Почему вы не сможете стать дизайнером
Довольно много людей и компаний активно спекулируют мыслью, что любой человек способен стать кем-то, кем он ранее не был. «Нужно лишь захотеть, перестать быть прошлым собой и стать новой лучшей версией себя» (типа Тони Роббинс). В течении многих месяцев общения с коллегами из разных компаний (зеленых, красных и прочих), нам совместно удалось сформулировать основные тезисы, почему в дизайне так вот не получится. И получится ли где-либо ещё?
Быть, а не казаться
Начнём с очевидного. Дизайнер — это в первую очередь человек. В первую очередь это член социума, гражданин, биологическое тело — и уже потом всё остальное. И вот это человеческое мы и перестали видеть в дизайнерах, пытаясь автоматически заменять личность — на функцию. И абстрактная функция, разумеется, может стать в одночасье и такой, и эдакой, вывернуться туда и обратно, нужно только поменять вводные.
В этом мире абстракций и начинает казаться, что купив месячный/годовой курс, или же набрав менторов, коучей и прочих воспитателей, можно модифицировать любого человека в дизайнера. Что можно научить системности, упорядочиванию, отсеканию всего лишнего и тяге к эстетике любого и каждого.
Давайте же системно исследуем эти убеждения и поймём, что же с этим не так. С одной стороны, чисто биологически человек обновляется целиком и полностью за гораздо более длительный срок, есть даже миф про полностью обновлённую версию себя через каждые 7 лет (ниже ссылка на более подробную статью про это)
Далее я часто спрашивал себя и своих коллег по цеху:
В какой момент мы решили, что дизайн и реальная жизнь не пересекаются? Кто и когда нас убедил, что есть одна реальность, в которой деньги, конкуренция, быт и обычные смертные люди — и отдельно существует вселенная розовых пони с волшебными макетами (обязательно в компонентах и используя Variants), которые обладают сказочными навыками роста конверсии и делающими ВЖУХХ вашему бизнесу?
Мне довелось нанимать и работать с десятками различных дизайнеров, и в реальности истории магического роста в профессии и волшебного скачка в скиллах на самом деле выглядели крайне прозаично:
Один будущий арт-директор начал свой карьерный рост с того, что с детства просто делал крутые фигурки вселенной Warhammer. Ему еще до изобретения фигмы и появления первого айфона уже нравилось раскрашивать, оформлять, полировать пластиковые фигурки, доводя их до совершенства. Ещё не просмотрев ни одной презентации про дизайн-системы, он уже систематизировал своё войско, выделяя типовые визуальные приемы для разных рас, родов войск, воинских званий, заведя библиотеку из визуальных кодов для своей армии. Просто потом в какой-то момент он добавил к этим своим многолетним скиллам из детства — еще и Фигму. Стал ли он дизайнером?
Да он им родился. Просто всю жизнь был крутым арт-директором боевых фигурок, а теперь стал тем же — но в банке. Изменился ли он, стал ли он кем то, перестал ли он быть кем-то?
Стал бы он кем-то другим, изменился бы внутренне, если бы вместо Фигмы освоил дизайн интерьеров, или рисование аниме, или кондитерское оформление тортов? Ничуть, мы те — кто мы есть.
Ещё такой же абсолютно реальный пример из жизни. Одна суперкрутая сейчас продуктовая дизайнерка — с младых ногтей дизайнила свое тело. Приседания, бег, кросс-фит всегда были в её жизни, так она кропотливо, пиксель за пикселем дизайнила саму себя, тысячами правок и итераций, с нарастающим упорством. Не посещая выходные в Суздале или даже не подписавшись на инсту Лампаса, в ней дизайн жил всегда.
И вдруг узнала про Фигму, и стала качать её ровно также, как она всю жизнь качала пресс. И все восхитились:
Уау, посмотрите, оказывается даже из фитнесс-тренера можно стать одним из лучших дизайнеров в компании!
Стать? Просто посмотрите хотя бы раз на её тело и потом на свои заплывшие на карантине фигуры. Да она всегда была дизайнером, ее опыт в дизайне тела исчисляется десятком лет. А компоненты и подбор цветовой гаммы — это просто еще один инструмент, новый цифровой молоток для того же самого процесса, который она освоила с рождения.
Итак, мы те, кто мы есть. Мы производная от наших родителей, друзей, привычек, образования и жизненного опыта. И распознать в нас наличие или отсутствие дизайнера можно мгновенно, причём вообще без портфолио и тестовых заданий. Нужно лишь задать соискателю несколько вопросов:
Как он отрисовал свою жизнь, из каких компонентов собирал собственную судьбу, свой быт и свой распорядок дня? Как он дизайнит свой досуг?
Что такое саморазвитие для человека: здоровое питание, плавание, походы в горы, коньки и сауна? А может бесконечные ночные посиделки с такими же «творческими уникалами» в барах с алкоголем, скромно именуемое общением? Какое общение для него ценно и как он отличает бесполезный трёп — от эффективного, развивающего себя диалога с товарищами?
Эти простые осознанные вопросы будут полезны не только на собеседованиях, но и к себе самому. И ответ на них должен быть дан честный, не в угоду той или иной повестке, не ради победы старой или новой этики, не с целью ретуширования себя.
Эти ответы — просто констатация факта: что всё есть одно, и макеты в вашей команде будут ровно такими, каков есть сам дизайнер, потому как яблоко не может упасть далеко от яблони.
