Нейросети для архитектора: 5 сервисов и 5 сценариев применения
Архитекторам нейросети нужны, чтобы проектировать дома, да и только? Вообще нет, нет и еще раз нет!
Виолетта Пилипенко, преподаватель МАРХИ и онлайн-школы META Education, следит за нейросетями второй год. Каждый новый продукт обкатывает в своей архитектурной практике, дает своим студентам, использует для написания диссертации. Виолетта поделилась историями - как и когда ее выручали нейросети и что это были за сервисы.
Midjourney: от “стекловзрыва” до прикольных арт-объектов и целых павильонов
В июле 2023 года Виолетта участвовала как приглашенный эксперт в архитектурно-дизайнерском конкурсе на фестивале “Таврида.Арт”. Участниками были студенты со всей России: архитекторы, градостроители, графические, интерьерные и ландшафтные дизайнеры, дизайнеры среды. Все они делились на 4 группы и работали над проектом по заданию конкурса. Виолетта была со-руководителем одной из таких групп.
-Было задание сделать проект тематической инсталляции для вестибюлей вокзалов РЖД, которые должны были демонстрировать тот или иной маршрут. У нас была “Байкальская сказка” - маршрут поезда, который катается вокруг Байкала. Надо было подготовить три объекта, исходя из разной стоимости, причем в форматах арт-объекта, павильона и поп-ап. Незадолго до этого я прошла мастер-класс по Midjourney и решила сразу применить знания для проектирования нашего объекта. Сначала от руки и в фотошопе мы с командой нарисовали несколько эскизов, а затем визуализировали их с помощью нейронки в объемные 3д-модели
Midjourney в разы ускорил этап визуализации. В сервис просто грузили эскиз, в текстовом описании указывали какой нужен фон, какая среда вокруг объекта должна быть. Примерно за час получилось 9 разных вариантов реалистичного изображения павильонов и арт-объектов. Опытный визуализатор вручную делал бы такое количество картинок дня два.
Но есть нюанc.
-На практике я поняла: чем более четко на эскизе разграничиваются цвета, контуры и детали объекта, тем проще и правильнее нейронка придает ему объем. А я же первый эскиз нарисовала в легкой ручной графике, вместо четких отрезков и линий у меня были штрихи. В ответ на такой эскиз Midjourney нарисовал мне что-то непонятное, похожее на взрыв из стекол.
Из сгенерированных вариантов (выше на картинке) участники взяли самые интересные детали. На их базе затем вручную разрабатывали готовые концепции арт-объектов в 3ds Max и Photoshop. Потому что для презентации работы нужно было хорошее качество картинки и чтобы всё было прорисовано до деталей. Midjourney пока еще мелкие детали и узлы рисовать не умеет.
Не будем перечислять каждый вариант, а просто покажем 3д-модель самого интересного и самого дорогого в реализации проекта. По расчетам, бюджет мог приблизиться к 2 млн рублей.
Этот арт-объект подразумевал зд-печать мини-версий городков, мимо которых едет поезд. Эти города должны были находиться внутри стеклянных кубов. Для кубов нужно было дорогое и неубиваемое оргстекло. А на него предполагалось нанести светящуюся надпись “Байкальская сказка”
Archivinchi: для ландшафта и фасадов, когда горит дедлайн
Был у Виолетты в МАРХИ один студент. Он долго и потихоньку проектировал жилой поселок на побережье с выходом в море.
В реальности такого поселка не существует, это была работа на креативность и применение архитектурных знаний для проектирования в нестандартных условиях. Для проекта выбрали на географической карте место в районе Южно-Сахалинска, где узкая часть материка далеко выходит в море. И студенту нужно было спроектировать жилую инфраструктуру на этой косе, а часть поселка разместить на воде.
Студенты - люди дедлайнов, поэтому за день до сдачи проекта работа так и оставалась в Revit без намека на фотореалистичное оформление. А для презентации оно необходимо. Делать его в 3ds Max уже не было времени, да и программой тот студент не особо владел. Поэтому Виолетта предложила прогнать работу через нейросеть.
- Он нашел красивый ракурс поселка прямо в Revit, скачал его как картинку и подгрузил в Archivinchi. Это онлайн-сервис со встроенной нейросетью, которая плоским предметам придает объем и помогает сделать неплохой рендер. Причем искусственный интеллект на свое усмотрение добавил нам деревья, настроил освещение и бросил тени от домов, воду сделал более реалистичной, дорисовал на домах окошки, достроил дополнительную архитектуру. И всё это меньше чем за час.
Как видно, качество рендера далеко не фотореалистично. Поэтому дизайнерам интерьера он и правда несильно поможет. Но поможет архитекторам. Например, чтобы на стадии эскиза показать заказчику презентабельный проект, и он наиболее четко понял задумку.
Но именно на стадии эскиза. Потому что для финальной презентации уже придется подключать профессиональные программы 3d-визуализации ради качественной картинки, которая вплоть до оттенка листьев на деревьях прописана в ТЗ заказчиков.
Нейрохолст: спасает от белых пятен в портфолио, да и где угодно
Виолетта разработала курс по верстке профессионального портфолио. И при разработке программы курса изучала нейросети. Ей нужно было на чьем-то портфолио проверить, как работает сервис Нейрохолст. Просто чтобы включить в урок реальные примеры.
Кандидат нашелся быстро. Точнее, кандидатка. Это была ее студентка из МАРХИ. Она в то время собирала портфолио и ломала голову, как оформить разворот между проектами. Нужен был визуальный разделитель, чтобы проекты шли не подряд. Хотелось добиться эффекта как в книге, когда главы разделяются пустыми страницами с названием главы. Но белый лист в портфолио выглядит не интересно. Ведь портфолио творческого человека должно быть творческим, с изюминкой.
