Как мы создали закрытую онлайн-платформу для обучения за 50 дней: о подходе к дизайну и функционалу
Необычный кейс Uprising Agency — студии разработки и дизайна. Об участии в переходе в «онлайн» проекта, который множество лет собирал людей на двухнедельный очный курс.
Вкратце о себе: агентство Uprising формально было создано в первую волну коронавируса, но в сути своей существовало задолго до этого. Разве что раньше у нас не было названия и логотипа. Мы занимались разработкой и дизайном давно — сначала исключительно на нашем первом проекте Bash Today (сервисе бронирования площадок под мероприятия), затем начали появляться сторонние проекты, которые интересовались нашей экспертизой в этом вопросе.
Так, когда с первыми лучами самоизоляции наш основной бизнес — Bash Today — на время перестал функционировать, мы начали искать новые возможности и вернулись к относительно «старой» идее — открыть свое агентство разработки и дизайна.
Кейс, который стал настоящим челленджем
Этот заказ не был для нас первым, но в какой-то мере стал одним из самых значимых — именно этот «вызов» стал для нас отправной точкой к пониманию, что мы как слаженная команда можем все.
Дано:
Существует правовой «think-tank» — Центр международных и сравнительно-правовых исследований (ЦМСПИ), который каждый год проводит Летнюю Школу по международному публичному праву.
Обычно это выглядит так: порядка 35 слушателей из СНГ (как состоявшиеся специалисты — преподаватели, сотрудники юридических фирм, государственных органов, так и те, кто только окончили бакалавриат), собираются на две недели в Москве послушать лекции от всемирно известных юристов, ведущих ученых и практиков в этой области из разных стран (Великобритания, Голландия, Германия и т.д.).
Тем, кто увлекается данной тематикой, об уровне ответственности нашей задачи могут рассказать имена спикеров: сэр Майкл Вуд, Алина Мирон, Манфред Даустер, Филиппа Вэбб, Роман Колодкин, Седрик Рингаерт, Владимир Тарабрин.
Несмотря на то, что Летняя Школа должна была пройти в августе, когда ограничения уже смягчили, руководство ЦМСПИ решило не рисковать здоровьем участников. К тому же, далеко не из всех стран существовала возможность приехать в Москву.
Цель:
Создать с нуля закрытую образовательную платформу на английском языке, которая должна содержать в себе все необходимые аспекты для удобной и продуктивной работы во время Летней Школы.
Основные задачи платформы:
- координация слушателей (32 человека), экспертов (7 человек) и администрации (8 человек);
организация продуктивного взаимодействия — расписание и подключение к видеоконференциям, инструменты для работы по программе, хранение необходимых файлов, оповещение пользователей, общение с администрацией, подключение к электронным ресурсам и т.д.;
- создание площадки для нетворкинга, возможность добавлять данные о каждом из участников, в том числе видеовизитки.
Срок:
50 дней
На самом деле этот кейс стал челленджем не только для нас, как агентства дизайна и разработки, но и для самого ЦМСПИ, потому что до нас они обращались к нескольким командам, но им везде отказывали из-за очень сжатых сроков.
Дизайн
После всех обсуждений и уточнений мы начали первый этап — создание дизайн-макетов страниц. Мы понимали, что здесь нам важно не только удовлетворить потребности заказчика, но и создать для себя хороший кейс в портфолио, ведь на первых порах работы агентства каждый заказ — «визитная карточка» для следующего.
Три кита создания дизайн-макетов
То, на что мы опираемся при их создании для любого заказчика
- Тематика проекта
Безусловно, это накладывает свой отпечаток. Одно дело, когда нужно создать дизайн для страниц сайта о бронировании площадок для мероприятий, где можно не стесняться ярких цветов, веселых картинок и смелого дизайна, и совершенно другое — когда речь идет о тематике правового think-tank, которая подразумевает консервативность и инновационность одновременно.
