Почему в веб-дизайне настает пора mobile-first
Вся виртуальная вселенная в твоем кармане. Теперь для доступа к любому онлайн-сервису и сайту достаточно шести или семидюймовой коробочки. Невероятно… Что еще не все веб-дизайнеры и студии живут по новым правилам экосистемы: на первом месте mobile, а только потом десктоп.
Как мобайл стал главным?
Прошло уже больше одиннадцати лет с того момента, когда Google сообщил о переориентации поисковой системы (а вместе с ним и всего интернета) на мобильные устройства. Затем еще через шесть лет мы впервые услышали о mobile-first индексе.
Mobile-first предполагает, что первыми GoogleBot по умолчанию будет осуществлять проход мобильных версий веб-страниц, а только потом десктопных.
Но запуск нового типа индексации еще незакончен. Даже сам Джон Мюллер (главный специалист Google по связи с вебмастерами) не раз упоминал, что для перевода сайтов на mobile-first потребуется несколько лет.
К декабрю 2018 г. на мобайл-первый индекс было перенесено около 50%, проиндексированных в Google веб-страниц.
Первоначально планировалось, что полный переход завершится к сентябрю 2020 г. Затем из-за глобальной пандемии сроки перенесли на март текущего года.
Согласно внутренней статистике Google, в марте 2020 г. более 70% сайтов уже индексировались с помощью mobile-first.
Всемирная паутина постепенно начала становится мобильной не только под давлением могучего поисковика. Переориентации интернета способствовали, прежде всего, сами пользователи, которые стали чаще выходить в Сеть через мобильные устройства.
В 2018 г. доля мобильных пользователей от общей интернет-аудитории достигла 52%. На данный момент более 51% всего объема трафика генерируют мобильные юзеры. Падение показателя мобильности Сети на 1-2% может быть связано с глобальной пандемием и самоизоляцией.
При этом большая часть человечества предпочитает использовать смартфоны и планшеты не только для интернет-серфинга, но и для приобретения товаров и услуг. О чем свидетельствуют наши собственные замеры.
Например, сейчас SEO-специалисты, как нашей компании, так и другие агентства трудятся над продвижением интернет-магазина мебели. Но кто бы мог подумать, что даже столь немобильные товары, как мебель, пользователи предпочитают заказывать через мобильные.
И с магазинами аксессуаров обстоит такая же ситуация:
Более 70% сеансов посещения мебельного интернет-магазина приходится на мобильную аудиторию.
Mobile-first дизайн
Раньше было так: набрасывается дизайн десктопной страницы, а затем с помощью float или flex адаптируется под мобильные устройства. Теперь все изменилось. Глупо сначала создавать страницы с интерфейсом для ПК, если Google все равно проиндексирует мобильную версию сайта. Из признания этой «глупости» и родился мобайл-первый дизайн. Почему он:
✅ Подходит для всех типов устройств – пользовательские интерфейсы для мобильных создаются с учетом ограниченного пространства экранов смартфонов и планшетов. Поэтому их легче адапатировать под большие по размеру мониторы ПК.
✅ Повышает эффективность SEO-продвижения – Google отдает предпочтение мобильным страницам (см. выше).
✅ Позитивно сказывается на UX сайта и показателях его посещаемости – чаще всего мобильный UI реализует принцип progressive enhancement (прогрессивной деградации).
Тем не менее у mobile-first дизайна есть один существенный минус – ограниченные возможности представления контента. Поэтому при реализации данного подхода следует тщательно подгонять объемы содержимого под узкие рамки мобильных экранов и сделать как можно более доступной важную для пользователей информацию.
Только зарождается
Странно, но Google не настаивает на обязательном использовании мобайл-первого подхода в веб-дизайне. Поисковик даже не упоминает напрямую о нем в рекомендациях, которых следует придерживаться при подготовке сайта к переводу на mobile-first индекс. Все это говорит о том, что принцип приоритетности мобайла в веб-дизайне только зарождаются. Хотя еще не вечер, и, возможно, уже через год Google будет требовать от ресурсов следованию этому принципу…