Как сделать дизайн для консервативной компании: кейс приложения Selgros
Всем привет! Мы «Лайв Тайпинг» — проектируем и разрабатываем мобильные приложения для людей. В этом кейсе расскажем, как сделать интерфейс приложения лояльности, который совмещает требования компании-клиента и заботу о пользователе. Вы сможете увидеть, как разработчики балансируют между «хочу» и «надо» и что из этого получается. Погнали!
Мы, как и другие команды, сталкиваемся с ситуацией, когда для пользователей нужно сделать трендовый, вовлекающий и удобный дизайн, но при этом не нарушить дизайн-систему и бизнес-процессы клиента. Особенно если эти процессы консервативны.
Жертвовать комфортом пользователя мы не можем: если человеку неудобно в приложении, то он не будет в него возвращаться. И в чём тогда смысл? Но мы не можем и противоречить требованиям клиента. Поэтому наша задача — найти win-win решение. Сейчас расскажем, как делали это для Selgros.
Содержание кейса
Зачем компании Selgros обратилась к нам: вникаем в задачи
Selgros Cash&Carry — это немецкая сеть гипермаркетов, которая работает в Германии, Польше, Румынии. В 2011 году сеть пришла в Россию и сейчас продаёт товары в шести крупных городах.
Наш клиент хотел сделать удобный инструмент для постоянных и новых клиентов магазина. Ему нужно было понятное и простое мобильное приложение, которое:
1) помогало бы людям становиться клиентами магазина;
2) даже на ходу было бы удобным для пользователей, в том числе в возрастной группе 40-45+.
Кажется, что всё просто. Но есть «но».
Чаще всего крупные компании консервативны. У них есть регламенты, которые ограничивают эксперименты в дизайне и не позволяют упростить то, что очень хочется упростить.
Это не плохо, но влияет на работу на проекте. Приходится искать обходные пути для решения задач, чтобы прийти к результату, которой устроил бы и клиента, и пользователя. Так было и на проекте Selgros.
Решение задачи 1. Упрощаем ввод контактных данных при регистрации
Задача
Одна из задач сервиса — решить проблему людей, которые хотят стать клиентами Selgros Cash&Carry. Европейский формат магазинов Cash&Carry предполагает, что без карты у человека не получится даже зайти в торговый зал.
Получить карту можно только в физическом магазине: приехать с паспортом, заполнить бумажную анкету (указать имя, номер телефона, email, дату рождения, паспортные данные), сделать фото. Такая система:
- неудобна — нужно ехать в магазин, стоять в очереди, ждать, пока карту изготовят. Если, по закону подлости, забудешь паспорт, то магазин не сможет оформить карту, и вся поездка пройдет впустую — так компания теряет лояльность клиента;
- не соответствует духу времени — сейчас, когда через мобильное приложение можно заказать примерно всё, предлагать покупателям получать карты только в физическом магазине несовременно и незаботливо.
Наш клиент хотел заменить офлайн-регистрацию авторизацией через приложение
Решение
Из-за того что в анкете нового покупателя много уровней вложенности, регистрация получалась массивной. Нужно было максимально упростить её. Но «лишних» полей, которые можно было убрать без вреда для бизнес-процессов клиента, не было.
Мы решили добиться «простоты» за счёт визуального дизайна:
— разбили ввод контактных данных на несколько экранов;
— поместили поля ввода в верхнюю часть экранов;
— использовали светло-серый цвет, чтобы добиться эффекта прозрачности;
— для кнопок навигации выбрали фирменный алый оттенок, чтобы привлечь внимание человека;
— поддержали простую композицию тонкими элементами типографики.
Результат
Регистрация поместилась на четырёх экранах. Из-за поэтапного процесса и визуально чистых экранов она не воспринимается человеком как нечто сложное и муторное. На этом этапе нам удалось найти баланс между «хочу» и «надо».
Решение задачи 2. Делаем приложение удобным для покупок на ходу
Задача
Дизайн приложения должен был получиться максимально лёгким, потому что сервисом будут пользоваться люди 40+. Один из сценариев — они будут делать это, гуляя по магазину с тележкой. Значит приложение должно управляться одной рукой и быть максимально предсказуемым в плане того, что пользователь увидит на следующем экране.
