Идеальное техзадание — миф или реальность?
Привет!
Сегодняшняя встреча об одной из самых больших болей дизайнера - ТЗ.
Что это, зачем оно, почему без него никак - об это сегодня и поговорим.
ТЗ - это техническое задание. На вики вы найдете сложный термин, который легко перефразировать - это ответы заказчика на вопросы дизайнера о будущем проекте. В идеале - в письменном виде.
Спустя 7 лет работы я пришел к тому, что без тз я не начинаю работу даже над картинками в посты своих постоянных клиентов. Может показаться, что у меня паранойя, но нет. Чаще всего после фразы "мне надо красивенько и чтоб как остальные посты" поступает примерно миллион правок и на обычную картинку тратится, порой и три часа.
Зачем нужно тз?
Облегчить жизнь дизайнеру, заказчику, а возможно и менеджерам, которые стоят между ними. И чтобы зафиксировать все, что нужно для будущего проекта. Получив готовое тз - все участники работы над проектом будут знать, что должно получиться в конце.
Не нужно бояться тз.
Многие начинающие дизайнеры (я тоже) испытывали физическую боль при упоминании наличия тз или брифа. По мнению дизайнеров, это долго, мутно и внутри куча непонятных переменных.
Заказчики, бывает, тоже пытаются избежать тз, "ведь задача не сложая и дел на пять минут". В таком случае задача дизайнера - объяснить, что это не 7 кругов ада, а задокументированные хотелки заказчика.
Что должно быть в тз?
Многие тз строятся по одному принципу, имея небольшие различия, зависящие от формата работы дизайнера или студии.
Я расскажу вам на примере своего. У меня Техническое Задание состоит из двух частей - брифа и мудборда.
Бриф - в очень простом понимании - анкета уточняющих вопросов о вашем бизнесе или проекте. В нём заказчик отвечает на такие вопросы:
- Знакомство (как называется фирма, почему такое название, как давно существует проект, география работы проекта, есть ли сайт)
- ЦА (какая она у вашего бизнеса, в словестных портретах)
- Что делаем? (логотип, визитка, сайт итд)
- Какие эмоции будет вызывать проект? (радость, дружелюбность, уверенность итд)
- Информация о конкурентах
и еще немного вопросов, но уже о визуальной составляющей:
6. Формат и стиль проекта
7. цветовые гаммы
8. примеры удачного дизайна (на взгляд заказчика)
9. Где еще будет применяться разработанный дизайн (от визиток и до автомобиля)
Также, я считаю важным уточнить, сколько в проекте лиц со стороны заказчика, принимающих решение. ЛПР.
Это вопросы, касающиеся брифа. В моем тз есть еще Мудборд.
Мудборд - это превью будущего дизайна. Создан, чтобы помогать презентовать и согласовать визуальные составляющие вашего проекта.
Мудборд - это визуальная карта того, как будет выглядеть ваш проект. Изначально мудборды используют, как доски вдохновения или настроения. Я, исходя из пожеланий клиента, прикидываю, как бы мог выглядеть проект, нахожу в интернете хорошие примеры моего видения и представляю клиенту.
Такая карта прикладывается к тз.
По итогу мы получаем тз, которое состоит из двух вполне понятных частей:
- заполненной анкеты с хотелками - брифа
- визуальной карты, чтобы иметь представление о проекте - мудборда.
Как понять, насколько идеальное тз?
По количеству правок, которое вы отправите дизайнеру. Чем их меньше - тем лучше было составлено тз, тем лучше вы с дизайнером поняли друг друга.
Подведем итог:
Что должно быть в тз:
1. Заполненный бриф с
- Информацией о клиенте и проекте
- Предмет работы
- Информация о конкурентах
- цвет, стиль, примеры
2. И мудборд - визуальная карта будущего проекта.
Если вам интересно, вы можете заполнить мой бриф на логотип. По нему я составлю вам мудборд - вместе представим, как бы выглядел дизайн (или редизайн) вашего проекта. Сейчас он выглядит иначе, но все такой же классный.
бриф (укажите в графе «имя» — «Имя, хочу мудборд»):
Хорошего дня!
Задать вопрос: Руслан вконтакте
Заказать дизайн: Руслан на сайте
Заценить портфолио: Руслан в бехансе