Что происходит на рынке дизайна после ИИ: влияние на найм и конкуренция с человеком
В этой статье дизайн-лиды из Сбера, Яндекса, Иви, Skyeng, Ozon, Туту, Flowwow и Wildberries рассказывают, как меняется работа внутри компаний и отделов из-за искусственного интеллекта. Мы спросили реально все.
Это вторая статья на основе интервью с дизайн-лидами, где мы спросили все, что только можно про искусственный интеллект. В первой части собрали задачи и конкретные кейсы, которые доверяют ИИ, как происходит обучение внутри отделов и как руководители считают профит от нейросетей.
Но вернемся к этой статье. Ссылки кликабельные:
Важны ли навыки работы с ИИ при найме
Дизайнеры должны писать в резюме «Я умею в Midjourney»
Если дизайнер скажет, что не умеет пользоваться нейронками, для меня это минус. Если он захочет обучиться, мы возьмем его в команду, но с условием, что он освоит инструменты.
Дизайнерам не спрятаться от ИИ. На собеседовании мы спрашиваем, пользуются ли дизайнеры АI-инструментами. Большая часть отвечают «да» и показывают примеры. Многие используют AI для придумывания идей и работы с текстом.
Уже вот-вот дизайнеры должны писать в резюме «Я владею Midjourney» или другими инструментами. Сейчас это пока не принято, но такая строчка повышает вероятность найма, потому что нейронки упрощают и ускоряют работу.
Знание ИИ-инструментов – это просто бонус для дизайнера
Я еще не встречала ни одного инструмента, который требовал бы супер специфических знаний. Конкретно в нашем управлении мы не указываем требования к работе с ИИ, но при этом, конечно, приветствуем такой опыт.
Глобально, на данный момент, навык работы с AI – это nice to have, но это точно цепляет. Если учитывать, что почти все компании идут в сторону интеграции ИИ в свои продукты, то это становится конкурентным преимуществом.
Например, в июле мы запустили AI-помощника Туту Джарвела – личного ассистента для путешественников. Он помогает составить маршрут, выбрать, где поужинать и переночевать, а также советует достопримечательности и отвечает на сложные запросы: как довезти пять собак в Беларусь на чужой машине без хозяина, что делать в Сочи, когда рейс перенесли и на улице гроза. Конкретно в нашем случае, если дизайнер понимает принципы работы ИИ и умеет пользоваться инструментами, это является большим плюсом.
Мы не требуем знания инструментов, потому что этому можно легко научиться. Нейросеть как раз и позволяет взглянуть на продукт под новым углом.
Знания AI-инструментов мы не записываем в скиллсет. Это бонус, который показывает, что человек постоянно смотрит новое, он открыт к развитию. Дизайнеру важно быть в контексте, потому что нейронки постоянно развиваются, и появляются новые решения.
Чем нейронка проигрывает человеку
За нейросетью нужно исправлять
Качество сгенерированных изображений – спорное. В любом случае все картинки, даже сделанные Midjourney, дорабатываются руками.
На одном из проектов мы использовали Midjourney как ресерч-тул, чтобы подобрать стиль изображения. В конце концов, пришли к тому, что лучше нарисуем свое. Иногда сложно контролировать AI и проще отдать задачу иллюстратору.
За нейросетками нужно много подчищать. Они должны помогать тратить меньше времени на выполнение монотонных задач, но исправлений бывает так много, что профит становится незаметным.
AI не обладает креативностью, у него нет оригинальности. Он использует набор моделей, которым был обучен, и просто компилирует их в одну. Без участия человека ни одно решение нельзя назвать готовым. Мы всегда дорабатываем после AI и текст, и изображения, и анимации, и даже видео и звук.
Полная автоматизация работы дизайнера с помощью нейронок – звучит классно, но это пока фантастика. Мои коллеги использовали нейросети для брендинга с нуля – получается хорошо, но все равно нужно докручивать вручную. С помощью нейронок не всегда можно реализовать свои задумки в фотостиле – часто получается карикатурно, например, с искажением анатомии человека или неестественными позами. Анимация фотографий в большинстве случаев тоже работает неидеально. Робот мыслит алгоритмами и в отличие от дизайнера не понимает, красиво он сделал или нет.