Юридическая тема и средний возраст слушателей (33 года) и экспертов (40-60 лет) определили для нас дизайн как аскетичный, практичный и лишенный всякой «мишуры».
- Наше видение
Мы как агентство имеем свое четкое видение относительно дизайна интерфейсов. Минималистичность и функциональность мы всегда ставим во главу угла — ведь когда wow-эффект от дизайна пройдет, у человека всегда остается действие, которое ему надо совершить. И чем проще ему будет его совершить, тем лучше.
- Глубокое исследование рынка
Без изучения уже существующих реализованных проектов невозможно создать что-то новое и цепляющее. Здесь как с изучением истории человечества — знание ошибок прошлого позволяет не совершать их в будущем, а понимание действующих процессов позволяет не просто переносить их в свою работу, но и улучшать, развивать их.
К тому же, это отличный способ погружения в тематику проекта для более глубокого понимания процессов. Речь никогда не идет о «копировании» проектов — это изучение старого для создания поистине нового.
Процесс работы над дизайном платформы
Главным пожеланием заказчика был интуитивно понятный интерфейс — подходящий и удобный для пользователей любого возраста (от 20 до 60 лет) и помогающий достигать цели в несколько кликов.
Для реализации этих пожеланий была выбрана концепция dashboard’а. Наглядная визуализация расписания, реестр уведомлений, мгновенное отображение показателей в реальном времени — это лишь некоторые преимущества данного типа дизайна.
С точки зрения дизайна, Летняя Школа — это классический информативный деловой dashboard-дизайн, базирующийся на уже проверенных нами наработках 2016…2017 гг., но под 2020 год.
Проработка идеи, исследование
Одним из главных референсов или «идейных зёрен» будущего дизайна послужил промо-ролик ЦМСПИ (посмотреть его можно здесь).
Белый, воздушный, минималистичный, деловой, архитектурный, геометрически абстрактный, будто выполненный из гипса. Подобная визуальная стилистика на Западе называется «Clay style». Она отсылает к Скандинавскому минимализму, конструктивизму и утилитарной функциональности — что логически пересекается с сутью юриспруденции: нейтральностью, беспристрастностью, точностью и торжеством сухих фактов.
Саммари из нескольких элементов дизайн-макетов интерфейса
Вдохновившись этой воздушностью, мы решили сделать белый минималистичный интерфейс с мелкими вкраплениями фирменных цветов из логотипа «ЦМСПИ»:
красный
- жёлтый
- синий
- зеленый.
На момент создания дизайна мы ещё не знали, что эти четыре цвета символически отображают базовые оттенки, встречающиеся в мировых флагах (концепия глобальности и объединения). Мы узнаем этот нюанс значительно позже, уже после запуска Летней Школы. Но на тот момент мы обыгрывали эти цвета в дизайне без какой-либо смысловой привязки, в основном делая упор на утилитарность значения: красный — важное, зелёный — новое, жёлтый — дополнительное, синий — вспомогательное.
Визуальным дополнением интерфейсам, плиткам, полям и кнопкам послужили «Clay style» иллюстрации и фотографии: белое, гипсовое, стерильное; со статуями, колоннами, куполами в стиле Конгресса США; серьёзное, деловое, юридическое, не тратящее время, сухое и конкретное. Также вдохновением послужили трендовые dashboard’ы топовых агентств ↓
Референсы, которые вдохновили нас на создание интерфейса Летней Школы
Как мы уложились в столь короткий срок
Подобные образовательные платформы в сфере юриспруденции — огромная редкость. Например, мы до сих не встречали чего-то подобного из России или стран СНГ. Несмотря на отсутствие качественных аналогов, мы успели сделать проект в срок — одной из главных причин этого было наличие огромного опыта за плечами и массы готовых наработок из других проектов, в дизайне мы использовали паттерны разных из них.
