Как проработка UI-kit для интернет-магазина помогла сэкономить деньги клиента

Рассказываем, как создание UI-kit для B2B магазина строительных инструментов помогло снизить стоимость разработки. Делимся опытом организации большого количества компонентов интерфейса. Статья будет полезна руководителям проектов и специалистам, которые работают с UI-kit.

Как проработка UI-kit для интернет-магазина помогла сэкономить деньги клиента

Что такое UI-kit?

Если говорить простым языком, UI-kit — это набор элементов, из которых строится интерфейс сайта. В него входят не только визуальные компоненты, но и техническая информация: стили шрифтов, цветовые коды, размеры отступов, настройки модульной сетки.

Важно не путать UI-kit и дизайн-систему. Дизайн-система является более широким понятием, поскольку в неё входят правила использования элементов интерфейса, стиль общения между интерфейсом и пользователем (tone of voice), редакционная политика и так далее. UI-kit — часть дизайн-системы, которая определяет внешний вид компонентов интерфейса.

Зачем и всегда ли нужен UI-kit?

Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим какие преимущества даёт использование UI-kit с трёх сторон.

  • Для дизайнера

Дизайнеру UI-kit позволяет систематизировать компоненты и упростить их дальнейшее переиспользование. Это экономит время, которое тратится на дизайн. Если в проект придет новый дизайнер, то он легко разберётся с хорошо оформленным UI-kit и сможет пользоваться им для создания новых макетов. Переиспользование компонентов обеспечивает согласованность страниц, а значит улучшает юзабилити-составляющую проекта.

  • Для фронтенд-разработчика

Имея на руках систематизированный UI-kit, фронтендер получает возможность на старте сверстать компоненты и переиспользовать их при вёрстке проекта. Использование UI-kit упрощает взаимодействие между дизайнером и фронтендером. Если в UI-kit отражены все виды элементов интерфейса и их состояния, то верстальщику не придется задавать дизайнеру лишние вопросы. В больших проектах UI-kit становится дизайн-библиотекой, которая помогает дизайнерам и фронтендерам не выходить за рамки унифицированного набора компонентов. На этапе фронтенда UI-kit также экономит значительное количество человеко-часов.

  • Для заказчика

Если у дизайнеров и фронтендеров создание UI-kit не вызывает вопросов, то для клиента решение о сборке UI-kit бывает сложным. Видя в смете часы, выделенные на разработку UI-kit, заказчик думает, что исполнитель навязывает дополнительную услугу. На практике дело обстоит иначе: лучше потратить определенное количество часов на сборку Ui-kit, чем впоследствии несистемно поддерживать и обновлять проект, превращая интерфейс и код в свалку.

В команде Asanov Agency мы исповедуем подход, согласно которому UI-kit требуется каждому проекту. Будь это лендинг на пять блоков или многостраничный интернет-магазин со сложным юзабилити — UI-kit делает процесс разработки быстрым и комфортным для всех участников.

Как мы создаём UI-kit

В конце 2022 года наша команда сделала редизайн интернет-магазина «Балтоптторг». Компания базируется в Санкт-Петербурге и занимается продажей ручного и электрического инструмента по всей России. Основной процент клиентов магазина составляют постоянные клиенты имеющие собственный бизнес: строительные компании, прорабы-частники, небольшие магазины стройтоваров.

Старый онлайн-магазин создавался более 10 лет назад, поэтому на старте сотрудничества было решено проектировать визуал с нуля и собирать для проекта UI-kit из новых компонентов.

Сайт «Балтоптторг» до и после редизайна.
Сайт «Балтоптторг» до и после редизайна.

Нулевой этап, подготовительный

Бросаться делать UI-kit с самого начала проекта нет смысла, поскольку визуальные элементы многократно меняются при разработке концепции, а потом при согласовании первых макетов с клиентом. На нулевом этапе мы познакомились с проектом: провели UX/UI-аудит, изучили метрики, проанализировали конкурентов. Дальше перешли к созданию прототипа и собрали мудборд.

В мудборде могут быть отражены будущие компоненты UI-kit: шрифты, цветовые палитры. Но собирать элементы вместе и пытаться систематизировать пока что рано, ведь наша цель сэкономить время и средства клиента. Материалы в мудборде — это референсы, которые впоследствии трансформируются в стили проекта.

Первый этап, первые компоненты

По опыту нашей команды, переходить к созданию UI-kit имеет смысл не раньше, чем после согласования с заказчиком макетов нескольких страниц. За это время в проекте появляются базовые компоненты, которые впоследствии переиспользуются: кнопки, ссылки, инпуты, иконки и так далее. Также начинают приобретать системность текстовые и цветовые стили.

Типографика интернет-магазина «Балтоптторг». Демонстрируем текстовые стили и размещаем информацию о настройках гарнитуры.
Типографика интернет-магазина «Балтоптторг». Демонстрируем текстовые стили и размещаем информацию о настройках гарнитуры.

При работе над редизайном интернет-магазина «Балтоптторг» мы приступили к созданию UI-kit сразу после согласования главной страницы. Так в UI-kit попали:

  • настройки модульной сетки
  • акцентные и второстепенные цвета
  • стили заголовков и основного текста
  • иконки
  • разные виды кнопок и ссылок
  • пункты бокового меню
  • карточки категорий, товаров и новостей

На первом этапе не стоит переживать о том, что впоследствии элементы дизайна будут меняться. До того, как дизайнер передаёт UI-kit фронтендеру, он может вносить туда любые изменения. После передачи на вёрстку, изменения нужно согласовывать с фронтендером. В противном случае UI-kit дизайнера и разработчика рассинхронизируется, следовательно появятся различия в макетах и вёрстке.