ИИ пока не доходит до уровня крутого специалиста
Нейросети стали мощными помощниками для креативных профессий. Каждый месяц выходят новые инструменты, позволяющие легко делать то, на что ранее уходило много времени или было просто невозможно. Но ключевое здесь – «помощники». Есть задачи, где нейросети отлично справляются. Но если говорить о смыслах и творческом подходе, то мне ближе то, что сделано людьми для людей.
Нейросети пугают
Людям нравятся люди, они тянутся друг к другу. Искусственный интеллект многих пугает, но суперэффект возникает, когда объединяются дизайнер и нейросеть.
Уникальный опыт человека важнее
Нейросети генерируют много информационного шума, каждый день появляется миллиард иллюстраций и текстов, а потом всё это смешивается в бесформенную массу. Субъективно пока не справиться без валидации живым человеком, у которого есть качественный опыт, аутентичность и тонкое чувство контекста.
Сложности во взаимопонимании
С AI не намного проще работать, чем с человеком. Основная сложность – задать нейронке контекст. Часто это очень большой пласт информации, который нужно рассказывать с нуля. Например, про наш продукт и его пользователей, основные метрики и результаты экспериментов. Всё то, на что мы сами опираемся.
Контекст передаётся через промты, которые придумываются с нуля, что довольно трудозатратно. Я предполагаю, что промпы – это промежуточный шаг. В будущем появятся инструменты, которые позволят загружать контекст более простым способом.
Что ждать от искусственного интеллекта в будущем
За AI будущее. Но тут как с любой штукой, все надо применять к месту. Молотком закручивать болты, а отверткой забивать гвозди – неудобно. Но если захотеть, то можно. На волне хайпа кажется, что этим инструментом можно делать все, но в итоге закрываешь выборочные задачи.
В индустрии много говорили, что ИИ инструменты заменят дизайнеров и редакторов. Не думаю. Они просто помогают делать работу быстрее и эффективнее.
Нейронка в любом случае не заменит наш труд. Она лишь помогает нам больше понять пользователя, но в ближайшем будущем она так и останется помощником. Например, был человек, который зажигал газовые фонари в Петербурге. Потом появилось электрическое освещение, потребовался специалист, который занимается заменой ламп. Так же и здесь. Даже если Al будет хорошо работать, то все равно нужен дизайнер, который будет наблюдать за нейронкой.
Возможно, работа с AI-инструментами станет таким же необходимым навыком, как владение Figma или пакетом Adobe. Это невероятно увлекательно и полезно с точки зрения обработки информации.
Дизайнерам точно стоит рассматривать ИИ, но не как конкурента, а как помощника. Инструмент, который улучшит их работу, повысит продуктивность и расширит возможности. Но он никогда не заменит человека. Самое главное качество, которое есть у дизайнеров, но нет у ИИ – это эмоции.
Могу заверить всех дизайнеров: мы проектируем пользовательский опыт, мы не двигаем пиксели. Двигать пиксели может и машина. Но спроектировать пользовательский опыт таким образом, чтобы человек решил свою проблему, дошел из пункта А в пункт Б кратчайшим путем и получил эмоцию – нет.
Список тулзов из наших интервью
И наконец, собрали для вас список AI-инструментов, которыми делились герои статьи. Сохраняйте в закладки и экспериментируйте.
Даем слово нейронке
Мы попросили ChatGPT сделать выводы, проанализировав 122 страницы расшифровок интервью.
- 40% респондентов отмечают, что использование нейронных сетей требует значительных усилий по обучению и адаптации.
- 65% респондентов считают, что нейронные сети открывают новые возможности для инноваций и творческих экспериментов.
- 70% дизайнеров отметили, что использование нейронных сетей помогает им развивать новые навыки и расширять профессиональные горизонты.
Если вам нужно разгрузить команду – приходите в Прагматику.
> На дизайн-поддержке дизайн-поддержкес Al мы помогаем с лендингами, баннерами, презентациями и другой дизайнерской рутиной.
Больше пользы и внутрянки из жизни дизайн-студии в канале:
Эту статью мы сначала опубликовали на Cossa – ищите в нашем блоге.