Что такое UX- и UI-дизайн и в чём их отличия

Привет, я Екатерина Рогова, старший куратор в онлайн-школе «Логомашина учит». У нас накопилось много визуала, который будет полезен начинающим дизайнерам для развития насмотренности и кругозора.

Здесь буду рассказывать о неочевидных для начинающих дизайнеров вещах и понятиях, которые использую в работе я и мои коллеги. Начнём с основ.

Ниже — краткое содержание статьи.

Чем UX-дизайн отличается от UI-дизайна

UX (User Experience) дизайн и UI (User Interface) дизайн — это две важные части процесса создания веб-сайтов, приложений и других цифровых продуктов, но они сосредоточены на разных аспектах.

UX (User Experience) дизайн — дословно «дизайн пользовательского опыта», касается взаимодействия пользователя с продуктом. Задача UX-дизайнера сделать использование продукта как можно более удобным и приятным.

Для этого дизайнер:

  • Изучает, как люди уже используют или будут использовать сайт или приложение.
  • Продумывает структуру приложения и рисует путь пользователя.

UX-дизайнеры анализируют: логично ли устроена навигация, легко ли пользователю достичь своей цели, приятно ли пользоваться продуктом.

UI (User Interface) — дословно «дизайн пользовательского интерфейса». Задача UI-дизайнера — сделать интерфейс красивым и современным, но при этом понятным для пользователя.

UI-дизайнер определяет:

  • какой будет цвет,
  • шрифт,
  • где и как будут расположены кнопки и многое другое.

UI-дизайнер фокусируется на визуальных аспектах интерфейса, через который пользователи взаимодействуют с продуктом.

Грубо говоря, UX делает продукт полезным, а UI — красивым.

Как работает UX/UI-дизайнер?

UX/UI-дизайнер работает на стыке аналитики и дизайна. Ему важна не только красота интерфейса и смыслы, заложенные в дизайн, но и дальнейшая поддержка и развитие приложения. Этот дизайнер выдвигает и тестирует гипотезы, постоянно работая над улучшением приложения.

Поскольку UX/UI-дизайн влияет на каждый аспект пользовательского взаимодействия с продуктом — от первого впечатления до постоянного использования, — дизайнеру необходимо пройти несколько этапов перед непосредственным внедрением продукта:

1. Исследование пользователей. Понимание целевой аудитории, ее потребностей и проблем является ключом к ценности конечного продукта.

Что такое UX- и UI-дизайн и в чём их отличия
Пример портретов аудитории в учебной работе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F150618367%2FCleaning-website-klinig-veb-sajt&postId=1154616" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ирины Гаврилюк</a>
Пример портретов аудитории в учебной работе Ирины Гаврилюк

2. Проектирование. Создание архитектуры и навигации продукта, который включает разработку вайрфреймов и прототипов. Пройдя этот этап, дизайнер сможет наглядно структурировать путь пользователя.

Пример разработки пути пользователя, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F183565517%2FContest-Night-quests-website-redesign&postId=1154616" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке</a> откроется подробная анимация
Пример разработки пути пользователя, по ссылке откроется подробная анимация
Прототип сайтов и приложений сначала собирается в ч/б, что позволяет лучше видеть структуру. Пример прототипа из работы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F188092803%2FLilaSchool-UXUI-design-for-online-art-school&postId=1154616" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Евгении Платоновой</a>, студентки курса «Логомашина учит»
Прототип сайтов и приложений сначала собирается в ч/б, что позволяет лучше видеть структуру. Пример прототипа из работы Евгении Платоновой, студентки курса «Логомашина учит»
<p>И реализация дизайна <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F188092803%2FLilaSchool-UXUI-design-for-online-art-school&postId=1154616" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Евгении Платоновой</a> по прототипу</p>

И реализация дизайна Евгении Платоновой по прототипу

3. Визуализация. Определение визуального стиля продукта, выбор цветовой схемы и шрифтов, дизайн всех элементов интерфейса. Ура, наводим красоту!

Визуальный стиль в работе<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F181026151%2FGroc-eco-farm-website&postId=1154616" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Анастасии Кузнецовой</a>, студентки курса «Логомашина учит»
Визуальный стиль в работе Анастасии Кузнецовой, студентки курса «Логомашина учит»
Визуальный стиль в работе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F166235223%2Flongrid-o-mijadzaki-Miyadzaki-Longread&postId=1154616" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Милены Авиловой,</a> студентки курса «Логомашина учит»
Визуальный стиль в работе Милены Авиловой, студентки курса «Логомашина учит»
Работа <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F183565517%2FContest-Night-quests-website-redesign&postId=1154616" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">группы студентов</a> в рамках проекта «Крутые студии» — практики командной работы в «Логомашина учит»
Работа группы студентов в рамках проекта «Крутые студии» — практики командной работы в «Логомашина учит»
Типографика  в работе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F183565517%2FContest-Night-quests-website-redesign&postId=1154616" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">группы студентов</a> из «Крутых студий» — практики командной работы в «Логомашина учит»
Типографика  в работе группы студентов из «Крутых студий» — практики командной работы в «Логомашина учит»
Вариации кнопок, иконок и прогресс-баров в работе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F183565517%2FContest-Night-quests-website-redesign&postId=1154616" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">группы студентов</a> из «Крутых студий» 
Вариации кнопок, иконок и прогресс-баров в работе группы студентов из «Крутых студий» 

