Руководитель лейбла: мысли про музыкальные нейросети и будущее индустрии

Много лет назад я основал собственный музыкальный лейбл. Это андерграунд. Лейбл нишевый, но среди резидентов — артисты со всех континентов мира. И теперь с широким распространением звуковых нейросетей думаю: что будет дальше? И как относиться к тому, что раньше трек могли писать неделю или месяц, а теперь за минуту.

Руководитель лейбла: мысли про музыкальные нейросети и будущее индустрии

Привет. Это Марк Шишлёв. Я основатель и руководитель Label Cantroll (в 2010ых название звучало как Cuntroll). Попробовал 12 музыкальных нейросетей (Suno, Musicfy, Musichero, Elevenlabs, Boomy, Udio, Melobytes, Soundful, Beatoven, Soundraw, Amper и Stableaudio) и ещё пять держу в голове (MusicLM от Google, GenAI от Adobe, MusicGen от признанной экстремистской в России Meta, Ripple от ByteDance и Fugatto от Nvidia). В этой заметке собрал свои мысли про новую индустрию.

Настоящее

Сейчас результат работы AI очень скудный: прикольный, но не серьёзный. С большими проблемами по качеству, особенно для beatless версий и экспериментальных жанров. Сервисы дают результат с очень низким битрейтом в 192 kbps. И без стемов (исходников). Это никак не могут использовать профессиональные продюсеры, музыканты или заказчики в лице крупных кинокомпаний или телеканалов. Но хорошо зашло для бытового применения или шутки ради. Например, на фон в сторис или чтобы "записать" песню кому-то из родственников на день рождения.

Важно: у нейросетей нет жизненного опыта, нет интеллекта, он не думает и не чувствует. AI модели раньше являлись простыми комбинаторными генераторами. Сейчас алгоритмы стали гораздо сложнее, но ИИ всё равно использует общепринятые и очевидные решения. Например, если промт содержит слово “beats”, то обязательно мелодия будет содержать электропианино или keys. А если “lofi” - то с лёгкими шумами на фоне. Настоящий смысл в творчестве привносит только человек. Но да, это крутой дополнительный помощник - например, чтобы найти семпл.

Музыканты учились, слушали других музыкантов. Художники тоже. Уже на основе этого переработав и вдохновившись, писали что-то своё. В целом, так происходит обучение человека. Мозг генерирует что-то из того, что увидел, услышал или почувствовал ранее. Ровно так же работают и нейросети - генерируют, основываясь на чужом опыте. Именно такую позицию будут держать разработчики ИИ-сервисов в судах против условных корпораций Sony Music и Warner по теме того, что нейросети "кормили" нелегальными файлами, защищенными авторским правом. Но с юридической стороны - всё будет чистенько.

Будущее

В развитие нейросетей ежегодно вкладывают миллиарды долларов не только венчурные стартапы, но и корпорации. Они рассчитывают, что качество их продукта будет расти и поэтому через пару лет не останется различий между нейромузыкой и инструментальной.

Стриминговые сервисы платят артистам мало (отдельная тема!), и если они захотят платить ещё меньше - будут в свои плейлисты включать купленную нейромузыку. Возможно, они сами будут генерировать эту музыку. Ведь цена производства такого контента стремится к нулю.

Использование генеративных технологий станет обыденностью. Можно будет самому себе генерить биты и песенки сразу в смартфоне. Я надеюсь, что насыщение быстро придёт, но уверен какое-то время нас ждут заголовки типа:

  • выступления ИИ группы с видеоаватарами
  • lifestyle-блогер-бот - у которого все фото, тексты и видео сгенерированны
  • стоки с фото и аудио нейроконтентом
  • инди продукт (игра или сериал) с AI саундтреком

К чему готовимся?

Быть ещё более креативными. Нужно петь и играть нетипично, чтобы отличаться от робота. Точнее от того, что в загрузили в нейросеть в качестве примера. Стремиться стать не просто музыкальной группой или певицей, а харизматичной личностью с активными аккаунтами в соц сетях и концертами. Потому что, это создаёт добавленную стоимость вашего проекта.

Возможно, творчество сделанное людьми станет конкурентным преимуществом и чем-то более эксклюзивным. К описанием к музыкальным альбомам кто-то будет добавлять, что "тексты и музыка написаны без использования нейросетей". Но ... если вы хотите зарабатывать на музыке - важно понимать - конкуренция огромная! Певцов, битмейкеров и музыкантов теперь столько не требуется. Нельзя запретить заниматься творчеством и лабать на гитаре с ребятами на репетиционной базе. Но можно нейроподделками обесценить само занятие игрой на инструментах, битмейкерство или кропотливое музицирование в программах. Нужно быть готовым не разочаровываться. Удачи во всём!

Собрал ретроспективный плейлист с лучшими треками, выходившими на Label Cantroll в 2023-2024 году. На выбор: YouTube Music | Spotify | Яндекс Музыка. А здесь собрал ссылки на все альбомы 2024 года.

11
2 комментария

Привет, бро, полностью мои мысли описал. Так оно и будет. Мы, как живые, музыканты будем кем-то типа антиквариатом на музыкальном нейрорынке, и со временем будем как вино становиться лучше и дороже. Все гармонии мира уже зашиты в ИИ - даже диссонансы и опусы Альфреда Шнитке....
Будут лучше генерации, наверно, будут добавлять эмоции или "контролеры управления эмоциями вокала".... Но... Живое - есть живое. и

1

Привет. Это Марк, Я закинул ссылку свой текст в парочку музыкальных телеграм чатов. Люди обсуждали опыт использования нейросетей, какие-то свои промты, писали о вдохновении и о практичной пользе дополнительных AI примочек. Никто не обратил внимание на важнейший тезис:

Главные расходы стриминговых платформ - это авторские отчисления. И чтобы снижать расходы, нужно чтобы алгоритмы подсовывали слушателям то, за что платить не нужно. Если ещё не, то совсем скоро они наймут сотрудника или агентство, кто будет выдавать им тысячи нейро треков за оклад. Вы увидите сотни непонятных как-будто настоящих музыкантов с миллионами прослушиваний. Такие "артисты" с одинаковой и универсальной музыкой и песнями получат своё место в плейлистах и индивидуальных потоках (типа "Моя Волна"). Это управляемая модель потребления контента. Мне кажется, что ей не воспользуются только небольшие платформы. Им для увеличения продаж подписок нужны массовые посты от лейблов и артистов, зазывающих послушать новинки.