быстрые, но важные отчеты в Я.Метрике и/или G.Analytics;
  • Мелкие работы по дизайну (рекламный креатив, банер и тому подобное).

3. Финансовые отчёты.

Самая частая схема кражи рекламных денег Заказчиков:

  • Агентство формирует счет на оплату рекламного бюджета. И тут нет разницы куда идет оплата: на р/с агентства, на р/с агрегатора (типа eLama или Click.Ru) или напрямую на Яндекс/Google/Fb/Vk.
  • Заказчик оплачивает бюджет на месяц.
  • Отчёт по расходам не предоставляется или данные в нём не достоверны (отчёт легко подделать).

Какие способы краж существуют?

  • Агентство ведет рекламу в вашем рекламном аккаунте сразу нескольких заказчиков.
  • При оплате на агрегатор (например, на eLama) Агентство распределяет средства Заказчика и на аккаунты других своих клиентов. А оплату от них получает на карту или на ИП или на р/с самозанятого (так легче обналичить).
  • При оплате на агентский аккаунт в Яндекс.Директ распределение средств происходит аналогично пункту выше.

Какие условия должны выполняться, чтобы избежать краж бюджета?

  • Полный постоянный доступ к рекламным аккаунтам.
  • Полный постоянный доступ к своему аккаунту на агрегаторе.
  • Возможность выгрузить отчет по расходам, который совпадал бы с данными по оплатам.
  • Возможность самостоятельно выставить счет для оплаты рекламы.
  • При оплате рекламного бюджета на р/с агентства – обязательно выполнение п. 1, 2 и 3 + предоставление отчёта по расходам от Агентства в течение 10-30 минут после запроса в рабочее время.

4. Ценообразование.

Как пользуются невнимательностью?

Если с агентством вы работаете по постоплате по факту выполненных работ, отчёт по работам может вызывать вопросы. Часто в таких отчётах можно найти указание на оплату:

  • Работ, которых не было.
  • Работ по завышенной цене от стандартного прайса.
  • Замену дешевых работ на более дорогие.
  • Размытые формулировки в названиях работ, когда не понятно, что конкретно сделано и как это проверить.
  • Разбивку одной работы на множество мелких, которые в сумме получаются дороже.

Как должно быть?

Вы получаете счёт на оплату в конце месяца и отчёт по работам. При этом каждый пункт можно реально подтвердить:

  • Фактом, то есть «сайта не было – сайт сделан».
  • Перепиской – обсуждали по имейл или в мессенджере какую-то доработку – она выполнена и включена в отчёт.
  • Соответствие стоимости работ в отчёте и в договоре.

В целом, понятный точный отчёт, где вы не находите странных пунктов говорит о том, что Агентство работает открыто.

5. Подход к работе: разница есть.

Показатель некомпетентности агентства

Агентства, которые не способны решить ваши задачи в маркетинге действуют примерно по одному шаблону, где основной целью является максимальная прибыль от вас при минимуме усилий от них.

Используется устаревший подход: сделать максимальное количество лидов, как правило низкого качества. Это называется «завалить отдел продаж заявками». Пользы от этого «завала» немного: до 80% лидов нецелевые! При этом агентство может ссылаться на количество заявок и перекидывать ответственность на ваших менеджеров за конечный результат. Логика примерно такая «Мы лидов сделали, а ваш ОП не справляется».

Как должно быть?

Качественный маркетинг ВСЕГДА(!) основывается на исследованиях и точных данных. Аналитика – фундамент вашего маркетинга и продаж! С ее помощью практически всегда можно дать точные ответы на вопросы:

  • Что именно не так?
  • И что сделать конкретно, чтобы стало так?

Если вам разрабатывают сайт или рекламу, то обязательно предварительно агентство проводит исследование.

  • Изучение конкурентов. Точные данные по трафику, каналам продвижения, ключевым словам, позиционированию и так далее.
  • Изучение вашей ЦА (целевая аудитория) и ее сегментация. У каждого сегмента аудитории свои логика принятия решений и ценности. Для этого проводится мероприятия: CustDev, CustJourney и другие.
  • Исследование текущего положения дел Заказчика. Статистика рекламных кампаний, интернет-статистика сайта и соцсетей, логика продаж, партнерские отношения, контент, кейсы, портфолио и так далее. Необходимо провести полную инвентаризацию, чтобы использовать ресурсы Заказчика ему же на пользу максимально эффективно.

Понятный отчёт с конкретными "цифрами" - результат каждого этапа исследований!

6. Кейсы не всегда показатель качества.

Обилие крутых кейсов и брендов в портфолио Агентства должно насторожить.

И вот почему! Крупные агентства часто делят клиентов на 2 группы:

1) Бренды. Именно заказ от знаменитых компаний нужно заполучить любыми способами вплоть до демпинга и взятки с тем, чтобы сделать крутой результат, который потом оформить в виде кейса и показывать более мелким компаниям. Агентства чаще всего не зарабатывают на знаменитых клиентах, но делают им самые лучшие результаты.

2) Дойные коровы. С помощью крутых кейсов и примеров работ с брендами, результаты которых вызывают восхищение и на самом деле часто являются реальными – привлекают мелких клиентов, обещая им аналогичные результаты. Таким образом Агентство продает одну и ту же услугу в 2-3 раза дороже. Но выполнять ее будут по упрощенному сценарию и руками менее квалифицированных подрядчиков, например, фрилансеров.

Это не догма. Часто крутой кейс Агентства - это просто крутой кейс.