Показываем кнопки разного типа и отзывчивые состояния.
Показываем кнопки разного типа и отзывчивые состояния.

Второй этап, заполнение UI-kit

Длина второго этапа создания UI-kit зависит от количества страниц, которое нужно задизайнить. Во время него создаются новые макеты, а значит в появляются новые компоненты. Важно не забывать о том, что в UI-kit должны быть отражены не только десктопные элементы интерфейса, но и их адаптивные вариации.

Еще до старта работ по редизайну, мы договорились с клиентом двигаться постранично и в рамках каждой итерации представлять на согласование десктопный макет совместно с адаптивной версией. После согласования каждой из страниц, мы пополняли UI-kit новыми элементами дизайна. Благодаря своевременной актуализации, по завершении работы у нашей команды оказался на руках готовый UI-kit со всеми необходимыми элементами.

У сложных компонентов-организмов прописываем отступы
У сложных компонентов-организмов прописываем отступы

В ходе проекта было создано 12 типовых страниц с демонстрацией различных состояний интерфейса. Это более 50 макетов для десктопа и столько же адаптивов. Количество элементов интерфейса с учётом всех вариаций в проекте подобного масштаба исчисляется сотнями. Плюс не стоит забывать про текстовые стили, цветовую палитру, иконки и другие визуальные составляющие.

Третий этап, «причесывание» UI-kit

Перед финализацией и утверждением, целесообразно произвести ревью и процедуру «причесывания» UI-kit. Так выявляются все возможные ошибки, которые могут быть допущены при создании UI kit.. Для ревью лучше привлекать тех дизайнеров, которые напрямую не были заняты в проекте. Взгляд таких специалистов не успел «замылиться», поэтому они сразу замечают недоработки.

Собираем вместе иконки, чтобы разработчику не пришлось искать их по макетам.
Собираем вместе иконки, чтобы разработчику не пришлось искать их по макетам.

Над редизайном «Балтоптторга» работали два дизайнера нашей студии. Ui-kit постоянно был в использовании, поэтому 90% недочётов устранялись по ходу проекта. После быстрого «причесывания» UI-kit стал готов к передаче в разработку.

Чётвертый этап, передача фронтендеру

Когда UI-kit завершен и компоненты отполированы, он становится готов к передаче верстальщику. Перед началом работы, фронтенд-разработчик знакомится не только с макетами, но и с UI-kit. Хорошей практикой является прояснение всех непонятных моментов с дизайнером до начала вёрстки.

После этого фронтенд-разработчик берёт UI-kit в работу и приступает к вёрстке. Часть разработчиков предпочитает верстать элементы UI-kit по мере их появления в макетах, часть сразу верстает полный UI-kit и выводит элементы на отдельную страницу тестового сайта. Второй подход значительно удобнее, поскольку даёт дизайнеру возможность сразу проверить правильность реализации компонентов «на фронте».

Преследуя всё ту же цель быстро и комфортно выстроить цикл разработки, мы пошли по второму пути и заверстали UI-kit «Балтоптторога» до начала вёрстки страниц. После согласования собранного UI-kit с дизайнером, фронтенд-команда перешла к сборке страниц из набора готовых компонентов. После завершения работ по фронтенду страницы сайта прошли ревью дизайнерами проекта и стали готовы к подключению бэкенда.

Свёрстанный UI-kit с навигацией по элементам интерфейса.
Свёрстанный UI-kit с навигацией по элементам интерфейса.

Вывод

Благодаря правильно выстроенной работе с UI-kit, нашей команде удалось оптимизировать разработку масштабного e-commerce проекта. Работы по дизайну заняли на 36 часов меньше, чем было согласовано с клиентом на этапе составления сметы. Этап фронтенда также занял меньше времени, чем планировалось. Сэкономленные 20 часов пошли на вёрстку дополнительных пожеланий заказчика.

Каждый час работы — это деньги клиента. Нам удалось снизить расходы заказчика и презентовать сайт с новым дизайном до установленного дедлайна. Клиент получил не только готовый проект, но и систематизированный UI-kit в двух видах: набор задизайненных компонентов в Figma и набор аналогичных компонентов в виде кода. Поддерживать и развивать сайт будет удобно, главное актуализировать UI-kit при внесении изменений и поддерживать его в порядке.

Приходите в Asanov Agency и расскажите о своём проекте. Мы определим, с чего начать работу и выстроим оптимальный процесс разработки в соответствии с задачами бизнеса.

2222
2 комментария

Здравствуйте! Спасибо за статью, я вот сейчас осваиваю основы веб-дизайна и читая статью возник вопрос на тему адаптации: правильно ли я понимаю, что всего разрабатывалось две версии макета - для экранов больше 1024 точек и для экранов меньше 1024 точек? И если да, то отсюда и вытекает мой вопрос, а как адаптируется второй макет под разрешения 320/480/640 и иные? По методу "резиновой" верстки?

Ответить

эту статью написал ChatGPT так что ответа не жди:)

Ответить