Решение
— Поместили карту лояльность на главный экран. Наше решение поместить карту на главный помогает покупателю быстро проверять бонусный счёт, когда он ходит между стеллажами, и не искать карточку, стоя в очереди на кассе магазина.
— Сделали пересчет баллов в рубли. Согласно бизнес-процессу клиента, бонусный счёт ведётся в баллах. 1 балл = 0,01 рубль. Если у покупателя 3000 баллов, то потратить он сможет только 30 рублей. Чтобы не нарушить ожидания человека из-за количества нулей, мы научили приложение пересчитывать баллы в рубли.
— Добавили персональные акции. У Selgros Cash&Carry есть персональные еженедельные скидки, которые мотивируют лояльных пользователей делать покупки. В приложении акции работают как галерея персональных скидок — их удобно найти и они всегда под рукой.
— Спроектировали «аналоговый» дизайн чеков. Дизайн и вёрстка полностью повторяют внешний вид реального чека. Сделали это, чтобы людям было удобно работать с электронным чеком так же, как с бумажным.
Результат
С таким дизайном главной страницы и основных разделов приложения люди могут пользоваться сервисом на ходу. Все важные элементы — у них под рукой и доступны за несколько тапов. Но получилось ли у нас вывести спроектированный вариант в релиз?
В релизной версии мы отказались от галереи с персональным скидками. На смену взяли баннеры, как на сайте клиента. Сделали это, чтобы упростить создание контента на клиентской стороне.
Поиск визуального стиля приложения: смелее или проще?
На этом проекте нам хотелось быть нонконформистами, поэтому мы предложили клиенту необычные решения для онбординга и «пустых» состояний экранов.
В нашей задумке такой дизайн не отсылал к бренду напрямую, но был понятен пользователю на уровне ассоциаций.
Клиенту понравились эти решения, но после обсуждения на более высоком уровне всё-таки пришли к выводу, что нужно строже следовать брендбуку. Нам важно было прийти к согласию с политикой бренда и сделать красиво, поэтому мы подготовили второй вариант дизайна для этих экранов.
Остановились на нём. Второй вариант не включает ассоциативное мышление и эмоции пользователя, он более консервативный. Но это не ухудшает взаимодействие человека с приложением, потому что смысл экранов понятен.
Согласовывать дизайн с клиентом нам помогал формат коротких презентаций. Мы не обсуждали все состояния экранов, а готовили небольшую презентацию с основными решениями. Если клиенту необходимо было посмотреть какое-то флоу в деталях, то презентация отсылала к необходимому разделу в файле дизайна приложения. Это сэкономило нам время на согласование
В разработке интерфейса приложения Selgros мы шли на компромиссы и отказывались от решений, которые нам казались удачными. Но с другой стороны — остались в рамках дизайн-системы клиента и улучшили опыт пользователя без вреда для бизнес-процессов. Дизайн приложения получился консистентным и узнаваемым на фоне других сервисов Selgros.
А как вы считаете, что важнее: строго соблюдать требования или экспериментировать и продавливать решения, если вы уверены в их успехе? Поделитесь своим мнением в комментариях и расскажите о своём опыте, если сталкивались с таким выбором.
Для нас классно, когда и клиенты, и их требования разные. Это позволяет нашим аналитикам, дизайнерам и разработчикам сохранять гибкость и искать новые пути решения для похожих задач.
Например, на фитнес-стартапе Gym Record в разработке интерфейса мы опирались на то, как нам самим было бы удобно пользоваться фитнес-дневником. Такой опыт — крутой для команды, потому что позволяет немного побыть художниками. О разработке этого сервиса вы можете прочитать в статье «Мы сделали приложение для спортсменов, которое почему-то никто не сделал до нас».
На проекте Zarina мы смогли не только погрузиться в решение бизнес-задач клиента, но и ещё использовали приёмы для увеличения прибыли приложения-магазина, о которых рассказывали на конференции «Электронная торговля-2020». Что у нас получилось — читайте в статье про дизайн нового мобильного приложения Zarina.
Больше кейсов про дизайн и разработку мобильных приложений вы найдёте на нашем сайте — так что заглядывайте)