Можно ли за 3 месяца стать крутым дизайнером?
Выбирая на нашем YouTube-канале «Специалисты про IT», какое видео превратить в текстовый формат, сегодня остановилась на нашей беседе с Анной Реутовой, арт-директором Intelsy.
В этом интервью Аня только планировала запуск школы дизайна PixelMap, разрабатывала будущие форматы взаимодействия с учениками. Сегодня PixelMap — это действующее направление работы, оттого еще интереснее вспомнить, с чего всё начиналось, а в дальнейших материалах будет повод проанализировать результаты.
Татьяна: Всем привет! У меня в гостях сегодня моя коллега, арт-директор компании Intelsy Анна Реутова. Аня, привет.
Анна: Привет!
Татьяна: Аня, расскажи, пожалуйста, как ты попала в дизайн, и чего успела достичь&
Анна: Я пришла на стажировку в Intelsy на последнем курсе университета. На тот момент у меня было буквально 2-3 работы в портфолио (если можно так назвать), которые я делала на фрилансе. И во все тонкости дизайна меня погружал мой молодой человек. Он frontend-разработчиком как раз работал в Intelsy на тот момент. И я пришла с минимальным набором знаний. Их даже нельзя назвать, наверное, базовыми. То есть я просто понимала, как строится самый обыкновенный сайт. И всё на этом. С того момента прошло 5 лет, и вот уже год как я работаю арт-директором. На самом деле, мне очень повезло с руководителем, поэтому за такой достаточно небольшой промежуток времени я дошла до этой должности.
Татьяна: В роли арт-директора чем ты сейчас занимаешься?
Анна: Если смотреть в разрезе именно моей должности, то у меня несколько направлений. Первое и основное направление — это контроль качества всех отдаваемых материалов нашими дизайнерами вовне, заказчикам. Также обучение нашей команды, выстраивание процессов внутри и непосредственно коммуникация с заказчиками, участие в продажах, в тендерных проектах, в разработке концепций и в дальнейшей презентации нашим клиентам.
Татьяна: Ещё ты преподаешь в школе «Синергия». Как ты туда вообще попала и чем ты там занимаешься?
Анна: К нам в компанию на почту пришел запрос от продюсера «Синергии». Запрос на хедлайнера для курса «Веб-дизайнер». Этот запрос передали нам в отдел дизайна, и мы уже связались напрямую. Нам сказали, что Intelsy нашли через рейтинг IT-компаний. Есть несколько кандидатов на роль хедлайнера, и нужно записать самопрезентацию-визитку, подготовить презентацию о нашем опыте обучения. Что, собственно, мы и сделали, и в итоге они выбрали нас.
Татьяна: То есть их привлекло портфолио или что-то ещё?
Анна: Портфолио мы, конечно, показывали. У нас была одна общая презентация, в которой мы рассказали о компании, чем мы занимаемся, какие проекты у нас есть, то, что мы делали. И дальше мы плавно перешли именно в историю с тем, какой у нас опыт в обучении, какие мероприятия проводили. На тот момент мы как раз провели небольшой интенсив по дизайну. У нас была серия митапов на широкую аудиторию. Тоже про это рассказали. Рассказали, какой у нас есть опыт в организации обучения и прочее. Ну и, конечно, моя собственная визитка, где я рассказывала, почему хочу представлять Intelsy в качестве хедлайнера в «Синергии».
Татьяна: Почему же?
Анна: Я рассказывала о том, что мне в целом нравится обучать, я всегда к этому тяготела. Мне нравится наблюдать в текущей ситуации, например, за нашими ребятами, как они растут, развиваются. Я даю не просто какую-то сухую информацию, а иду вместе с ними, прохожу этот путь, причастна к их развитию, к их становлению как специалиста, как дизайнера.
Татьяна: Тебе интересно заниматься преподаванием? Почему вообще ты занимаешься этим?
Анна: Как раз я ранее сказала, почему мне нравится заниматься обучением. А конкретно в разрезе «Синергии» почему я решила вот такой опыт приобрести? Потому что мне было интересно пройти путь от и до: начиная с разработки программы курса, работы с продюсером, записи в студии и потом, в дальнейшем, если потребуется — наставничества и поддержания ребят, когда этот курс запустится. От начала до конца. Мне было интересно его пройти.
Татьяна: А курс уже запустили?
Анна: Нет, курс запускается после Нового года. Пока еще он не запущен.
