Как телеком-оператору сохранить абонентов в сети
С сентября 2025 г. абоненты смогут переносить мобильный номер (MNP) телефона из одного региона в другой. Таким образом переход от оператора к оператору с сохранением номера станет еще проще и способен повлечь рост количества таких заявок. Как операторам предупредить отток и сохранить лояльность абонентов? Рассказывает Даниил Федотов, ведущий менеджер по развитию BSS в Bercut.
Высокие требования к оператору
Сегодня телеком-компании сталкиваются со множеством вызовов и порой непредвиденными внешними событиями. Например, рост умных устройств прогнозировали многие аналитики, однако связывали его с запуском сетей нового поколения. Несмотря на то, что 5G по-прежнему не является массово доступной технологией, возрастающий тренд на использование умных девайсов заметен уже сейчас. По оценкам международных аналитиков, к 2030 году число активных IoT-устройств в мире вырастет до 40 миллиардов. В начале 2024 года в России было зафиксировано 219,8 миллиона мобильных подключений, что составляет 152,5% от общей численности населения. В отличие от традиционных телеком-услуг, рост количества IoT-устройств не вносит значительного вклада в положительную динамику ARPU. Тем временем множество этих устройств регулярно генерируют поток микросессий, создавая дополнительную нагрузку на и без того загруженную сеть оператора.
Осознанно или нет, абоненты при этом воспринимают оператора единой точкой доступа к цифровым сервисам. Имея такой статус, телеком-компании должны выдерживать конкуренцию с цифровыми игроками и поддерживать имидж универсального технологичного помощника в глазах потребителей. Для этого они создают многосоставные конвергентные тарифные планы и продуктовые предложения.
По мере развития большого количества различных сервисов, сложных взаимосвязей между системами и роста мобильных помощников, задача оператора по поддержанию качества сети усложняется. В то время как для абонента поводом для смены оператора чаще всего служит не только более низкая стоимость услуг, но и качество сети (из отчета Telecom Daily следует, что процент таких респондентов из числа опрошенных составляет 69%).
Влияние всех вышеперечисленных факторов на производительность вынуждает представителей телеком-рынка инвестировать в развитие ИТ-инфраструктуры. Чаще всего, чтобы поддержать возрастающие нагрузки, оператору требуется докупить дорогостоящее оборудование или программное обеспечение, а порой — и то и другое. Однако эксперты Bercutнастаивают на том, что иногда для этого достаточно лишь правильно перераспределить нагрузку, воспользовавшись гибкостью компонентов мультифункциональных BSS.
Например: клиенты Bercut, которые используют функциональность динамические квоты в PCRF-решении, в среднем, снижают нагрузку на сеть на 20%.
Как с помощью BSS поддержать высокое качество связи и сохранить лояльность абонентов
Любая BSS хранит множество данных, которые могут дать расширенное знание об абоненте, его предпочтениях и нюансах пользовательского поведения. Использование программного кода и компонентов BSS-комплекса позволяет оператору не только грамотно управлять ИТ-ландшафтом, но и оптимизировать нагрузку на него.
На фоне огромного числа устройств и микросессий оператору важно грамотно распределять трафик: где-то ограничивать его объем, а где-то — наоборот, расширять. Для этого в составе BSS Bercut есть такие решения, как Traffic Management и PCRF.
Traffic Management реагирует на перегрузку в конкретном секторе, анализирует абонентов по типам потребления и перераспределяет трафик между базовыми станциями в режиме реального времени.
С его помощью поставщик связи сможет контролировать нагрузку и деликатно управлять емкостью сети, например присваивая наиболее платежеспособным абонентам первый приоритет.
Динамическое квотирование, доступное в PCRF, предоставляет возможность выделять под каждое отдельное устройство абонента конкретную квоту, то есть ограниченную емкость. К тому же, эта функциональность позволит оператору предложить абоненту новый пользовательский опыт самостоятельного управления трафиком внутри пакета — тарифный план, предусматривающий набор лимитов трафика под разные типы устройств. Так пользователь сам сможет установить ограничение на потребление ресурса для холодильника, стиральной машины, ноутбука или телефона. В итоге функциональность динамических квот не только позволит разгрузить сеть оператора, но и откроет для него дополнительный источник монетизации и лояльности клиента, ведь абоненты смогут воспользоваться новыми, максимально удобными и выгодными для них тарифами.