Говоря откровенно, для меня в этом проекте не было ничего нового. Это было скорее закреплением навыков и знаний, полученных в течение 10-летнего опыта.
Функционал платформы
Одновременно с подготовкой дизайнерских решений, шла плотная работа над другими важными составляющими проекта — мы продумывали и реализовывали основной функционал. Здесь большую роль сыграли сжатые сроки и умение приоритизировать — нужно было вычленить наиболее важные для функционирования платформы страницы и идти в дизайне и разработке «от более важного к менее».
Приоритезировать и упрощать. В сжатых сроках важно не распыляться на приятные дополнительные мелочи и функции. Потому что они дополнительные. Вначале делается то, что лежит в основе базовых пользовательских сценариях использования платформы. Это первый приоритет.
Далее уже улучшения и дополнения, сколько успевали. Например, пользователи могли оценивать прошедшие занятия с преподавателями, это было реализовано сразу. Вывод же этих данных и инструментария аналитики в администраторскую панель был реализован в буфере времени, которое останется после реализации core фич.
Расскажем о самых важных страницах и их интересных деталях подробнее:
Личный кабинет и профиль пользователя
Они были трех типов — для слушателей, для экспертов и для администрации Летней Школы. Важно было сделать их такими, чтобы при схожем наборе вводимых данных пользователями, можно было с легкостью отличить, где профиль слушателя, а где профиль эксперта.
К тому же, каждый профиль должен был содержать оптимальное количество информации — не быть перегруженным, но при этом давать достаточно полное представление о пользователе.
Особым требованием было создание возможности для слушателей скрывать свою личную информацию. Наприме, они могли оставить свои данные открытыми для администрации и скрыть их от других слушателей.
Расписание
Эта страница стала не просто «доской объявлений» о ближайших лекциях, занятиях и академической нагрузке, расписание выполняло роль настоящего координирующего инструмента.
Каждая заполненная ячейка в расписании, будь то лекция, семинар или «внеурочное» занятие, имела свою ссылку, которая вела на виртуальную комнату, где это мероприятие проводилось. Здесь было важно учесть нюансы: например, для проведения лекции и сессии «вопрос-ответ» после нее были необходимы разные комнаты.
Ко всему прочему, расписание должно было быть динамичным: то есть не статичной таблицей, созданной нами изначально, а живой структурой, куда впоследствии администрация регулярно добавляла новые мероприятия — одним из таких, например, была встреча в онлайн-формате для всех участников, где были представлены все эксперты и администрация, чтобы слушатели знали, к кому обращаться в случае возникновения вопросов.
Библиотека
Для учебников, научных статей, сопутствующих и иных материалов, в том числе эксклюзивных от экспертов Летней Школы, нужно было создать некую удобную платформу как для загрузки этих файлов, так и для их скачивания/прочтения.
Помимо этого, были некоторые внешние электронные ресурсы и базы данных, которые в рамках Летней Школы предоставляли слушателям доступ к своим материалам — например, Cambridge Law Journals, HeinOnline, Westlaw International, The ICC Digital Library и другие. Слушатели могли искать там актуальные статьи или научные публикации по заданной тематике. Помимо этого у них была возможность делать запрос в библиотеку ЦМСПИ. Нашей задачей в данном случае было подсветить этот аспект — доступно и наглядно показать пользователю, что они могут воспользоваться такой привилегией.
Дашборд
Страница, которая аккумулировала все наиболее важные и насущные вопросы во время обучения. Здесь слушатель мог увидеть, какие домашние задания нужно сделать, сколько занятий будет сегодня.
На дашборде отображались все уведомления — в любой момент можно было изучить актуальные обновления или возможные изменения в расписании. Отсюда же можно было присоединиться к текущему уроку — это удобнее и быстрее, чем искать нужный в расписании, если слушатель, например, немного опаздывает.
