AI-ассистенты: типовые подходы, технологии и бизнес-применение

В современной практике AI-проекты всё чаще включают использование AI-ассистентов.

Сегодня я расскажу о ключевых подходах к созданию таких ассистентов, технологиях, которые лежат в их основе, и о том, как они могут быть полезны бизнесу.

AI-ассистенты: типовые подходы, технологии и бизнес-применение

О других кейсах практического применения ИИ в проектах, цифровых продукта для создания и развития бизнеса читайте в моем авторском Telegram-канале.

Создание базы знаний

Если мы создаем AI-ассистента, который должен взаимодействовать с пользователем и обладать специализированными знаниями, то нам потребуется создание базы данных. База знаний может использовать документы различного формата (docx, pdf и тд.), классическую БД типа PostgreSQL, или файлы по ссылке на Google Диске.

Содержание базы знаний зависит от задач ассистента: это могут быть материалы для поддержки клиентов, внутренние инструкции, техническая информация и тп.

Создание качественной базы знаний — основа релевантных ответов ассистента.

Настройка RAG-технологии

Для взаимодействия с базой данных часто используется технология Retrieval-Augmented Generation (RAG), она объединяет поиск информации и генерацию текста (технология достаточно не простая, имеет много вариантов решения и достойна отдельного поста, но будет много техники).

RAG позволяет ассистенту находить релевантные данные в базе знаний и формировать ответ на их основе.

Диалоговая логика и контекст

Эффективный ассистент должен учитывать контекст запроса. Для этого разрабатывается логика диалога, создаются базы данных для хранения диалогов и контекстной информации. Это позволяет учитывать предыдущие вопросы пользователя и давать осмысленные ответы.

Дополнительные компоненты

  • распознавание голосовых сообщений, например в Telegram-бота;
  • интеграция с платежными системами, если предоставляет платные услуги;
  • дозагрузка новых документов и дообучение ассистента через удобные интерфейсы (например, через команды в Telegram);
  • интеграция с системами типа CRM и доступ к динамическим данным, такими как статус заказа;
  • отдельно стоит отметить возможность интеграции с платформами типа Алисы, что делает общение с ассистентом более удобным.

Зачем бизнесу AI-ассистенты

Поддержка клиентов. Ассистенты отвечают на типичные вопросы, помогают с решением распространённых проблем, быстро перенаправляют на оператора, если вопрос сложный. Это снижает нагрузку на сотрудников поддержки и ускоряет обработку обращений.

Помощь в продажах. Ассистенты выступает в роли виртуальных консультантов, помогают клиентам выбирать товары или услуги, сообщая об акциях и скидках, что повышает конверсию и обеспечивает индивидуальный подход.

Юридические и финансовые консультации. Ассистенты полезны там, где важна точность. Они могут отвечать на вопросы о политике возвратов, условиях договоров или налоговых аспектах

Обучение сотрудников. Корпоративные ассистенты помогают новым сотрудникам быстрее адаптироваться, отвечают на вопросы о процессах компании и облегчают их обучение.

Узкопрофильные ассистенты. Обучение ассистента на конкретных доменных знаниях (юридических, бухгалтерских, финансовых, аналитических, инженерных и проч.) превращает его в персонального помощника для сотрудников, что ускоряет выполнение задач.

Где использовать AI-ассистентов?

AI-ассистентов легко интегрировать в Telegram-боты или на сайты для общения с клиентами (например, для продаж или поддержки).

Для корпоративного использования они могут быть встроены в интранеты или использоваться через приватные Telegram-боты.

А есть ли подводные камни?

Безусловно, технологии AI-ассистентов ещё развиваются.

Главные сложности:

  • разнообразие данных в базе знаний (структурированных и неструктурированных);
  • подбор подходящих решений для обработки данных и настройки моделей;
  • использование более сложного технического ландшафта для одновременного взаимодействия ассистентов с базой знаний, с данными в CRM и другими системами.

Тем не менее, AI-ассистенты уже помогают бизнесу автоматизировать рутинные процессы, повышать качество обслуживания и ускорять доступ к информации.

Главное — правильно подобрать технологический стек под конкретные задачи.

Еще больше кейсов практического применение ИИ в моем Telegram-канале. Делитесь вашими идеями использования ИИ и давайте вместе сделаем следующий шаг в будущее технологий.

У вас есть идеи, которые вы хотели бы реализовать и вам нужна экспертная помощи и поддержка, вы всегда можете обратиться за консультацией, буду рад пообщаться.

11
Начать дискуссию