Как работать с дизайнерами

Многим они нужны, но что с ними делать знают не все.

День добрый! Меня зовут Ярослав, я дизайнер занимающийся разработкой графической составляющей торговых марок. Логотипы, фирменные стили, упаковки, одним словом — айдентикой.

В первую очередь мой пост адресован тем, кто не имеет большого опыта в работе с дизайнерами, но кто в них нуждается, в общем для вас, владельцы небольшого и совсем маленького бизнеса. Ну и для всех, кто собирается заказывать дизайн напрямую у дизайнеров.

Как работать с дизайнерами

Знаю, таких руководств был вагон и маленькая тележка, и большинство не найдет для себя здесь ничего нового, но, половина (а то и более) заказчиков, с которыми я работаю, не имеют никакого понятия как работать с дизайнерами. На написание этого материала меня побудил многолетний опыт работы, как в составе команды в студии, так и фрилансером. Накипело.

Работа напрямую с дизайнером очень сильно отличается от работы со студией: там есть арт-директор, а в вашем случае вам придется разделить его обязанности между собой и исполнителем.

Как работать с дизайнерами

Итак. Вы решили работать с дизайнером сами. Причины могут быть разными: сэкономить, иметь больше возможностей влиять на процесс, ну или что-то ещё. Какие же подводные камни нас ждут?

Заранее хочу оговориться: в среднем получить хороший результат с одним профессиональным дизайнером в решении комплексной задачи почти всегда сложнее, чем получить его при работе с агентством со схожим уровнем специалистов, это я вам как фрилансер говорю.

1. Несоответствие результата предъявляемым требованиям к качеству.

1.1 Неверный выбор специалиста. Тот случай, когда предполагаемый проект оказывается вне его компетенции. Есть, конечно, дизайнеры универсалы, но хороших единицы.

1.2. Недостаточный уровень выполненных работ.

2. Несоблюдение сроков.

3. Дискомфорт в общении. Не всегда получается найти общий язык, и совместная работа становится неудобной, что редко приводит к хорошему результату.

Большинство из этих проблем можно избежать на этапе подбора подрядчика.

Давайте разберемся, как нужно построить работу, чтобы не облажаться.

Где искать нужного человека?

1. Behance. Там много всего красивого и несложно найти специфического специалиста. Красивое портфолио еще не означает, что это именно тот специалист, который вам нужен. Это как с фестивальными работами – в жизни они встречаются нечасто, но они говорят об уровне профессионализма. А дальше нужно общаться.

2. Фриланс площадки. Это, конечно, то ещё болото, но иногда встречаются толковые ребята, правда перелопатить их нужно будет очень много.

2.1 В отдельный вид спорта можно выделить конкурсы на фриланс площадках. На них вы гарантированно не получите нужного решения, и дело не в дизайнерах, вовлеченных в авантюру, а в вас самих – вы просто не знаете чего хотите и дизайнеры вам в этом не помогут, увы.

3. Советы людей, которым вы доверяете. Если у них есть хорошо зарекомендовавшие себя специалисты, то почему бы и нет.

4. Найти исполнителей работы, которая вам запала в душу и попробовать с ними договориться. Бывает, что ты уже знаешь, что тебе нужно, буквально видел это, остается выяснить кто это делал и за сколько.

Подбор дизайнера под проект занимает немало времени и включает в себя просмотр десятков портфолио и личного общения. Выбирайте дизайнера по наличию работ в такой же или схожей области, и по необходимой стилистике будущего проекта. Оценивайте работы по оригинальности решений и соответствии решаемой задаче, ведь вы обращаетесь к нему именно за индивидуальным подходом. В противном случае целесообразнее найти что-то в шаблонах.

Как работать с дизайнерами

Попросите дизайнера описать, как с ним будет происходить работа, и какие этапы она в себя включает. Спросите, как он относится к соблюдению сроков и каковы его критерии успешности проекта.

Перед началом работы просите примерный таймлайн с указаниями, сколько времени займет тот или иной этап. На будущее: давайте запас по времени работы, шансы того, что проект сделанный в спешке будет работать как надо, чрезвычайно малы. Бывают, конечно, исключения, но не в вашем случае, это точно.

Дизайнер найден и, первое, с чего вы должны начать, это задание. Правильно составленное задание это 50% успеха. В идеале вопросы по проекту вам должен выслать сам дизайнер, чем больше вопросов тем лучше. Типового брифа здесь быть не может, все задачи индивидуальны. На данном этапе вы должны уяснить, что над проектом вы работаете вместе, и целью является успешно выполненная работа. При постановке задачи важно знать, чего вы хотите добиться этим дизайном и примерно понимать, что вы ожидаете увидеть. Не зная куда идти вы никуда не придете. Эту фразу я повторяю себе и заказчикам постоянно. Первое задание написанное вами это только повод для начала обсуждения. Задание это документ, в который можно и нужно вносить правки до тех пор, пока задача не станет предельно ясна для обеих сторон.

Быть может, в процессе работы придут новые решения, но они не изменят цели, к которой вы стремитесь.

В процессе работы не ожидайте, что дизайнер вас чем-то удивит, оригинальные работающие решения приходят не просто так, они являются результатом кропотливого труда. Часто бывает так, что оригинальные на ваш, или дизайнера, взгляд, решения на самом деле не работают и способны, в худшем случае, навредить продукту. Поэтому я советую подождать некоторое время и взглянуть на них свежим взглядом. Оценка со стороны небольшой фокус группы из не-специалистов часто бывает ошибочна, избегайте её.

— Я же говорю, хрень!  —Да вроде норм... — Да не, это несерьезно, у apple круче. 
— Я же говорю, хрень!  —Да вроде норм... — Да не, это несерьезно, у apple круче. 

