Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Комментируют Дмитрий Голуб из студии «Паратайп» и Иван Величко из дизайн-бюро «Щука».

«Сбербанк»

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Современный вид логотипа «Сбербанк» представил 14 декабря 2009 года. Концепцию ребрендинга разрабатывало британское агентство Fitch. От предыдущего логотип отличается трёхмерным изображением эмблемы.

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Одной из основных задач при разработке нового логотипа была, очевидно, преемственность. Новый шрифт сохраняет пропорции букв и открытые апертуры (область буквы, которая полностью или частично ограничена формой буквы или символа, — vc.ru) старого (шрифт Benguiat).

При этом он уже не имеет никаких отсылок ни к ар-нуво, ни к другому историческому стилю. Формы букв нового логотипа актуальны на сегодня. Единственное, что здесь мне здесь не очень нравится — это чрезмерно плотная линия, отделяющая дескриптор (слоган), и странный выбор шрифта для дескриптора, который не сочетается по пластике ни с шрифтом логотипа, ни с корпоративными шрифтами.

Открытость апертур, смещение галочки в знаки и зелёный цвет вместе задают доброжелательный и доверительный тон.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

По ощущениям, в то время, когда логотип обновляли — предыдущие «историчные» буквы казались максимально неприятными, это было очевидно, поэтому вся историчность из нового логотипа была изгнана; при нынешней моде на всё странное и слегка уродливое эта эволюция выглядела бы иначе.

Что уж и говорить: предыдущий логотип набран примерно тем же шрифтом, что и заставка сериала «Очень странные дела», а новые буквы утеряли характер. Преемственность от этого вышла без особого содержания.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

ВТБ

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Новый вариант логотипа ВТБ представил в конце 2017 года и стал применять с 2018 года. Разработан логотип агентством BBDO Branding. Ребрендинг был связан с объединением ВТБ и «ВТБ 24». От предыдущей версии новый логотип отличает замена «крыла» (входило в логотип с 1990 года) на три горизонтальные полоски, изменения в цвете эмблемы и корректировка шрифта.

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Новый логотип ВТБ — это результат эволюции. Как и старый, он основан на модифицированном варианте шрифта FF Meta. В этот раз были модифицированы пропорции, логотип стал более адаптирован к воспроизведению в мелком размере, лишился дескриптора и стал гораздо более цельным.

Буквы напрямую связаны со знаком, выполнены в единой пластике, угол среза линий в знаке теперь повторяет такой же угол в буквах «Т» и «Б». Хорошая работа.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Всякого рода мелкие «подрезки» в шрифтах — очевидный способ превратить наборный шрифт в логотип. Мне нравится, что тут в новой и в старой версиях подрезка случилась два раза, чтобы уж точно все поняли: надпись и знак между собой похожи!

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Яндекс»

Свой первый логотип «Яндекс» представил в 1996 году. Эту версию сделала сама компания. Далее разработкой логотипа компании занималась студия Артемия Лебедева. Вторая версия набрана латиницей, а третья, созданная в 2008 году, — кириллицей. Через два года студия добавила возможность склонения логотипа компании по падежам в графическом виде.

Первая и вторая версии логотипа
Первая и вторая версии логотипа
Третья (и четвёртая)
Третья (и четвёртая)

В 2016 году логотип компании претерпел незначительные изменения, о чём спустя полтора года рассказал один из авторов логотипа Илья Рудерман.

Логотип «Яндекса» в целом сохраняет свои пропорции, начиная со своих первых версий. Самая последняя версия чище, лучше сбалансирована и, опять же, более оптимизирована для воспроизведения в небольшом физическом размере.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп

Этот логотип классный, потому что живучий; шрифтовая мода немного меняется, и логотип следует за ней, оставаясь самим собой. Предыдущий был очень «гуманистическим» гротеском в те годы, когда это имело смысл.

Новый логотип успокоился почти в геометрическом (если тут это уместное слово) духе, первые версии вообще были антиквами; это учит вообще-то тому, что узнаваемы прежде всего пропорция, композиция и цвет, а потом уже детали.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

Mail.Ru Group

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Последний ребрендинг логотипа для своих продуктов компания Mail.Ru Group представила 10 октября 2018 года. От предыдущей версии его отличает отсутствие частицы «.ru» и изменённый символ «@».

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Символ «@» теперь можно использовать вместо слова «mail» в сокращённых названиях проектов компании: «@новости», «@облако».