4. Тестирование и итерации. Постоянное тестирование дизайна с реальными пользователями и внесение изменений на основе обратной связи. Неотъемлемая часть работы над конечным продуктом, — мы ведь хотим, чтобы все работало классно и без ошибок.

Примеры влияния хорошего UX/UI на успех продукта

  • Apple Inc. Apple широко известна своим акцентом на UX/UI-дизайне. Чистота и интуитивность интерфейсов iOS и macOS сыграли ключевую роль в обеспечении высокой удовлетворенности пользователей и сильной брендовой лояльности, что приводит к повторным покупкам и высокой рыночной стоимости компании.
  • Uber. Убер преобразил рынок такси, предложив простой и понятный интерфейс, который снизил сложность заказа автомобиля до нескольких касаний. Эффективный UX/UI помог Uber быстро расшириться и захватить значительную долю рынка.
  • Тинькофф Банк. Тинькофф внедрил инновационные элементы в дизайн своего мобильного приложения и веб-сервисов, делая интерфейс удобным и интуитивно понятным. Это позволило им значительно увеличить количество пользователей мобильного банкинга и укрепить свои позиции как одного из ведущих онлайн-банков России.
  • Telegram привлек миллионы пользователей благодаря своему быстрому, безопасному и приятному пользовательскому интерфейсу.

Но есть же ещё и веб-дизайнеры! Это то же самое, что и UX/UI-дизайнеры?

UX/UI-дизайнеры фокусируются на всем процессе создания продукта с точки зрения пользовательского опыта, включая функциональность, удобство использования и визуальное восприятие.

Веб-дизайнеры занимаются созданием веб-сайтов, их задача — сделать так, чтобы сайт был не только красивым, но и функциональным на всех типах устройств.

Обе роли требуют творческих и технических навыков, но UX/UI-дизайнеры более сосредоточены на оптимизации взаимодействия пользователя с продуктом, тогда как веб-дизайнеры часто работают над более широким спектром дизайнерских и разработческих задач, связанных с веб-сайтами. Технически вебам требуются базовые знания HTML/CSS и иногда JavaScript для реализации своих дизайнерских идей.

Какие инструменты использует в своей работе UX/UI-дизайнер

  • Figma — инструмент для создания интерфейсов.

    Позволяет нескольким пользователям одновременно работать над проектами. Внутри — функции векторного редактирования, прототипирования и код-генерации для веб-разработки.

    Работает в реальном времени, доступен с любого устройства через браузер, широкие возможности для совместной работы и комментирования.

  • Adobe XD — инструмент для дизайна интерфейсов, прототипирования и создания анимации.

    Тесно интегрирован с другими продуктами Adobe, что делает его идеальным выбором для тех, кто уже использует Photoshop или Illustrator.

  • Sketch — это векторный графический редактор для macOS, ориентированный на дизайн интерфейсов и прототипирование. Sketch известен своей легкостью и эффективностью в создании дизайна и его элементов.

    Широкий выбор плагинов, поддержка символов и библиотек стилей, оптимизирован для работы на Mac.

  • Axure RP служит для более сложных задач прототипирования. Он позволяет создавать интерактивные HTML-макеты для веб-сайтов и приложений, поддерживая динамическое содержание, условную логику и анимацию.

    Мощные функции для детального прототипирования — подходит для больших и сложных проектов.

  • InVision — инструмент для прототипирования и совместной работы. Сервис включает в себя возможности для создания интерактивных макетов, управления проектами и организации дизайн-систем.

    Встроенные инструменты для совместной работы, поддержка синхронизации с Sketch и Photoshop, хорошо подходит для презентации проектов заказчикам.

  • Framer — это инструмент для создания прототипов с возможностью добавления анимации и динамического содержания. Подходит для дизайнеров, которые хотят добавить в свои прототипы более сложные интерактивные элементы.

    Гибкость в создании анимации и интерактивности, поддержка React для создания реальных пользовательских интерфейсов.

Как стать UX/UI-дизайнером

Тут есть 2 пути: самообразование или специализированные курсы. Самообразование хорошо тем, что это бесплатно, но есть большой минус — отсутствие обратной связи. Это может привести к тому, что даже если вы самостоятельно преодолеете порог входа, расти в профессии будете медленно.

Начните с изучение основ дизайна, таких как цветовая теория, типографика, сетки и композиция. Есть множество онлайн-ресурсов, курсов и книг по этим темам, например:

  • «Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана. Эта книга считается одной из наиболее авторитетных в мире дизайна интерфейсов. Она поможет вам освоить основы UX-процессов и научиться видеть дизайн глазами пользователя.
  • «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена. Даже классические произведения могут приносить ценные уроки для дизайнеров. Это исследование цвета поможет вам лучше понимать влияние цветовой палитры на пользовательский интерфейс.
  • «Ководство» Артемия Лебедева. Эта книга представляет собой сборник статей, посвященных проектированию интерфейсов и визуальным приемам дизайна. Она остается актуальной и полезной даже после многих лет с момента первого издания.
  • «Психбольница в руках пациентов» Алана Купера. Эта книга поможет вам понять, как важно учитывать психологические аспекты при проектировании интерфейсов и как они влияют на пользовательский опыт.
  • «Не заставляйте меня думать» Стива Круга. В этой книге вы найдете практические советы о том, как сделать ваш интерфейс более интуитивным и понятным для пользователей.
  • «Эмоциональный веб-дизайн» Аарона Уолтера. Узнайте, как создавать интерфейсы, которые вызывают эмоциональную реакцию у пользователей и делают взаимодействие более запоминающимся.
  • «Сначала мобильные!» Люка Вроблевски. В мире мобильных устройств и приложений этот ресурс поможет вам понять, как правильно подходить к проектированию интерфейсов для мобильных платформ.
  • «Дизайнь. Современный креатифф» Брэдли Хизера. Эта книга представляет собой исследование современных тенденций в дизайне и поможет вам оставаться актуальным и креативным дизайнером.

Приходите на небольшие бесплатные курсы, например в «Логомашина учит», чтобы попробовать на практике инструменты и примерить на себя профессию.

Начните с одного инструмента, например с Figma и сделайте несколько учебных работ. Например, можно переделать дизайн приложения, которое кажется вам неудобным, сверстать лонгрид на тему, которая вам интересна, и уже с этими работами оформить портфолио и пробиваться на стажировку.

Ходите на митапы и конференции. Без шуток, лучший способ найти наставника или попасть на работу в хорошую компанию — через нетворкинг.

Не застревайте в самостоятельном плавании фриланса. Для начинающего дизайнера это может обернуться тем, что он не сможет в одиночку поднять большой проект за много денег, и будет вынужден перебиваться на небольших заказах на биржах. Профессионального роста в этом тоже почти не будет.

Если со стажировкой не получилось, ищите ментора или наставника, чтобы он отфидбечил ваши работы, либо идите на курсы, идеальным вариантом будут курсы с трудоустройством. Обращайте внимание на отзывы на независимых платформах — там у школ нет возможности модерировать отклики, а значит все отзывы будут настоящими.

Карьерный путь UX/UI-дизайнера

Карьерный путь UX/UI-дизайнера может быть разнообразным и предлагает множество возможностей для профессионального роста и развития. Вот как обычно может выглядеть карьера в этой области:

Входная позиция — джун

Младший UX/UI-дизайнер (Junior UX/UI Designer) — работает под руководством более опытных дизайнеров, создает элементарные дизайны и прототипы, участвует в пользовательских исследованиях. В процессе доучивается основам, понимает принципы и инструменты дизайна.

Средний уровень

  • UX/UI-дизайнер (UX/UI Designer) — самостоятельно разрабатывает дизайн продуктов, проводит тестирования, собирает и анализирует пользовательские данные, оптимизирует существующие интерфейсы.

Повышает квалификацию и расширяет портфолио разнообразными проектами.

  • Ведущий UX/UI-дизайнер (Senior UX/UI Designer) — руководит проектами, проверяет работу младших дизайнеров, участвует в планировании и взаимодействует с другими отделами компании. Влияет на ключевые решения в дизайне.

Управленческие и специализированные позиции

  • UX/UI дизайн-менеджер (UX/UI Design Manager) — управляет дизайн-командой, координирует проекты, разрабатывает дизайн-стратегии, обеспечивает соблюдение дедлайнов и качество работы. Эффективно руководит и оптимизирует работу дизайнерского отдела.

  • Арт-директор (Director of Design) — руководит дизайн-отделом на уровне компании, взаимодействует с высшим руководством, определяет долгосрочные цели в области дизайна. Формирует и реализует дизайн-видение компании.

Каждая из этих ролей требует специальных знаний и навыков. Выбор конкретного направления зависит от интересов, навыков и профессиональных стремлений дизайнера.

Работа UX/UI-дизайнера представляет собой микс творчества, технологий, психологии и аналитики. UX/UI-дизайнеры напрямую влияют на то, как люди взаимодействуют с продуктами и технологиями. С учётом глобального тренда на цифровизацию, профессия UX/UI-дизайнера будет развиваться и еще долго оставаться в топе востребованных специальностей.

55
1 комментарий

Вау, очень полезная статья!

1
Ответить