Татьяна: Ещё в компании есть некое мероприятие под названием PixelMap. Можешь рассказать про него? Что это такое?
Анна: Да, это формат такого «дизайн-батла». Мы его запустили сначала внутри нашей команды дизайнеров. Это интерактивное онлайн-мероприятие, в котором за определенный промежуток времени (ограниченный – один час) дизайнеры собирают готовые материалы, новое решение по какой-либо задаче. Этот формат очень ценен тем, что у диз��йнера есть определенная задача на входе, у него есть определенный промежуток времени, и ему нужно научиться достаточно быстро генерировать какие-то идеи, которые в дальнейшем он сможет реализовать для решения этой задачи. Ценность нашего мероприятия в том, что дизайнеры, которые работают прямо в формате онлайн, получают также в формате онлайн обратную связь от наставников: от арт-директора, от наших тимлидов. Ты получаешь обратную связь по своей работе. Таким образом, ты можешь не только свои навыки подтянуть на своих ошибках, но и посмотреть, в чём ошиблись другие.
Татьяна: Ты сказала, что начинали это внутри команды. Сейчас вы это делаете для внешней аудитории?
Анна: Да, мы начинали внутри нашей команды. У нас есть небольшой телеграм-канал. Мы начали привлекать внешнюю аудиторию. Внешняя аудитория могла даже участвовать в этих «пиксель-мапах». Это уникальный шанс, можно сказать, посмотреть, как работает команда дизайнеров, как мы работаем над нашими проектами, как думаем, как строим дизайн-процесс. Да, в экспресс-формате, но всё равно это очень ценно для человека со стороны. Либо человек мог просто зайти и посмотреть, послушать, как мы это делаем. Необязательно было участвовать.
Татьяна: Много таких участников приходит?
Анна: У нас приходило, насколько я помню, до 4 — 5 таких постоянных участников, которые выполняли задания, которые с нами коммуницировали. То есть это просто аудитория извне, из незнакомых людей.
Татьяна: Аудитория извне, когда она приходит, для чего приходит? Что дают им эти занятия?
Анна: Для внешней аудитории это ценно тем, что у них есть возможность посмотреть со стороны, как выглядит наш процесс, как выглядит процесс разработки, как выглядит процесс передачи обратной связи. Возможно, даже почерпнуть какие-то знания по определённым навыкам, потому что мы «пиксель-мапы» очень часто делали под определенный навык. То есть, например, мы на «пиксель-мапе» прокачиваем типографику, и у нас какое-то задание на то, чтобы собрать классный, крутой типографический постер. Локально они могли почерпнуть какие-то знания и в целом посмотреть, как мы работаем.
Татьяна: Отслеживаете ли вы результаты тех учеников, которые к вам приходят?
Анна: Да, конечно. У нас есть история, как минимум, нашей команды. Мы всё это делаем внутри Figma. У нас сохраняется история. Мы смотрим за тем, как навыки наших ребят растут. Ребята, которые активно участвуют из внешней аудитории, точно так же с нами делятся своими «фигмами» и получают обратную связь, а мы также видим их развитие.
Татьяна: Это программа для джунов или для более серьезного уровня дизайнеров?
Анна: Если смотреть в разрезе нашей команды, то у нас есть ребята с разным грейдом. Обучение направлено на то, чтобы уметь быстро генерировать идеи, быстро находить какие-то решения и сразу получать обратную связь. Поэтому полезно будет как новичку, джуну, так и серьезному специалисту.
Татьяна: В этом году вы запускаете школу дизайна. Расскажи, пожалуйста, что это за школа будет, и для кого.
Анна: Да. В этом году мы планируем запустить школу дизайна. Её идея родилась изначально из внутренней нашей потребности. У нас есть команда, нам нужно развивать её, нам нужно обучать, повышать постоянно скиллы, повышать экспертизу и делать это систематизированно. Мы уже получили определенный опыт, как это делать внутри. Мы даже запускали полноценные курсы по UX-дизайну. И мы понимаем то, что можем сейчас выйти на другой уровень и хотим делиться нашими знаниями, хотим и готовы обучать новую аудиторию.
Татьяна: Чему вы будете её обучать?
Анна: У нас достаточно широкий скилл-сет: начиная от технических навыков работы в Figma, Photoshop – в программах, которые нужны дизайнеру, и заканчивая презентацией готового решения клиенту. Это технические навыки UX, UI, работа с концепциями, презентация и защита решений.
Татьяна: Ваша школа будет как-то отличаться от других школ по дизайну, которые есть на рынке сейчас?
Анна: В нашей школе будет 2 формата. Один формат для новичков, когда нужно погрузиться в профессию, понять, начиная с самых азов. И это будут такие классические (в хорошем смысле слова) курсы, которые длятся достаточно долго, где есть полноценная теория, где есть много практических заданий, есть наставники, есть кураторы.
И у нас будет ещё один формат. Это формат так называемого «микролёнинга», который будет ориентирован не только на новичков, но и на уверенных специалистов. То есть, например, есть джуниор. Он прошел полноценный курс в какой-то другой онлайн-школе, и у него есть определённые пробелы в знаниях, которые он хочет закрыть. Например, до конца до сих пор непонятно, как работать с той же самой типографикой. Он находит небольшой интенсив в нашей школе и может за небольшой промежуток времени этот навык подтянуть. Там будет минимум теории и максимум практики, максимум связи с наставником. А если ты уже уверенный специалист, если твой грейд миддл или даже сеньор, и, например, ты понимаешь, что тебе нужно подтянуть навык презентации своих концепций, ты т��чно так же сможешь найти определенный материал, обучиться презентации, обучиться публичным выступлениям в формате «минимум практики, максимум теории» с наставником за достаточно короткий промежуток времени. То есть это небольшие модули, которые могут закрывать локально какие-то потребности или пробелы в знаниях.
Татьяна: Это будет онлайн-обучение или оффлайн?
Анна: Это будет онлайн-обучение с возможностью коммуникации с кураторами и с наставниками.
Татьяна: На какой платформе вы собираетесь это делать?
Анна: Мы это будем делать на платформе GrowHeads. Изначально эта платформа разрабатывалась для того, чтобы обучать внутри нашу команду, в целом нашу компанию, и на этой платформе у нас есть все необходимые инструменты. Там очень удобная база знаний, там можно собирать необходимые материалы, там есть система проверки знаний и, что самое классное, у нас есть интеграция с Figma, с Miro, с Google-документами, с Google-презентациями прямо внутри Grow Heads.
Татьяна: Если человек изначально не был связан с дизайном, сколько ему нужно учиться, чтобы стать дизайнером уровня миддл?
Анна: Все зависит от текущего набора его скиллов. У всех у нас разный бэкграунд, мы все приобретаем разные навыки в течение жизни. Поэтому кому-то может потребоваться 4-6 месяцев, чтобы стать уверенным миддлом, а кому-то, возможно, потребуется год-два, может быть, даже больше. Все зависит от того, как человек обучается дизайну. То есть если он самостоятельно собирает по крупицам информацию в интернете, то он действительно может потратить на это достаточно большое количество времени. Если он идет и системно получает знания либо в какой-то группе на курсе, либо индивидуально с наставником, то это все может ускориться в разы.
Татьяна: Нужно ли уметь рисовать, чтобы стать дизайнером?
Анна: Хороший вопрос. Люблю этот вопрос. Уметь рисовать, чтобы стать дизайнером, не нужно. У нас в дизайне есть достаточно большое количество разных направлений. Если мы говорим про графического дизайнера, то да, какая-то база для того, чтобы создавать иллюстрации от руки, нужна. Если говорить о профессии UX/UI-дизайнера, Web-дизайнера, то рисовать уметь необязательно. Но, как показывает мой опыт, знания, которые приобретаются, например, когда человек обучается профессии дизайнера или учится в художественной школе, все равно имеют вес, потому что есть уже хорошая база знаний, например, по той же самой типографике, по композиции, по работе с цветом. Если мы говорим про визуальный дизайн, то это полезные навыки. Они могут помочь человеку быстрее стартануть в этой профессии.
Татьяна: Ты назвала несколько видов дизайна: графический, UX-дизайн, UI-дизайн, Web-дизайн. Что это такое? Чем они друг от друга отличаются?
Анна: UX и UI-дизайн — это про проектирование удобных и визуально приятных интерфейсов, если коротко. Web-дизайн — это больше про создание сайтов, про создание лендингов, корпоративных сайтов и так далее. Графический дизайн — это немножко другое направление. В нём — от создания 2D, 3D-визуалов и до айдентики, разработки фирменного стиля и так далее.
Татьяна: Это всё разные профессии?