- Мы решили нагенерировать абстрактные картинки, которые характеризуют локацию проекта, который идет следующим листом в портфолио. В нашем случае это был объект в ливанском Бейруте. Мы словами составляли промт из фраз: порт, Бейрут, архитектура и тому подобное. Для фоновой графики картинка вышла очень даже неплохой. А времени это заняло несколько минут.
Vectorizer: оживляет древние карты
А вот как искусственный интеллект помог исследователям сэкономить неделю и избавить от нудной рутинной работы.
- Мы со студентами-членами научного объединения СНО МАРХИ, где я председатель, ездим каждый год в малые города России. Изучаем их и делаем концептуальные предложения по архитектуре, реставрации наследия или по ландшафтному развитию для Администрации и местных жителей.
В 2023 году мы со студентами проводили архитектурное обследование Ржева. У нас было только три дня, чтобы выявить проблемы города в плане архитектуры и общественных пространств. Мы должны были успеть придумать и воссоздать в виде визуального проекта план благоустройства, в том числе объектов культурного наследия.
Для того, чтобы сохранить исторический облик и узнать культурные особенности, логику построек, мы анализировали историю города и как он развивался. Для этого брали старую карту, когда город был маленьким поселением. Сравнивали с картами более поздних периодов, на которых видно как и в какую сторону поселение разрасталось. И смотрели, какие сейчас появились типы застройки: жилые, общественные, храмы и т.д.
У ребят тогда была задача поднять историю Ржева и показать на одной карте изменения города с течением веков. Они искали исторические карты в музеях, архивах. А ведь все карты в разной графике, разных цветов, на разной подложке и бумаге.
Чтобы с ними можно было работать и отмечать свои обозначения, нужна была карта в векторе. Для этого прогнали все найденные фрагменты через Vectorizer.
Без нейронок пришлось бы перечерчивать карту вручную или на компьютере, подкладывая исходное отсканированное изображение. Только одну карту п��ишлось бы рисовать дней пять.
Качество печати Vectorizer дал в целом хорошее. Кое-где переплетались тонкие линии дорог или путались границы кварталов. Но так как это вектор, то ребята парой движений поправляли недочеты вручную в иллюстраторе. И таким образом потратили на одну карту всего около 3 часов.
- Мы сделали несколько вариантов. На этих новых картах отмечали границы исторического города, затем в какую сторону кварталы спустя время разрастались, где домов наоборот убывало, как менялась застройка. Например, мы сравнивали довоенное и послевоенное время и заметили, что из 5 тысяч домов после боёв осталось 250 штук. Все эти изменения мы указывали цветом.
Другая группа архитекторов на основе этих данных сформировала проект новой застройки города. И те дома, которые группа Виолетты отмечала как сохранившиеся памятники культуры, они не трогали, а органично вписывали в новую городскую застройку, продумывали рядом с ними туристические маршруты и разрабатывали способ реконструкции.
Prequel: переводит карандашный рисунок из альбома в компьютерную графику
Эту нейросеть Виолетта открыла для себя во время той же поездки в Ржев.
Во время обследования города она зарисовывала идеи обустройства той или иной локации. Например, обычный и почти пустынный берег озера она предложила обустроить уютными домиками-беседками, и на воду пустить пару вёсельных лодок для туристов. И для отдыха привлекательно, и вполне экологично. А главное - с духом истории старого русского города.
Если бы не нейросеть, то Виолетте пришлось бы возвращаться в кабинет и с нуля перерисовывать свой эскиз на графическом планшете. А так она просто загрузила в сервис фотографию своего рисунка, и он за минуты перевел его в графику.
Кто кого победит: ИИ человека или человек ИИ
Архитекторам нейронки нужны как никому, они помогают сэкономить кучу времени и избавиться от рутины, из-за которой многие начинающие архитекторы начинают ненавидеть профессию.
Полностью отказываться от современных технологий уже нельзя. Но чтобы они служили человеку, а не переходили ему дорогу, их надо обуздать.
- Сейчас таких людей по пальцам можно пересчитать, но в ближайшие годы их станет больше. Я говорю о высококлассных архитекторах, которые также глубоко разбираются в искусственном интеллекте. Они будут исправлять баги нейросетей, когда те выдают неточную информацию. В принципе, уже появилась эта профессия, и она называется Архитектор-визуализатор со знанием искусственного интеллекта. Таких специалистов приглашают читать курсы, обучать профессиональные нейросети.
Если тенденция продолжится, и потребность в таких специалистах будет нарастать, то начинающие нейроархитекторы (назовем их так), смогут зарабатывать на уровне визуализаторов. Например, сейчас 3д-визуализатор после ВУЗа может рассчитывать на зарплату от 100 до 200 тысяч рублей. А архитектор - от 50 тысяч.
Сейчас, в 2025-м, мало кто глубоко погружается в нейросети. Точнее, пробуют их все, но используют по-полной - единицы. Для этого нужен особый тип мышления - программное и техническое. А большинство ребят которые идут учиться на архитектора, все-таки творческие. Им сложно даются компьютерные технологии.
Но есть в освоении искусственного интеллекта и некая побочка: внедрение технологий в архитектуре заставляет терять объемно-пространственное мышление. Поэтому чтобы сохранить его и придать ему огранку за счет технических знаний, учимся на традиционном архитектурном и потом идем изучать ИИ.
Или наоборот: сразу идти на промышленное изучение ИИ, а потом постигать архитектуру. И то и то одновременно в голову живому человеку пока еще не уложить.
Как думаете: подружатся архитекторы, да и все остальные, с искусственным интеллектом? Или кто-то кого-то победит?
Кидайте свои нейросети, если пользуетесь чем-то еще, кроме нашего списка. Давайте делиться опытом ;)