Редизайн логотипа Mail.Ru Group выполнен с оглядкой на недавние тренды. Леттеринг, конечно, гораздо лучше и гармоничнее старой версии за счёт более согласованных пропорций. Также актуальным выглядит отказ от скруглений и минимизация, отсечение «.ru».

Однако буквы могли бы быть ещё более приятными, если бы в местах соединения штрихов в буквах «m» и «а» были более явные оптические компенсации — без них при уменьшении логотипа появляются не очень желанные «залипы». Появился прекрасный знак @, но его можно сделать ещё более аккуратно. У этого логотипа есть большой потенциал для последующего редизайна.

В отрыве от контекста с сокращёнными названиями проектов, кажется немного странным такое большое расстояние между «@» и словом «mail».

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Новый логотип очень старается всем понравиться, например, пользователям, общественности и дизайнерскому сообществу. Логотип трендовый, милый, приятный и так далее, буквы немного слипаются в мелком размере, но это, наверное, поправят при следующем редизайне; всегда важно оставлять что-то чуть недоделанным, чтобы потом был повод для работы.

Я думаю, что классно выглядит «странный» промежуток между «@» и «mail», в нём и спрятана идентичность нового логотипа.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Ростелеком»

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

В 2018 году «Ростелеком» провёл ребрендинг. Над новым визуальным стилем работали агентства Bootleg (группа BBDO) и Saffron Brand Consultants. Предыдущий вариант логотипа (2011 года) представлял собой стилизованное «ухо», от которого отказались ради подчёркивания статуса цифровой компании.

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Здесь произошла смена пластики в логотипе. Открытый, гуманистический гротеск, хорошо сочетающийся с органично стилизованной буквой «Р» (ухо), сменили на более строгий, полузакрытый геометрический гротеск, который потребовал ещё более абстрактно стилизованную букву «Р» в виде флажка.

На мой взгляд, в логотипе недостаточно аккуратно сбалансировано белое пространство, а также наклон левого штриха в букве «л» портит эту строгую, «технологичную» пластическую идею логотипа.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Старый логотип был вполне трендовым (унылая эпоха гуманистических гротесков), новый тоже (геометрический гротеск), да и тот, который мы увидим через лет пять, окажется трендовым.

Но на этот раз логотип очень удачно живёт внутри стиля, который сам по себе мощный, цветной и острый композиционно. Есть ощущение, что логотип в своей левой части светлее, чем в правой, но я не уверен, что мы видим финальную версию.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Мегафон»

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Первый логотип «Мегафона» появился в 2002 году, когда компания сменила название с «Северо-Западного GSM» на «Мегафон». Последнее изменение логотипа компании было в 2013 году — он стал одноцветным, а не двухцветным, как ранее.

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Леттеринг логотипа «Мегафона», начиная с первой версии, основан на модификации шрифта «Магистраль». На момент появления он был свежим в этом секторе и был эффектнее логотипов своих конкурентов.

В целом такой леттеринг и сейчас выглядит хорошо. Единственное, что мне не нравится, — чересчур тёмная буква «е». Если увеличить там контрпространство, надпись станет гармоничнее.

Знак прекрасно сочетается с надписью благодаря повтору пластики скруглённых внешних углов в линиях.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

В своё время шрифты такого типа («Магистраль») были ужасно заезжены (overused, как говорят в агентствах) в разного рода фирменных стилях. Но с тех пор все ребренднулись, а «Мегафон» как будто бы нет.

Сейчас такой логотип уже начинает выглядеть в духе нестареющей классики. Его, разумеется, хочется немного поправить — залипающую «е», например, и можно жить с ним дальше.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Аэрофлот»

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Существующий логотип компании «Аэрофлот» гендиректор компании утвердил в 2006 году. К предыдущему варианту логотипа, который не менялся с 1932 года, добавили развевающийся российский флаг и стилизованную улыбку. Ребрендинг компании проводился с начала нулевых годов: заменили не только логотип компании, но и окраску самолётов.

Логотип образца 1932 года
Логотип образца 1932 года

Надпись в основной части логотипа прямо наследует пропорции и старого логотипа, основанного на рисованном шрифте. Дизайнеры актуализировали форму буквы «ф», сохранив при этом дуктальный контраст в «а» и «л». Надпись выполнена хорошо.