Таким образом даже несколько решений в составе BSS-комплекса уже помогут значительно оптимизировать работу оператора и увеличить его привлекательность в глазах абонентов.
Гибкие тарифные планы — секретное оружие оператора
Согласно статистическим данным, гибкие тарифные планы имеют значение для 52% абонентов, а дополнительные преимущества и бонусы — для 36%. Таким образом разнообразие услуг оператора и уникальный пользовательский опыт являются не менее важными факторами высокой лояльности абонента. На примере кейса с ростом количества носимых устройств, разобранного выше: с одной стороны, этот фактор увеличивает нагрузку на сеть, а с другой — наличие большого количества IoT-устройств на одного абонента мотивирует человека продолжать пользоваться услугами своего текущего поставщика. Поэтому предоставление клиентам оператора новых удобных тарифных планов может стать выигрышной стратегией удержания их на сети. С технической точки зрения для этого необходимы современные ИТ-решения, которые позволят максимально быстро и с небольшими ресурсными затратами настроить уникальные конвергентные предложения.
В связи с тем, что в типичной для отрасли ситуации BSS считает только минуты, гигабайты и SMS — единицы традиционных телеком-услуг, чаще всего операторам приходится строить сложные системы взаимосвязей для обеспечения конвергенции.
В то время как операторы развивают партнерства с производителями устройств, банковскими сервисами и прочими нетелеком-компаниями. Это говорит о том, что в перспективе ближайших лет им потребуется тарифицировать буквально все что угодно, вплоть до офлайн-сервисов или материальных товарных единиц (чашки кофе, услуги ЖКХ, минуты поездок на самокате), причем в рамках единого тарифного предложения.
Отвечать на изменяющиеся потребности абонентов и быстро запускать новые конвергентные сервисы позволяют продукты, в которых еще на этапе разработки заложено большое количество универсальных механик. Приходя на замену масштабным доработкам и приобретению все новых систем, такие гибкие инструменты дают возможности для внедрения изменений силами самого оператора.
Понимая всю сложность внедрения новых BSS в гетерогенный ИТ-ландшафт оператора, Bercut создал первый универсальный тарификатор (Universal Rating Charging, URC). Это отчуждаемый импортозамещенный продукт, который способен считать любые исчисляемые единицы услуг и легко интегрируется в любой имеющийся у организации BSS-комплекс.
Универсальный тарификатор Bercut позволит телеком-компаниям решить задачу тарификации по каждой нестандартной услуге, не прибегая к покупке отдельного биллингового решения. Логичным следствием станет упрощение интеграций с новыми продуктами, технологиями и оборудованием, независимо от страны его производства. Это оптимизирует затраты и повысит скорость выпуска на рынок новых предложений.
Объединить все разноплановые услуги в один тариф, дополнительно снизив time-to-market, позволит еще одна функциональность BSS — «тариф-конструктор». Он содержит различные сборки элементов будущего конвергентного тарифа, поэтому помогает легко и быстро конструировать новое продуктовое предложение силами оператора, путем настроек различных услуг в рамках единого пакета.
За счет экономии при использовании универсальных решений в составе конвергентного BSS-комплекса оператор сможет долгое время держать более низкий уровень стоимости своих услуг. Так он сможет удовлетворить требования большинства абонентов и поддерживать отток на минимальном уровне.
Адаптивность BSS — всему голова
В итоге в основе стратегического мышления современного оператора должен быть гибкий, адаптивный ИТ-ландшафт, который достигается путем использования многофункционального конвергентного BSS-комплекса. Такой подход позволит внедрять новые модели монетизации, быстро настраивать и адаптировать продукты, удовлетворяя потребности текущих и новых абонентов вне зависимости от изменений рынка.
Подход Bercut как вендора BSS заключается в том, что именно адаптивность BSS является ключом к преодолению вызовов, с которыми в любой момент может столкнуться каждый представитель телеком-рынка. В частности, так можно решить одну из главных задач современного оператора — сохранение лояльности своих клиентов. Рецепт успеха не так сложен: достаточно критически посмотреть на свою BSS-систему на предмет наличия в ней необходимой адаптивности, функциональности и продуктов, описанных выше. И дополнить свой комплекс недостающими инструментами.