Система уведомлений
Для того, чтобы все взаимодействие могло происходить через платформу, мы реализовали уведомления (визуализацию можно увидеть выше, на иллюстрации «Дизайн-макет Дашборд»). Администрация таким образом напоминала о мероприятиях, рассылали опросы и сообщали о каких-либо изменениях в учебном процессе.
Из интересного по проекту
Несмотря на то, что все обучение происходило онлайн, администрация Летней Школы, ввиду всей серьезности преподаваемой тематики и подхода к обучению, строго следила за посещаемостью занятий, для чего мы создали так называемый «электронный журнал». Сертификат об окончании обучения могли получить не все — для этого нужно было посетить определенный процент лекций и семинаров.
Оценки самим слушателям не ставились, а вот они как раз могли оценить работу эксперта. В данном случае это, конечно, не было оценкой знаний, а лишь уточнением, насколько материал был полезен и интересен — это использовалось для внутренних целей, в том числе для подготовки к будущим Летним Школам.
Результаты работы
За 50 дней мы смогли создать с нуля и запустить в работу не просто дизайн-концепцию или сайт, а обширную образовательную платформу, где была налаженная функциональная взаимосвязь с Zoom, удобная система управления контентом и все возможности для организации полноценных занятий — как для слушателей, так и для экспертов — без оглядки на слово «онлайн».
Все две недели проведения Летней Школы мы круглосуточно поддерживали платформу и очень рады, что все наши старания окупились с лихвой — платформа получила прекрасные отзывы слушателей, администрации и экспертов Летней Школы по международному публичному праву — 2020.
На данный момент мы ведем переговоры с заказчиком на тему развития этой платформы и планируем к 2021 году добавить много новых интересных фишек — например, чаты для переписки, видеочаты 1 на 1, а главное — создание мобильного приложения.
В чем секрет такой быстрой и слаженной работы команды? В желании сделать, во что бы то ни стало, и опыте каждого человека, кто был причастен к этому проекту — именно эти два фактора сыграли здесь решающую роль.
Мы очень довольны результатом, тем более если учесть сжатые сроки и объём работы. Команде Uprising Agency удалось решить непростую задачу: предложить современное и практичное решение, визуально соответствующее образу Центра международных и сравнительно-правовых исследований.
Начнешь читать, так там великие умы бились за то, чтобы сделать очень полезную платформу продуманно и удобно. Присмотришься к макетам и видишь, что джун-дизайнер взял макет с дриббла и поменял там текст на тот, что в ТЗ, вставили в презентацию, продали и ебись оно эвкалиптом.
Особенно заметны ляпы типа первой вкладки "профиль", на которую будешь попадать каждый раз. Зачем? О сценариях использования вообще думали?
Елена, безусловно, визуальные решения в современном мире перетекают одно в другое (это видно даже по работам самых именитых дизайнеров на том же дриббле), но заверяем Вас - все макеты эксклюзивны на 100% и созданы вручную. Конечно, мы вдохновились работами других, но копирования и плагиата здесь нет. Иначе зачем мы бы описывали данный кейс?)
Но Вы совершенно правы насчет вкладки "профиль", мы тоже заметили эту оплошность, но в спешке не поправили - гораздо правильнее было бы разместить в верхнем левом углу "домик", потому что дашборд в данном случае важнее профиля, а именно туда, в левый верхний угол тянется рука :)
Спасибо за комментарий! Мы всегда рады конструктивной критике. И, кстати, были бы рады видеть настолько внимательного к деталям дизайнера в своей команде 😉
Кстати, в реализованном варианте платформы мы оплошность исправили - в левый верхний угол встал тот самый "домик", который вел на дашборд :)
Комментарий недоступен
Очень приятный дизайн! Успехов и в дальнейшем! 🙂
Хорошая работа 👍 Следовало бы еще учитывать доступность и проверять цвет на контрастность. Уверен что ваш серый не проходит стандарт WCAG
«Приоритизировать» пишется через «и», несмотря на «приоритет».