AliExpress Russia Overview: 9 главных трендов электронной коммерции
8 сентября «AliExpress Россия» собрал топов электронной коммерции и инвестиционных аналитиков на конференции AERO. Собрали самое важное из пятичасового обсуждения.
На конференции выступили больше 50 экспертов — представители компаний самого разного масштаба: лидеры мирового рынка электронной торговли Alibaba Group и Lazada, топовые компании российского рынка — AliExpress, Ozon, «СберМегаМаркет», Lamoda, X5 Retail Group, «Магнит», KazanExpress и «Связной», ведущие логисты из «Почты России», «СберЛогистики» и 5Post, эксперты трансграничной торговли из НИУ ВШЭ, НИФИ и Российского экспортного центра, инвестиционные аналитики из J.P. Morgan, «ВТБ Капитал», Sova Capital и ИК «Ренессанс Капитал», а также российские и китайские продавцы AliExpress.
Вот наиболее интересные мысли из их выступлений:
Покупатели стали осознаннее подходить к выбору
Если в классических супермаркетах на выбор влияют переполненные полки, то в онлайне покупатели ведут себя более рационально. Они заходят в приложение сервиса доставки с чёткой целью и не берут лишнего. Решение о конкретной покупке принимают ещё до похода в магазин.
Самая популярная категория товаров у российских покупателей AliExpress — еда
Коммерческий директор по специальным категориям Сергей Гречин рассказал, что особой популярностью у россиян пользуется еда (даже несмотря на развитие специализированных доставок), товары для животных, косметика для ухода, а также особый раздел — товары 18+. Самые посещаемые cреди российских продавцов — Splat, «Подружка», Redmond и российские партнеры мировых брендов электроники: Xiaomi, Sony, Samsung и других.
Растет эмоциональная составляющая процесса покупок
Если во время пандемии люди заказывали онлайн вынужденно, то сейчас более 80% из них продолжают делать покупки через интернет на маркетплейсах, потому что это удобно, прогнозируемо и экономит их время. Покупать товары в интернете так же часто, как во время пандемии, будут 75% респондентов, а 14–15% намерены делать это ещё чаще.
Возрастёт конкуренция уровней сервиса
Нас ждёт развитие и проникновение более высокого уровня финансовых услуг, в частности кредитования и покупателей, и продавцов.
И не только финансовых:
Когда я рассказываю своим друзьям, что в России можно заказывать одежду с примеркой, а если выбранная вещь не подошла, вернуть её обратно, то они приходят в восторг. Мы в этом плане очень избалованы.
Растёт мобильная и социальная коммерция
Дневная аудитория AliExpress составляет 8,8 млн человек, аудитория социальной коммерции составляет 8 млн. В среднем пользователи проводят 12 минут в день в приложении AliExpress: открывают карточки товаров, смотрят стримы, читают ленту, 500 тысяч играют во встроенные игры, за что получают «монеты», купоны и скидки.
Для ВК и Одноклассников AliExpress разработал интегрированные приложения, позволяющие делать почти всё то же самое, не выходя из соцсети. Фокус на социальную коммерцию реализуется и через партнерскую программу для блогеров: создатели контента публикуют обзоры на товары и получают долю в продажах, для продавцов это эффективный и недорогой способ продвижения.
От продавцов ждут не столько скорости, сколько чёткости выполнения обязательств
Сроки доставки продолжат сокращаться.
В столичных городах доставка через два дня уже никому не интересна.
Половина оборота всей онлайн-торговли приходится сегодня на товары повседневного спроса, поэтому все крупные игроки развивают экспресс-доставку. Однако важно суметь построить систему так, чтобы регулярно и без сбоев выполнять взятые на себя обязательства по срокам.
Люди готовы ждать заказ не 15 минут, а 1,5 часа, если сервис не нарушит этот срок и привезёт товары хорошего качества.
Логистика становится частью бизнеса маркетплейсов
В 2021 году AliExpress перешёл от полного аутсорсинга к смешанной логистике, запуская собственные склады и сервисы, но не отказываясь от партнерских услуг. AliExpress запустил три новых склада: собственный в Подмосковье и два совместных с «Почтой России» — в Подмосковье и Новосибирске.
Изначально мы рассчитывали на аутсорсинговую модель, но в этом году решили совместить разные варианты и теперь растим объём партнёрских услуг, развиваем собственную базу, открываем собственный фулфилмент, пункты сдачи и выдачи заказов и даже курьерскую сеть.
Происходит «великая онлайн-миграция крупных ритейлеров»
Во время пандемии к платформе Lazada присоединились известные местные универмаги и розничные компании. В Таиланде, например, знаменитый торговый центр Siam Center помог арендаторам открыть онлайн-магазины на LazMall, во Вьетнаме на LazMall мы ввели специальную категорию, помогая расширить продажу плодов личи и других сельскохозяйственных категорий онлайн. В течение четырёх часов покупателям продали и доставили почти полтонны фруктов.
Начинается конкуренция маркетплейсов за продавцов
У AliExpress доля локального бизнеса сегодня составляет порядка 25% с более чем 60 тысячами локальных продавцов. К концу года компания планирует довести этот показатель до 50%.
AliExpress – это целая социальная сеть, в которой продавцы и покупатели общаются между собой в реальном времени. И следующим шагом будет конкуренция за продавца, которому не обязательно присутствовать на десяти площадках, а можно выбрать те, которые дают лучший сервис по логистике и продвижению товаров.