Как преодолеть кризис в бизнес-партнёрстве: 5 лайфхаков для предпринимателей

73% бизнес-партнёров, согласно нашему исследованию, сталкиваются с конфликтами. Далеко не у всех получается выходить из них без потерь и с удовлетворяющим результатом. Так, 68% предпринимателей недовольны тем, как разрешилась конфликтная ситуация. Как медиатор и модератор бизнес-партнёрств хочу поделиться лайфхаками, которые помогут справиться с кризисом и избежать дедлока.

Как преодолеть кризис в бизнес-партнёрстве: 5 лайфхаков для предпринимателей

1. Открытый, честный разговор с партнёром

Самый простой, но действенный способ выйти из кризиса - сесть напротив друг друга и искренне обсудить всё, что накопилось. Кстати, около 80% предпринимателей с согласны с тем, что открытый диалог с партнёром - это лучший способ разрешить конфликт.

Но здесь есть важный нюанс - встречаться и разговаривать желательно очно.

Я знаю ситуации, когда партнёры, разъехавшись по разным странам, заходили в глубокий кризис и уже готовились к тому, чтобы делить бизнес. Но увидевшись и честно поговорив, они снимали все противоречия, передоговаривались и снова работали вместе.

79% предпринимателей самым эффективным способом решения конфликтов считают открытый разговор с партнером.

Как организовать такой открытый разговор и настроиться на него, поделюсь позже.

2. Провести экспертизу партнёрства и найти причину конфликта

На бытовом уровне люди начинают конфликтовать, потому что не получают того, в чём нуждаются, - внимания, уважения, заботы, понимания. В бизнесе причины кризисов разнообразнее. Разногласия из-за эмоций здесь происходят реже (хотя, безусловно, происходят). А конфликты могут начаться из-за неправильно распределённых ролей, зон ответственности, обязательств, утративших актуальность договорённостей.

Чтобы разобраться в этом клубке противоречий, рекомендую провести экспертизу партнёрства и начать с разбора ролей, которые занимают партнёры в текущее время. Напомню, что всего ролей четыре: акционерная, управленческая, экспертная, функциональная. Подробнее о каждой позиции можно узнать здесь. Когда вы разберётесь с ролями, уже многое прояснится.

3. Пересмотреть договорённости

Бывает, что в партнёрстве корректно распределены роли, и на эмоциональном уровне всё ровно. Однако кризис всё равно наступает. Это случается, если не работают договорённости, которые заключили партнёры. А значит, их пора пересмотреть. Кажется, что этот лайфхак из рубрики “капитан очевидность”. Но всё несколько сложнее.

Дело в том, что большинство предпринимателей (66%) работают с компаньонами на устных договорённостях. А это значит, что при спорных ситуациях, проблемах и любых вопросах у них нет возможности обратиться к какому-либо документу.

Соответственно, каждый из участников партнёрства может трактовать/интерпретировать устные правила по своему усмотрению, что приводит к разногласиям и конфликтам.

4. Сверить ценности и цели

Цели и ценности - база любого партнёрства. Другое дело, что в контексте ежедневных деловых задач задумываться об этих верхнеуровневых вещах не приходит в голову. Я не сторонник теории о том, что люди не могут вместе работать, если у них разные ценности. Могут, но для этого нужны определённые условия. Подробно об этом рассказывала здесь.

А вот если предприниматели, создающие общий бизнес, преследуют разные цели, то вот это уже точно приведёт к конфликту. Самый банальный пример - один хочет бизнес на века, другой - для выкачивания прибыли. Сверить цели и ценности можно на партнёрской сессии или с помощью специальных карточек.

5. Обратиться к медиатору или модератору бизнес-партнёрств

Вы наверняка в курсе, что любой кризис развивается в несколько этапов. На последних стадиях разрешить конфликт самостоятельно практически невозможно. Но и на ранних этапах участие эксперта делает переговоры комфортнее для участников и результативнее по итогу. Технологии, которые использует специалист, различаются в зависимости от ситуации.

На начальных стадиях кризиса достаточно модерации: эксперт направляет обсуждение в нужное русло, следит за соблюдением правил беседы, создаёт условия для того, чтобы стороны договорились. На этапе острого кризиса необходима медиация и активная включённость в переговоры. Медиатор не просто помогает сторонам выразить мнения, но и предлагает наилучшие стратегии.

Вообще, тема кризисов в партнёрстве - одна из самых сложных и глубоких. В своём ТГ-канале я часто пишу об этой теме, разбираю отдельные кейсы. Также буду рада обсудить ваш опыт.

77
6 комментариев

Если есть возможность избежать партнерства – надо воспользоваться и не партнерится

1
Ответить

Как ни странно это звучит из уст модератора бизнес-партнерств, но я полностью разделяю эту точку зрения. Возьмите сотрудников, подрядчиков, наймите топов, но НЕ заводи партнерство с ещё одной полноценной фигурой, если есть хоть одна возможность сделать бизнес в олиночку. Это, правда, так. Но, увы, такое получается не всегда. У меня, кстати, есть хорошее упражнение для понимания - сможешь ли ты сделать бизнес один. Опубликовано здесь, на vc. https://vc.ru/flood/804055-kogda-proshche-odnomu-kak-uznat-smozhete-li-vy-vytyanut-biznes-v-odinochku-bez-partnera

1
Ответить

Открытый разговор и понимание ролей в команде – действительно ключевые моменты

1
Ответить

В точку)

Ответить

Обращайтесь к медиатору

Ответить

Так ведь вроде бы автор в пятом пункте и говорит о том, чтобы обратиться к медиатору)

Ответить