Редактура интерфейсных текстов
Мы в Райте спроектировали интерфейс банкоматов сети СБС. Проект получился интересным и послужил источником для отдельных публикаций про подбор цвета для людей с нарушениями зрения и автоматизацию переводов. На очереди продолжение — материал о том, как научить банкомат быть дружелюбным.
Текст на экране терминала или мобильного приложения выглядит просто, потому что состоит из коротких сообщений и несложных формулировок. Однако за видимой простотой стоит работа редактора, корректора и юзабилиста. Один и тот же текст начинает лучше работать, если применить к нему пару редакторских заклинаний.
Основная задача текста — помочь пользователю взаимодействовать с банкоматом без лишних усилий, не совершать ошибки и экономить время. Для этого надо привести в порядок пять составляющих:
- логика;
- структура;
- формулировки;
- наглядность;
- гигиена.
IKEA назвала бы такой алгоритм ЛОСТФОНАГ, но мы не будем заморачиваться с определениями, а просто применим эту последовательность действий к содержимому одного экрана. Чтобы не отвлекаться, пример рассмотрим в отрыве от интерфейса, а потом перейдем к настоящим макетам с пояснениями.
Исходное сообщение:
Деньги не были забраны в течение отведенного времени, либо произошел технический сбой. Деньги изъяты.
Логика. Деньги сами себя не изымают, добавляем действующее лицо:
Деньги не были забраны в течение отведенного времени, либо произошел технический сбой. Банкомат изъял деньги.
Структура. Ключевое сообщение выносим вперед и разбиваем сообщение на блоки:
Банкомат изъял деньги.
Деньги не были забраны в течение отведенного времени, либо произошел технический сбой.
Формулировки. Переписываем сообщение, чтобы суть была яснее:
Банкомат изъял деньги.
Возможные причины: превышено время, которое отведено на снятие наличных, или произошел технический сбой.
Наглядность. Не бросаем пользователя один на один с проблемой, подсказываем, что делать дальше:
Банкомат изъял деньги.
Возможные причины: превышено время, отведенное на снятие наличных, или произошел технический сбой.
Попробуйте еще раз или обратитесь в банк, обслуживающий банкомат.
Гигиена. Следим, чтобы текст был оформлен по правилам. В данном случае убираем точку из заголовка:
Банкомат изъял деньги
Возможные причины: превышено время, отведенное на снятие наличных, или произошел технический сбой.
Попробуйте еще раз или обратитесь в банк, обслуживающий банкомат.
Что получилось в итоге:
С алгоритмом разобрались, теперь рассмотрим больше примеров.
Логика
Делаем так, чтобы в тексте не было разночтений. В случае с банкоматами для этого пришлось следить за тем, чтобы:
- действующие лица были понятными,
- фразы на экране не имели дополнительных значений.
Структура
Прорабатываем подачу, чтобы все важное первым бросалось в глаза, а детали дополняли картину.
Формулировки
Стараемся не заставлять пользователя думать и убираем мельтешащие элементы:
- избавляемся от ребусов,
- удаляем очевидное,
- откидываем несущественное.
Наглядность
Чтобы снять с пользователя нагрузку и не заставлять его думать, вместо инструкций приводим примеры, даем советы и показываем куда смотреть.
Гигиена
В финале контролируем, чтобы мелочи в оформлении текста не портили восприятие интерфейса. Как оформлять текст подробно рассказано в книге Аркадия Мильчина «Справочник издателя и автора».
Бонус. Как мы решали вопросы с вежливостью
В исходном тексте было достаточно много извините-спасибо-пожалуйста, поэтому придумали для себя систему:
1. На экранах, которые демонстрируются пользователям в разгар работы, убираем все лишнее.
2. На экранах, которые встречают пользователя в начале работы или, скорее всего, означают конец сеанса, оставляем.
Чек-лист для текста в интерфейсе
Чтобы подготовить нормальный текст для интерфейса:
- Проверяйте каждый экран на однозначность.
- Создавайте иерархию текстовых элементов.
- Работайте над формулировками, пока не станет хорошо. А потом сделайте еще пару подходов.
- Приводите примеры и. давайте подсказки.
- Соблюдайте правила оформления текста.
p.s. Если делаете большой и сложный интерфейс, почитайте на сайте Райта, с чем еще мы сталкивались при проектировании интерфейса банкомата: