Дизайн-джем #38: японская «Война и мир», серая мораль и визуальные приёмы, скопированные создателями «Матрицы»
В эпичном аниме-дайджесте от Futura by red_mad_robot.
Последние две недели мы усердно изучали технику “Kage Bunshin no Jutsu!”, а фраза «Наруто на тебя нет» стала частью нашей роботовской жизни. В новом Джеме мы с головой погрузимся в океан нарратива, научимся отличать врагов от друзей по размеру глаз и найдём миллион оттенков серого в манге. А поможет нам в этом железный дизайнер интерфейсов Настя Нечкина.
Прошлый выпуск про типографику и материалы для изучения аудитории при работе над продуктом можешь найти тут, а если хочешь каждый день получать новые интересные посты из мира дизайна, то подписывайся на наш Telegram-канал Design Jam.
Настя Нечкина
Привет! На этой неделе у нас небольшой культурологический экскурс в неотъемлемую часть японской культуры — аниме. Спойлер: даже, если ты не интересуешься аниме, то после дайджеста точно захочешь посмотреть пару культовых работ. Дерзай и ни в чём себе не отказывай!
В начале была манга
Аниме редко рисуется с нуля — чаще всего это экранизация японских графических романов или прародительницы аниме — манги.
Несмотря на то, что манга чёрно-белая и печатная, она порой бывает эмоциональнее, чем её цветная экранизация.
По большей части это связано с тем, что мангаки очень долго и скрупулёзно её рисуют, в отличие от аниматоров, задача которых — быстро выдать серийный продукт.
Экранизация может не передавать того градуса комедии или драмы, который мы дорисовываем у себя в голове, когда читаем книгу.
Сюжетно манга и аниме обычно не различаются или различаются незначительно, а вот дизайн персонажей и их взаимодействия лучше прочувствовать в манге — всё-таки монохромность комикса даёт свой эффект.
Дизайн персонажей
Дизайн персонажей занимает отдельное место в японской культуре, и дело здесь не только во всем известных больших глазах.
У каждого образа есть своя эмоциональная и рациональная сторона. Это проявляется в первую очередь в изображении того или иного персонажа.
Так, если у персонажа аниме большие глаза, это означает, что этот герой добрый, отзывчивый и дружелюбный.
И, наоборот, — с маленькими глазами чаще всего встречаются отрицательные герои. Цвет волос тоже имеет значение.
Персонажи каждого аниме являются уникальными, и во всей культуре вряд ли можно найти двух абсолютно идентичных героев. Безусловно, это зависит от стиля мангаки и анимационной студии, но в целом есть большой разброс в реалистичности персонажей.
Для наглядности можно сравнить Сейлор Мун и Йохана Либерта из аниме «Монстр».
Стилистика разнообразна и этим интересна: всегда можно подобрать что-то себе по вкусу.
Нарратив
Аниме богато не только на визуалы, но и на нарративы — есть сюжеты для любого возраста и запроса. В обществе существует представление, что аниме — это детские мультики. Это, конечно, не так, и в этом состоит его главное отличие от западной мультипликации.
Аниме поднимает нетривиальные темы, в которых действительно бывает интересно покопаться. Классический пример — киберпанковый «Призрак в доспехах» с его антиутопией.
Если захочется юмора — есть «Ванпанчмен», вобравший в себя все каноны супергеройского кино, которые он всячески высмеивает.
А «Эльфийская песнь», несмотря на милую внешность главной героини, вообще одно из самых жестоких аниме.
Вопреки расхожему мнению, даже всем известный «Наруто», это не история для детей, а целая японская «Война и мир» с огромным количеством персонажей и сложными сюжетными перипетиями.
Дети перенимают оттуда целеустремлённость главного героя и умение не сдаваться, а взрослые по новому открывают для себя личностный рост персонажей.
Философия в аниме
«Акира» — первое аниме, которое стало популярно за пределами Японии. Это штучный товар: тут и внимание к деталям, и синхронизация речи с персонажем, и даже редкие для аниме 24 FPS.
В нём нет характерной «японщины» — больших глаз, «няшности», да и сеттинг очень реалистичный.
А ещё в «Акире» много политики, философии, экзистенциальных вопросов, и, главное, есть серая мораль. В этой работе много натурализма и насилия, что на момент выхода было не свойственно анимации. Это вызвало настоящий культурный шок у западного зрителя.
«Акира» повлияла на всё последующее поколение аниме: фильм форсировал популярность киберпанка и студии стали чаще экранизировать мангу этого жанра, и одной из таких успешных адаптаций стал «Призрак в доспехах». Именно отсюда сёстры Вачовски позаимствовали для «Матрицы» зелёные бегущие цифры и провода из затылка.
Кстати, такое же влияние на кинематограф оказали и другие аниме. Например, в «Чёрном лебеде» есть похожая сцена из «Истинной грусти».
Даррена Аронофски очень впечатлила «Истинная грусть» — настолько, что знаменитая сцена крика в никуда из его «Реквиема по мечте» целиком заимствована именно из этого фильма.
«Евангелион»
Самый главный аниме-сериал всего человечества во всех смыслах — «Евангелион».
Он показал, что аниме может быть не только жестоким, красивым, умным, но ещё и потрясающе непонятным. В сериале боевые роботы, которые и зовутся Евангелионами, служат для борьбы с неведомой хтонью, которую называют Ангелами.
Сюжет построен нелинейно, а сюжетообразующие детали показываются как правило мимоходом и зрительское внимание на них никак не акцентируется. Режиссёр специально спрятал такие пасхалки по всему повествованию, чтобы зрители пересматривали сериал более внимательно и смогли по кусочкам сложить общий пазл.
Это очень зрелищное, красивое и интересное аниме, которое держит в напряжении на протяжении всех 26 серий и ребилдов, и которое определённо стоит посмотреть даже тем, кто в принципе не впечатляется «японщиной».
Супербонус
И напоследок, делюсь своим плейлистом с любимой музыкой из аниме. Если нет времени смотреть, то всегда можно послушать. Kage Bunshin no Jutsu!
Пиши в комментариях название своего любимого аниме или манги и подписывайся на наш Telegram-канал Design Jam, в котором мы каждую неделю собираем всё самое интересное из мира дизайна. Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