Логика качественного агентства

У качественного агентства есть система достижения результата для своих клиентов. И тут чудес не бывает. Надежный, стабильный результат обеспечивается:

  • Качественными алгоритмами работы.
  • Качественными специалисты в штате или на аутсорсе.
  • Компетентным руководством.
  • Регулярным обучением.
  • Вниманием к деталям.

Всё это стоит дорого! А логика достижения результата основывается на реальном опыте, глубоких исследованиях и точных данных.

Качественное агентство не может расти темпами в 2-3 раза в год – качество услуги будет отставать потому, что напрямую зависит от квалификации сотрудников, производящих услуги маркетинга. Сверхвысокими темпами можно только привлекать клиентов, влив денег в рекламу и продажи (речь не идет об онлайн-сервисах и стартапах).

7. Сквозная аналитика - инструмент, а не фича.

Некачественные агентства либо не предлагают внедрение сквозной аналитики вовсе, либо внедряют ее криво так, что пользы от нее меньше, чем обходится её обслуживание. Смысл сквозной аналитики – полная прозрачность для руководства Заказчика в вопросах интернет-рекламы.

Как должно быть?

Управленческий отчет на основе сквозной аналитики, как правило, даёт точные ответы на вопросы:

  • Что именно в интернет-рекламе работает на продажи?
  • Что именно "сжирает" бюджет и не приносит реальных сделок?
  • Что и каким образом сделать чтобы усилить пункт 1?
  • Как правильно распорядится пунктом 2?

Вам повезло, если вы получаете такой отчёт регулярно. Когда вам очевидна верность управленческих решений в вашем маркетинге, продажах и в целом планировании бизнеса – это дорогого стоит!

8. Лиды - собственность Заказчика!

Не слишком чистоплотные агентства могут "сливать" ваших лидов вашим же конкурентам или смежникам. Это не самая распространенная практика, но случается. Обычно это происходит не сразу после поступления лида, иначе очень легко можно было бы отследить. По сути это ваши лиды, вы их оплатили, и только вы имеете право ими распоряжаться. Но сотрудники некоторых агентств могут считать по-другому. Поэтому, время от времени оставляйте заявки на своем сайте самостоятельно и просите делать это своих сотрудников. Так вы и проверите лишний раз работоспособность сайта, и чистоплотность ваших подрядчиков.

Что является нормой?

Без комментариев.

Адекватное Агентство не станет продавать лиды своего Заказчика на сторону. Но проверка в любом случае не повредит!

9. Рекламные кампании: [Ctrl+С]...[Ctrl+V].

Варианты обмана:

  • Копировать настройки и ключевые слова для рекламных кампаний для 2-5 разных Заказчиков, работающих на одном рынке.
  • Использовать автоматизированные стратегии Яндекса вместо полноценной настройки рекламы.

Как норм?

Разработка рекламных кампаний всегда должна основываться на индивидуальных данных и на 100% никогда не повторяется. Проверить это без профессионального аудита почти невозможно. Пользуйтесь время от времени услугами сторонних специалистов хотя бы, чтобы просто убедиться, что вы выбрали правильное агентство.

10. Коррупция - шаткая конструкция. Аудит - всех победит!

Если есть намёк, что сотрудник Заказчика может иметь заинтересованность в работе с конкретным Агентством – это обязательно нужно проверить. Даже если, в целом, Агентство хорошо справляется и сотрудник молодец - руководитель должен знать, как дела обстоят на самом деле!

Предложите провести аудит руками стороннего специалиста, чтобы выявить сильные и слабые стороны агентства. Многое станет понятно сразу.

Как должно быть?

Качественное агентство, играющее в долгую, всегда поддержит идею внешнего аудита. Все мы не идеальны. И такая проверка – отличный шанс увидеть свои сильные и слабые стороны, то есть получить возможность стать сильнее и профессиональнее. Нормальная реакция агентства на предложение внешнего аудита – готовность и сотрудничество.

В качестве заключения.

Бережливый подход, качественный маркетинг и фокусировка на главном помогут многим коллективам и предприятиям пережить тяжёлые времена и преуспеть. Не кормите дармоедов, не работайте с ...удаками и да поможет нам всем ChatGPT!

22
8 комментариев

Полезная информация:) лишний раз освежила в памяти все возможные подвохи:)

Ответить

Подтверждаю, все бывает.
Доступ к аккаунтам и невыдача этих доступов клиенту встречала даже прописанными в договоре.
Когда добыла доступ к рекламным кабинетам через менеджера Яндекса, выяснилось, что подрядчик выставлял счет рекламный бюджет + услуги и платил налог УСН 6% со всей суммы, включая транзитный платеж в Директ.
Таким образом заказчику выставлялось на 80000 рублей больше, чтобы компенсировать уплату налогов.
На мои вопросы - почему у вас не УСН Доход-Расходы и почему бы заказчику не пополнять бюджет напрямую в Яндекс, чтобы избежать ненужных налогов, в агентстве сказали «не ваше дело обсуждать финансовые решения внутри нашей компании».
Заказчик переплатил агентству около 1 млн.рублей.
После отказа агентства изменить форму оплаты (так и не могу понять почему), пришлось искать другого подрядчика.

Ответить

Это действительно актуальная тема. Я думаю, что каждый бизнесмен должен быть осведомлен о возможных ловушках

Ответить

Про размер скидок/комиссий — во-первых они зависят от общего оборота агентства, а не только этого клиента, во-вторых чаще всего является конфиденциальной информацией по договору с самой площадкой. Но идея предлагать что-то взамен в целом правильная, мы именно такое практикуем.

Ответить

Я уже думал такие агентства все загнулись и на рынке их нету

Ответить

А что или кто их вытеснил?

Ответить