Теперь поговорим об общении с дизайнером во время работы над проектом.

На поступившие варианты не стоит давать конкретизированные комментарии, вроде замены цвета и подбора шрифта — если вы подобрали профессионала, он по умолчанию разбирается в этом лучше вас. Комментарии должны носить общий характер, и могут быть достаточно субъективными, вроде: "дизайн производит на меня гнетущее впечатление", "моя ЦА этого не поймет", и т.д. Вообще, работа над проектом требует максимально частого общения и прозрачности. Чаще спрашивайте советов, сообщайте о своих мыслях, опасениях, подкидывайте новые идеи, но не забывайте напоминать дизайнеру, что ваши идеи не догма для него. Я не знаю ни одного проекта, где мне бы это помешало, а вот наоборот – сколько угодно. Просите от дизайнера обоснования его решений, чаще всего дизайнер будет рад рассказать вам почему он сделал так, а не иначе. Общение с дизайнером вас, как заказчика, сильно отличается от общения его с арт-директором. Грубо говоря, ему проще общаться с арт директором, так как они говорят на одном языке и задевают больше конкретики, вроде той, что вы себе позволить не можете. Поймите: вы клиент, а он профессионал, решающий задачи. Не становитесь в позу "мой банкет, что хочу то и делаю", хорошего результата вы не получите — возможно только равноправное партнёрство. Вы хотите сделать хороший продукт, который будет иметь успех, дизайнер хочет того же. Но это человек с собственным вкусом, опытом и мнением (именно поэтому вы к нему обратились), и, помимо всего прочего, он хочет получить неплохой проект в портфолио (если вам всем повезет).

Как работать с дизайнерами

Давайте себе время на осмысление промежуточных результатов. Опасайтесь опрометчивых решений. Предупреждайте дизайнера, что вам потребуется некоторое время на осмысление предоставленных им вариантов. Он, конечно, ждёт мгновенной оценки, ведь он знаком на данный момент с результатом работы больше вашего, и, из чисто человеческих соображений, ему необходима поддержка в виде отклика на его работу. Просто глушить его фразой "ознакомлюсь позже" тоже не стоит, давайте ни к чему не обязывающие положительные комментарии (положительное подкрепление никто не отменял), не оставляющие сомнения, что с макетами вы ознакомились. Озвучьте сроки, когда он получит окончательную оценку, это поможет ему не волноваться и с оптимизмом смотреть на дальнейшую работу.

Ещё раз напомню: Над проектом работают все (я об этом уже говорил?). Вы, и дизайнер — у вас разные обязанности, но задача одна. Не стесняйтесь привлекать к проекту узких специалистов, если это необходимо, в основном иллюстраторов и фотографов. Оказывать услуги в своей сфере они будут несравнимо более качественные, чем основной подрядчик, делайте это в частой с ним координацией.

Теперь пройдемся по нюансам.

Количество вариантов. Оптимальное количество предоставляемых вариантов, разительно отличающихся друг от друга: от 3 до 5. Меньшее количество возможно при наличии четкого видения конечного результата, а такое бывает нечасто. Большее количество представляемых вариантов приведет к метаниям (их в несколько раз больше представленных, просто вам их не показывают), для опытного арт-директора это не проблема, он знаком со всей подноготной и большинство вариантов он видит лишь как этапы работы, а не как возможный результат. После выбора бывает нелишним сделать ещё 3-4 варианта в заданном направлении, но с небольшими ответвлениями. Это поможет быть более уверенным в конечном результате.

Как работать с дизайнерами

На всех этапах работы над проектом следите не отклонились ли вы от цели, потерять направление концепции и заиграться очень легко.

Мелочи, которые вовсе не мелочи

При оценке конечной работы обращайте внимание на мелочи. Именно они придают вашему продукту вес. Как оформлена техническая информация, легко ли её прочесть, это очень сильный бренд инструмент. Тот же состав может быть дан крупным шрифтом, чтобы акцентировать внимание на натуральности состава. Насколько заметны маркеры, легко ли считывается их посыл. Колпачки, крышечки, бирочки — все имеет вес. Конечно, прорабатывать эти моменты следует, когда вы уже определились с основным дизайном. Пусть дизайнер покажет, как смотрится айдентка в своей среде обитания, так вам проще будет оценить степень её эффективности.

Как должна оплачиваться работа.

Оплата 50% вначале и 50% после передачи готовых файлов будет оптимальной. Предоплата позволит вам вести диалог на равных, и сделает дизайнера более уверенными и более ответственным.

Жизнь проекта.

Ваш новый продукт начинает жить и для поддержания его в «бодром» состоянии постоянно требуется подпитка: сайт, сопровождение в соцсетях, баннера, приложение, буклеты, промо-стойки, и т.д. В идеале этим должен заниматься тот, кто сделал основной дизайн, но на пути этого стоит стоимость его работ (при условии, что вы выбрали профессионала), и несколько утилитарная их направленность, которые, так сложилось, делаются весьма неохотно (здесь стоит отметить, что не все специалисты к этому так относятся, а есть и такие, которые на этом специализируются). В этом случае имеет смыл обратиться к другим дизайнерам, которые занимаются подобными вещами на постоянной основе. Будет крайне полезным привлечь к этой работе автора проекта в качестве консультанта, за небольшую плату, конечно.

Надеюсь этот материал кому-то поможет правильно выстроить работу с подрядчиком.

Буду рад увидеть ваши комментарии.

За фоточки огромное спасибо unsplash.com, самый лучший бесплатный сток для всех.

1313
2 комментария

Многим они нужны, но что с ними делать знают не все.

Вот это вы оптимисты! Зачем вам дизайнеры, если скоро жрать нечего будет?

Ответить

вы с 19-го года впервые написали, и это был мой пост, вот это честь

3
Ответить