Почему люди так быстро подсаживаются на Тикток: анализ продуктового дизайна и UX/UI-решений
Тикток эффективно работает на привлечение и удержание аудитории: это одна из самых быстрорастущих соцсетей в мире. Многие списывают успех Тиктока на алгоритмическую ленту, которая подстраивается под пользователей. Но алгоритмы хорошо работают во всех соцсетях.
Тикток использует поведенческую психологию и визуальный дизайн, чтобы увеличить вовлеченность пользователей. В этой статье команда Epic UX разбирает дизайн-решения, которые помогли Тиктоку добиться успеха.
UI-решения: понятный каждому интерфейс и кнопки, которые всегда под рукой
Быстрый онбординг. Стив Круг, автор книги «Не заставляйте меня думать», сформулировал основополагающий принцип веб-дизайна: «До всего важного должно быть не больше двух кликов». Тикток придерживается этой парадигмы:
- при первом запуске приложения пользователь регистрируется или авторизуется через соцсети;
- пользователь сразу же оказывается на экране с видео.
Для сравнения: онбординг в Инстаграме занимает минимум пять экранов — создать юзернейм, задать пароль, загрузить аватар, указать дату рождения, подписаться на рекомендации и так далее.
Понятный интерфейс. Тикток адаптирует механики других платформ: новому пользователю интерфейс интуитивно понятен. Свайп ленты, лайк по двойному касанию, хэштег для навигации по контенту — к этому пользователь привык.
Есть и фильтры, как в Инстаграм, и короткие видео, как в Снепчате. Понятный интерфейс снижает порог входа для новых пользователей и ускоряет их привыкание к платформе.
Простой экран создания видео. В Тиктоке много пожилых пользователей, которые, на первый взгляд, должны плохо обращаться с технологиями. Но вместо этого они ведут успешные аккаунты с тысячами подписчиков. Секрет в простом интерфейсе.
На экране создания видео большой список функционала: добавление музыки, фильтры, активация таймеров и специальных эффектов. Но в интерфейсе выделяется главная кнопка — «запись». А чтобы было легче, под ней — сборник шаблонов. Даже без опыта в монтаже у нового пользователя за секунды будет готов первый тикток.
Тикток как бы говорит: «Не парься, просто снимай»
Кнопки всегда под рукой. Основные кнопки закреплены на экране. Пользователям не нужно обращать внимание на другую часть экрана во время пролистывания.
Иконки Follow, Like, Comment, Share расположены в зоне, которую легче всего достать большим пальцем. Сами пиктограммы полностью залиты и увеличены в масштабе, чтобы не сливаться с видеоконтентом. Эти же кнопки в Snapchat расположены ниже и выглядят прозрачными — их не видно и тапать большим пальцем неудобно.
UX-решения: 6 секретов «залипательности» Тиктока
- Никаких отвлекающих факторов. Пользователь взаимодействует только с одной единицей контента одновременно. Он вовлекается в контент и концентрируется на экране. Варианта взаимодействия всего два: он может листать дальше или досмотреть видео до конца.
- Потребление контента не прерывается. При запуске приложения пользователь сразу видит видео. Оно будет воспроизводиться на повторе, пока его не смахнут.
- Между контентом нет буферной зоны. Ленту Тиктока невозможно быстро пролистать. Каждое новое видео центрируется на экране и останавливает скролл.
- Алгоритм делает все сам. Пользователь видит те видео, которые ему понравятся. Не нужно заполнять формы и обозначать свои предпочтения: лента подстраивается под поведение пользователя.
- Пользователь почти всегда видит что-то новое. Так работают рекомендации. Это создает эффект вознаграждения: свайпай вниз и увидишь то, чего не видел раньше.
- Приложение использует темные паттерны. В настройках Тиктока есть функция Digital Wellbeing для контроля времени просмотра приложения. Чтобы добраться до этой настройки, придется пробиться через принудительное продление пользовательского опыта: само приложение не предложит остановить просмотр контента. Использование тёмных паттернов осуждается в дизайн-сообществе, но не сказать о такой UX-находке Тиктока было бы нечестно.
Вывод
Продуманный лэйаут, расположение элементов, заимствование проверенных механик и сокращение лишних действий делают приложение успешным. Тикток одновременно удовлетворяет и потребность людей развлечься без усилий, и потребность бизнеса максимально быстро вовлечь пользователей в свой продукт.
Хотите больше кейсов успешного продуктового дизайна? Подписывайтесь на Epic UX — телеграм-канал Epic Growth про дизайн пользовательского опыта.