Связь элементов в этом логотипе не очень сильна, но надо учитывать, что он проектировался в 2006 году, когда ещё не было тренда к минимизации. Пожалуй, элементов в логотипе просто слишком много.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Хорошая, почти идеальная надпись в историческом духе, обвешанная Бог знает чем — тут и флаг, и старый знак, и никак не живущая со всем этим подлоготипная надпись. Хочется, конечно, оставить только надпись — без серпов и молотов, без привета от Amazon в виде рыжей дуги. Она более чем узнаваема.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Пятёрочка»

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Последнее изменение логотипа «Пятёрочки» произошло в 2013 году. Ранее логотип представлял собой красную цифру «5» в кольце со словом «Пятёрочка».

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Стилизованное яблоко с зелёным листом на новом логотипе символизирует свежесть продукции. Бренд «Пятёрочка» принадлежит X5 Retail Group.

Надпись в логотипе выполнена энергичным, в меру игривым, гротескным курсивом. Дизайнеры подумали над применением логотипа — так как он используется в виде объёмных светящихся букв, которые в темноте выглядят жирнее, в нём присутствует необходимая разрядка.

Шрифт надписи пластически связан со знаком, пятерка в нём тоже имеет курсивную конструкцию, при этом она имеет другой наклон, что добавляет «игривости» в характер логотипа.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Очень много «затей» — и в знаке, и в буквах. В странной «п» есть намёк на метафору, но что это за метафора — Бог знает. Мне нравится думать, что буква «п» — это персонаж на двух ногах и с длинной шеей, и на конце два глаза (точки над «ё»). Вообще, подобные игры опасны для шрифта, хочется поспокойней. Такое случается, когда и клиентом, и автором ощущается недостаток характера, компенсируемый мелким «креативом».

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Газпром»

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Существующий логотип «Газпрома» был утверждён правлением компании в 2004 году. Разработкой фирменного стиля компании занималось агентство Typo Graphic Design. Существует легенда, что логотип бренда — стилизованную букву «G» и огонь — придумал Рэм Вихорев, руководитель компании в конце девяностых и начале двухтысячных.

На фоне остальных логотипов в этом обзоре логотип «Газпрома» несколько проигрывает в актуальности. Он выглядит, как типичный логотип середины — конца девяностых годов и сейчас кажется в каком-то смысле анахронизмом. Понятно, что пропорции букв связаны с пропорциями пламени в букве «G», это неплохо. Но логотип выглядит недостаточно цельно из-за того, что межбуквенная разрядка сильно больше белого пространства внутри самих букв.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Буквы неприятные и даже не столько старомодные (это порой может сойти за достоинство), сколько плохо поставленные; даже в рамках такого шрифтового решения можно найти иные межбуквенные интервалы, иные толщины линий и даже иную композицию. Отдельно плохо нарисован знак, достаточно посмотреть на контрформу в «G».

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

«Роснефть»

Обзор шрифтов в логотипах «Сбербанка», «Яндекса», «Газпрома» и других российских компаний

Логотип «Роснефти» президент компании Сергей Богданчиков утвердил в 2006 году. Сочетание золотого и чёрного цветов отражает род деятельности компании (нефть — «чёрное золото»). Какого-либо ребрендинга логотипа «Роснефть» не проводила.

Логотип «Роснефти» был создан примерно в ту же эпоху, что и логотип «Мегафона», и считался достаточно модным на момент появления. Он в меру эффектный, хотя буквы нарисованы не совсем аккуратно. Из-за характерных пропорций полуовалов буква «ф» проваливается в наборе. В дескрипторе великоваты пробелы. Так что, на благо России, «Роснефти» не повредил бы редизайн.

В знаке символизм цветов понятен, форма знака кажется странной, но к ней уже все привыкли. Надпись и знак сейчас не согласованы ни по пластике, ни по пропорциям.

Дмитрий Голуб, шрифтовой дизайнер в компании «Паратайп»

Выражение «на благо России» отлетело от «Роснефти» слишком далеко, а в самом слове «Роснефть» лично мне кажется комичной сплющенная буква «ф», она же и отвечает за своеобразие леттеринга. Буквы странные по ширине и настолько не запоминаются, что их можно совершенно спокойно заменить на любые другие.

Иван Величко, сооснователь дизайн-бюро «Щука»

Студия шрифтового дизайна «Паратайп» основана в 1998 году. Выпустила семейство свободно распространяемых гарнитур для набора текстов на национальных языках РФ. Принимала участие в разработке знака рубля. Компания владеет крупнейшим в России шрифтовым магазином.

Дизайн-бюро «Щука» основано в 2003 году. Компания оформляла такие издания, как The Prime Russian Magazine, «Первая парковая», «Московское наследие» и «Большой город» последней редакции. Бюро разработало логотип чемпионата мира по шахматам 2018 года.

справка vc.ru
10
11 комментариев