«Тексты в дизайне — не до и не после»: алгоритм работы с текстами в заказной разработке
Вы читаете конспект выступления Алексея Бородкина на онлайн-конференции UX Марафон про тексты.
На марафоне Алексей поделился методиками работы с текстами, которые он наработал за годы работы в агентствах по созданию цифровых продуктов, в том числе в Notamedia.
Любите красивые и полезные ресурсы про дизайн? Загляните в UX Journal 😉
Чтобы не пропускать новые конспекты и подборки, вступайте в группу на Facebook.
Что важно заказчику, который приходит в агентство:
Как правило, заказчик приходит в агентнство с какой-то конкретной бизнес-целью и набором задач, которые будет решать сайт или интерфейс. К сожалению, в итоге все часто сводится к красивым картинкам.
Продвинутые заказчики заморачиваются хорошим UX, или — реже — делают акцент на технологиях.
И оооочень маленький процент заказчиков уделяют внимание текстам. В результате, работа с текстом выходит на второй план.
Неправильные подходы к текстам
- “Вы нам все нарисуйте, а тексты будут потом” — фактически, с таким отношением дизайн — это работа вслепую.
- “Все тексты у нас уже есть, ваша задача — просто их обрамить. Только ничего не меняйте, все уже утверждено, даже Серафим Петрович, председатель правления, все уже завизировал!”— здесь дизайнер вынужден впихивать талмуд текста в какие-то более-менее осмысленные пользовательские сценарии и интерфейсы (о которых автор текста, скорее всего, даже не задумался)
Правильно: «Тексты не до и не после»
Конечно, идеальный вариант — когда в начале проекта по разработке сайта/интерфейса есть базовый контент, на который можно опереться, чтобы понять логику и структуру материала, но который можно менять в ходе проектирования.
Если готового контента на старте не было, Алексей с командой составляли контентное задание. Это текстовые документ, который включает в себя, по сути, ответы на вопросы:
- Что мы хотим сказать пользователю
- Где, в каком контексте, мы хотим это сказать
- Как мы это рассказываем (логическое ударение, стиль, голос)
- ЦУ для копирайтера (например, “здесь хорошо бы перечислить 4 преимущества вашего продукта)
По этому контентному заданию копирайтер писал первую версию текстов. Тексты подставляли в дизайн, “примеряли” и прорабатывали параллельно с дизайном.
Когда копирайтер и дизайнер работают над проектом параллельно, получается этакий процесс «самоопыления».
Когда проект готов, ребята также составляли контентный гайд — руководство по правильной работе с текстами. По структуре он напоминает контентное задание и отвечает почти на те же вопросы:
Контентный гайд — это своеобразный залог того, что будущие копирайтеры не “испортят” проект, когда он будет в свободном плавании :)
Конечно, для реализации такого подхода в агентстве желательно иметь штатного копирайтера. От специалиста на фрилансе сложно ожидать той же степени ответственности и погружения.
Есть и другие помехи “самоопылению”: это может оказаться слишком долго и муторно. Иногда элементарно не хватает людей. К тому же, крупным клиентам часто наплевать на контент.
Тем не менее, Алексей подчеркивает, что контент — это неотделимая часть интерфейса. Нет, даже так:
“Текст — это лучшая часть интерфейса. Именно благодаря тексту человек понимает, с чем он имеет дело. Текст направляет его в правильное русло, а окружающий интерфейс всего лишь расставляет акценты”
Еще несколько советов по работе с текстами:
- Текст нужно проектировать. Первая версия текста может просто укрупненно передавать суть. По мере детализации дизайна, можно прорабатывать и тексты.
- Текст тоже подчиняется законам UX. Например, “закон Миллера” (7±2) можно применить и к тексту: в одном смысловом блоке текста должно быть столько информации, сколько человек может запомнить.
- Тексты надо создавать параллельно с интерфейсом. Это про то самое “самоопыление”.
- Тексты надо исследовать, проверять, тестировать. Все исследования и тесты, которые мы делаем для интерфейсов, актуальны и для текстов.
- Тексты должны быть согласованными. Стиль и голос бренда должны звучать одинаково и на сайте, и в приложении.
- Места под тексты должны быть адаптивными. Например, если в интерфейсе есть форма ввода имени, стоит попробовать ввести не только длинные имена (Констрантин Константинопольский), но и короткие (Ян О). Здорово, если тексты будут выглядеть красиво, независимо от длины.
- Сервисные сообщения — это важно. Часто бывает, что тексты в интерфейсе отточены, а до сервисных сообщений руки не дошли. В итоге их пишет админ, уж как получится. А ведь именно в момент возникновения ошибки пользователю как никогда нужна ваша помочь и инструкции.
По своей сути, текст не так уж и далек от графики. Текст — это символьный язык, которым мы передаем некий смысл.
Читателю не важно, с чем он взаимодействует: с картинками или с текстом. В его голове оседает смысл.