Что такое гайдбук? Показываю на примере известных брендов
Недавно я рассказал и показал, что такое логобук (ссылка на статью). Сегодня поднимемся на одну ступень выше и поговорим о гайдбуке. Разберемся с определением, рассмотрим его содержание на примере известных брендов.
Что такое гайдбук?
Гайдбук (или гайдлайн) - руководство по использованию визуальной айдентики бренда. Гайдбук вводит ограничения и правила, которые помогают сотрудникам компании и подрядчикам (дизайнерам, маркетологам и т.д.) придерживаться единого стиля при работе с разработанными элементами дизайна.
* Гайдбук - отдельный документ.
* Гайдлайн - аналогичный по содержанию раздел брендбука.
Стоит различать понятие гайдбука и брендбука. Гайдбук - это о визуальном образе бренда. Брендбук - более обширный документ, который содержит еще и стратегические аспекты (позиционирование, характер, ценности и прочее). Обратите внимание на матрешек.
Ниже рассмотрим разделы, которые могут быть включены в гайдбук.
1. Вступление
Во вступительном разделе можно описать сам гайдбук и цели его создания, рассказать о метафоре бренда или представить данные о целевой аудитории. У всех разный подход. Этого раздела может не быть вовсе.
2. Базовые элементы
В этот раздел включаются константы визуальной айдентики - элементы, которые не меняются ни при каких обстоятельствах. Обычно это логотип, цветовая палитра, шрифты и стилеобразующие элементы.
Альфа-Банк ↓
3. Сетки
Здесь содержится информация о сетках, на которых строятся все макеты. Сетки являются наиболее важным организационным инструментом визуальной айдентики.
Microsoft ↓
4. Деловая документация
Раздел, который можно встретить практически в каждом гайдбуке. В нем содержатся фирменные бланки, визитки, конверты, папки, пропуска и другие корпоративные материалы. Прописываются принципы построения макетов и характеристики бумаги (плотность, цвет, покрытие и пр.)
Альфа-Банк ↓
5. Сувенирная продукция
Ручки, кружки, футболки и другая сувенирная продукция. Как правило, прописывают лишь основные принципы построения макетов, а пояснений к каждой отдельной позиции не дают. На примере Альфа-Банка - первый слайд.
Альфа-Банк ↓
6. Рекламные материалы
Сюда включается все, что связано с рекламой бренда - билборды, листовки, лифлеты, некоторые POS-материалы. Прописываются правила оформления рекламных макетов. В старой айдентике Ростелекома большое внимание уделяется системе плашек.
Ростелеком ↓
7. Диджитал
Для электронных носителей бренда выделяют целый раздел. Сюда включают веб-рекламу, рекламу на телевидении, анимацию элементов, презентацию, принципы построения сайта и приложения.
Ростелеком ↓
Банк Москвы ↓
8. Интерьер и экстерьер
Входная группа, таблички, оформление стен, мебели и т.д. Часто обходятся чертежом и описанием позиции, реже прикрепляют целый катгайд - подробную инструкцию, описывающую шаги по отделке интерьера.
Банк Москвы ↓
9. Навигация
Большие навигационные системы нуждаются в грамотном регулировании. В этом случае небольшого описания элементов недостаточно, необходимо подробно расписать, где и как их правильно использовать. Хороший пример от РЖД.
Российские железные дороги ↓
10. Транспорт
На слайдах представлен пример самого простого описания оклейки автомобилей. В случаях, когда транспортные средства компании являются ключевым рекламным носителем, этот процесс описывают более подробно. Например, Яндекс.Такси (скачать)
Пятёрочка ↓
11. Униформа
В большинстве случаев униформа брендируется с помощью логотипа и какого-то слогана. В гайдбуке прописываются именно эти моменты - размер логотипа и кегль букв. Также указывается способ нанесения элементов на одежду.
Пятёрочка ↓
12. Иконки
Иконки обычно представляют в виде реестра, поскольку они являются частью какой-либо системы. В случае с РЖД они являются частью навигации.
Российские железные дороги ↓
13. Фотоматериалы
Общая концепция фотографии, ракурс и ощущения, которые она должна вызывать. Отдельный пункт уделяется цветокоррекции.
Альфа-Банк ↓
14. Иллюстрации
Иллюстрация - хороший способ передать идею и рассказать историю. Составляется реестр иллюстраций, описывается их стиль и контекст, в котором они должны использоваться.
Microsoft ↓
15. Ко-брендинг
Ко-брендинг также должен регулироваться в гайдбуке. Первым делом прописываются правила размещения двух логотипов в одном поле, а затем принципы их размещения на рекламных макетах, печатной и текстильной продукции.
Ростелеком ↓
На какие гайдбуки стоит взглянуть?
Анализируйте гайдбуки разных брендов и подчеркивайте для себя что-то интересное!
Нужно разработать логотип или айдентику?