Анна: Да, это разные профессии, но они могут между собой пересекаться. Сейчас ценятся специалисты, которые обладают широким скилл-сетом. Если ты UХ/UI-дизайнер, то будет классно, если ты умеешь создавать, например, 2D или 3D-визуалы. Это необязательное требование, но хорошо, если у тебя такой навык есть. То же касается и моушн-дизайна. Если ты свои интерфейсы можешь заанимировать и добавить это в презентацию для клиента, это будет только плюс. Очень часто позиции графического дизайнера, моушн-дизайнера занимают отдельные специалисты в команде, но иногда это может быть синергия навыков у одного специалиста.
Татьяна: Какое направление лучше выбрать начинающему дизайнеру?
Анна: Всё зависит от того, в какую сторону ему больше хочется развиваться. Я бы сказала, что один из универсальных путей — это обучение UX/UI-дизайну. А в дальнейшем он сможет охватывать и другие сферы, обучаться другим навыкам.
Татьяна: А как дизайн-студия и IT-компании относятся к новичкам, которые приходят в дизайн и получают только первое образование, первые курсы какие-то проходят?
Анна: Это мы говорим про новичков, которые уже прошли какие-то курсы, или говорим о том, что это пришел новичок с желанием обучиться? Вот как я, например, приходила на стажировку.
Татьяна: Скажем, уже прошел какой-то курс. Сложно ли будет ему устроиться на работу?
Анна: Это зависит, конечно, от качества курса, который он прошел. Но, в целом, если, например, компания готова брать джуниор-специалистов, то в любом случае будет собеседование, интервью, и этому специалисту нужно будет выполнить тестовое задание. Да, оно будет для уровня джуниор, но тем не менее. Таким образом, мы сможем понять, подходит ли нам этот джуниор-специалист в команду. Здесь мы будем смотреть даже, может быть, не на технические навыки, а на возможность развиваться, на желание обучаться, потому что всё-таки джуниор — это специалист с начальным набором навыков, которого мы можем в дальнейшем обучать внутри нашей команды.
Татьяна: Насколько важно портфолио для дизайнера, особенно на начальных этапах?
Анна: Портфолио, безусловно, важно. Если опираться на наш опыт, мы всегда смотрим на несколько составляющих, и портфолио в том числе. Очень часто так бывает, что у специалистов в портфолио могут быть очень классные работы, а тестовые задания он выполняет не на должном уровне. В таком случае возникают вопросы. Портфолио должно быть релевантно вашим навыкам, релевантно тому, чем вы хотите заниматься. Иногда соискатель может отзываться на вакансию UX/UI-дизайнера, а у него в портфолио только одна айдентика. Да, может быть, он умеет разрабатывать интерфейсы. Но как мы об этом узнаем?
Татьяна: Дизайн — это профессия для избранных или любой может научиться дизайну?
Анна: Да, дизайну может обучиться любой, учитывая, что у нас есть большое количество разных направлений, какие-то в большей степени относятся к визуальному дизайну, какие-то — к проектированию.
Татьяна: А можно ли научиться дизайну самостоятельно по каким-то материалам в сети по книгам, альбомам?
Анна: Научиться дизайну самостоятельно можно. Вопрос в том, сколько времени на это уйдет. Одно дело, когда ты ищешь информацию в интернете, собираешь её по крупицам, пытаешься понять, что правильно, что неправильно, что тебе нужно, что не нужно. А другое дело, когда ты занимаешься уже по системе, по проверенной информации, когда у тебя есть наставник или куратор. Да, успешные кейсы самостоятельного изучения есть, но это скорее про какие-то азы. Для того, чтобы стать более уверенным специалистом, всё-таки необходима проверенная информация, и, в идеале, наставник.
Татьяна: Кому бы ты посоветовала поступить в вашу школу дизайна?
Анна: Учитывая, что в нашей школе есть 2 формата: это полноценные длинные курсы для новичков и микролёнинг, который будет полезен для любого грейда — я думаю, что интересно и полезно будет для всех.
Татьяна: Как найти информацию о школе, как в неё попасть?
Анна: Следите за нашими социальными сетями, там обязательно будут анонсы.
Татьяна: Аня, большое спасибо, что пришла и рассказала о школе. Друзья, подписывайтесь на соцсети Intelsy, следите за новостями. Мы обязательно расскажем о запуске школы. Приходите, обучайтесь, становитесь классными дизайнерами!