И вот именно то, как он живет сейчас — так и будет потом развивать дизайн в вашем проекте/команде. Пьяные разговоры по пятницам в барах — или трезвые осознанные поступки? Абстракции и обещания на слайдах, или во главе всего будут стоять реальные метрики роста своего бицепса и уменьшения талии? Систематизация своих пластиковых войск по родам и чинам, или заваленная крошками от еды клавиатура?
И всё сразу станет понятно.
Путь в никуда из ниоткуда
Выкристаллизовав опыт множества своих коллег и друзей (не только из сферы дизайна, но и из строительства, нефтянки и кулинарии), можно с уверенностью сделать следующие выводы:
Никто никем не становится. Никто ни во что не превращается. Ты просто с самого рождения делал что-то более удачно, а другое — с меньшим интересом и желанием. Потом ты мудреешь, начинаешь анализировать себя и всё чаще и с большим эффектом стараешься тратить время и силы на то, что у тебя изначально удавалось лучше, и всё меньше тратишь время на то, что тебе не по душе, минимизируя свои фейлы и увеличивая количество успехов тупо за счёт перераспределения усилий.
Я вот, например, не люблю и не умею водить автомобили. Никогда к этому не тянулся, меня всегда воротило от автопрома в целом. Как думаете, сколько часов в день я провожу за баранкой в пробках на 3-м кольце?
Нисколько, зачем мне силой превращать себя в шофера, ведь я никогда не проявлял ни малейшего устремления к этому роду деятельности. Мы те, кто мы есть.
Я с детства обожал командные виды спорта. Выработка совместной стратегии, тактическая расстановка сил на площадке, работа простив самого слабого (или низкорослого противника) — это всегда был мой океан, в котором я ощущал себя как резвящийся дельфин. И чем же я занимался на каждой своей работе, от ведущего инженера вагонного хозяйства до технического писателя?
Правильно, создавал ударное звено, тактику нападения и подстраховок в защите, оперативно формировал резерв для тактических замен на концовку, тянул за собой в атаку молодых и открыв рот прислушивался к ветеранам.
Даже сейчас, говоря о том, что мы в команде развиваем коммьюнити, я подразумеваю не пятничные посиделки с вином за разглядыванием чужих макетов, а глобальную прокачку всего Figma Community, куда мы с коллегами регулярно выкладываем свои наработки и советы, делимся своими компонентами и идеями именно там, откуда больше всего и черпаем помощи и плагинов в ответ.
Вот тут уже мой персональный вклад в общедизайнерское коммьюнити, для всех и каждого и пусть никто не уйдёт обиженным, подписывайтесь: figma.com/@nemerich
А что по другим профессиям? И можно ли в одночасье стать президентом?
Есть гипотеза, что выведенный постулат про то, что дизайнером невозможно стать, применим вообще везде.
Ищете кладовщика с системным подходом? Посмотрите на его рабочий стол, на его рабочее место. Заваленный жратвой и заклеенный стикерами стол в 100 случаев из 100 скажет вам о том, как этот человек будет следить за движением товаров по складу в дальнейшем. Чудес не бывает, из одного вытекает другое.
Допустим, вам нужен просто хороший менеджер, умеющий работать с людьми, выстраивать с ними длительные лояльные отношения, мотивировать и воспитывать лучшие черты в своих коллегах. Зачем мучать его долгими собеседованиями, если человек никогда более месяца не был в постоянных отношениях, не завел парочки детей, не воспитал их достойными членами гражданского общества?
Как ваш будущий менеджер будет гасить конфликты в коллективе, если его жизнь находится в перманентном статусе «всё сложно»? Как он будет воспитывать очередного джуна, оказывать ему поддержку и помогать в росте, если он вырастил и воспитал ноль детей и не планирует этого делать в будущем?
Или вы верите, что человек может идеально направлять и воодушевлять, гасить конфликты и перераспределять человеческий ресурс, но просто десятилетиями нарочно (прикола ради?) утаивал этот супернавык от родителей, от партнера, от детей?
Ты управлял людьми в армии или в пионерском звене, сам добровольно подрабатывал вожатым в лагере и был капитаном сборной своего учебного заведения — отлично, ты уже стал нашим менеджером. Не сегодня, а 20 лет назад.
Или ты дизайнил стенгазеты или клумбу во дворе? Ты создал себе идеальное тело, навёл идеальный порядок в архиве фотографий и на домашней книжной полке? Ты уже стал экспертом по дизайн-системам за 20 лет до их появления.
Остальным деталям люди обучаются за пару минут, ведь разные инструменты никак не меняют их сущность и их изначальный подход к процессу. А когда завтра на смену Фигме придёт Шмигма, мы останемся теми же самыми, и наше отношение к работе, к людям, к миру — ничуть не поменяется.
Outro
Разглядите в дизайнерах — людей. Людей, которые уже 20-30-40 лет ежедневно, ежесекундно дизайнят свою жизнь. Оцените макеты их судьбы, загляните в ту изначальную Фигму, в которой они десятилетиями прорисовывали самих себя и качали своё коммьюнити. И вам за 5 минут сразу станет ясно, какое у него будет портфолио и как он выполнит тестовое.
Разглядите людей — и в самих себе. Не громкие должности, не набор прошлых картинок в портфолио, а кто я такой по жизни, что я делаю, зачем я здесь, куда я иду?
Так вы поймете, кто именно нужен вам в банду, кто идеально дополнит вас, вашу команду, кто реально усилит нашу извечную охоту на «Денежного мамонта» своим усердием, опытом, мужеством?
И только потом вспомните про картинки и скругления у кнопочек. Не меняйте местами фундаментальные приоритеты с их производными, и не давайте другим запутать себя.