Аудит дизайн-практики: как и зачем его проводить и кому доверить
О том, что такое и чем полезна дизайн-практика, мы говорили в прошлой статье, — а теперь перейдем к тому, как понять, что именно не работает или требует улучшений — и о том, чего ожидать от специалистов, которым вы доверяете аудит.
Чтобы что-то чинить, нужно понимать, что именно работает не так, — дизайн-практика не исключение; в этой статье мы расскажем о том, как ее исследовать.
Что такое аудит дизайн-практики, и для чего он нужен?
Нужно ли детально изучать ситуацию, если видимую проблему вы уже знаете? Да.
Исследование позволяет оценить текущее состояние дел с разных сторон, и выявить глубинные или косвенные факторы, влияющие на команду и качество продукта.
По сути, аудит — это изучение всей связанной с дизайном обстановки внутри компании. Мы погружаемся в процессы, изучаем работу команд, чтобы понять, что именно не работает для вас. Делать это изнутри сложнее: в привычном укладе легко не заметить проблему, ведь так всегда и было.
Как-то мы исследовали дизайн-практику в компании, где даже было подразделение, ответственное за аудит и развитие дизайна, — оно провело аудит, но дальше процесс не пошел, поскольку не было ответственных за выполнение рекомендаций, выявленных по итогам исследования.
Несмотря на то, что работа над улучшением дизайн-практики инициируется изнутри, на этап исследования важно привлекать внешних экспертов, которые видят ситуацию свежим взглядом — без ощущения, что так было всегда, и должно быть всегда и дальше.
Аудит помогает:
- Вскрыть проблемы в дизайне, которые команда может не видеть — в силу привычки или недостатка опыта (качество, процесс производства дизайна, скорость).
- Выяснить, как структура компании и отдела влияет на эффективность работы и качество дизайна. Например, если каждый дизайнер существует отдельно внутри своего продукта, — в итоге, каждый из сервисов рискует выглядеть несогласованно и соответствовать уровню опыта специалиста, который за этот сервис отвечает. В таком случае, потребуется арт-директор/лид-дизайнер, который сможет контролировать результаты работы и поддерживать консистентность.
- Понять, какие проблемы или сложности есть внутри дизайн-команды, что волнует специалистов (мотивация, рост внутри компании, культура, ценности). У специалистов всегда должен быть челлендж внутри компании — то, ради чего они будут стараться и работать, и это далеко не всегда деньги.
- Узнать, как понимают ценность дизайна на уровне всей компании: от C-level до офис-менеджеров.
- Решить, что со всем этим делать: как усилить то, что работает, и убрать то, что мешает, не поломав ничего в процессе.
Результат аудита включает 2 больших блока: As is и To be
- As is: подробный анализ текущей ситуации со всеми сильными и слабыми ее сторонами и факторами, влияющими на дизайн-практику.
- To be: рекомендации по улучшению ситуации для команды управленцев внутри компании.
Как устроен аудит? Пошаговая стратегия
1. Погружение в контекст: сбор первоначальных комментариев от инициаторов, разбор общих процессов и оргструктуры компании. На этом этапе мы выясняем, как появляются задачи на дизайн, как приоритезируются проекты, и т.д.
Вот примерный список вопросов, которые мы задаем на этом этапе
Процессы
- Как происходит работа над продуктами в данный момент? Из каких ролей состоит команда, и какие у каждой из ролей обязанности? Как в этом процессе участвует дизайнер?
- Как определяется успешность дизайн-решений?
- Что происходит если дизайнер не справился с поставленной задачей? (не успел в срок, низкое качество, много итераций)
- Какие существуют KPI у команд? У проектов? У дизайнеров? У руководителя дизайн-отдела?
HR
- Кто отвечает за найм дизайнеров? По какому принципу отбираются кандидаты?
- Как происходит в данный момент развитие дизайнеров?
- Какого профиля и уровня дизайнеры есть в компании?
Организация
- Иерархия в компании: кто от кого получает задачи? Кто поручает задачи дизайн-отделу? А дизайн-руководителю?
- За какие задачи в целом отвечает в компании дизайн-отдел? Только ли цифровые продукты? Каков ассортимент специалистов?
2. Проведение исследований в поле (этот этап может идти одновременно с интервью): изучение процессов внутри команд. Вместе с дизайнерами мы ходим на встречи, стендапы и т.д. — это помогает отследить все этапы работы и отметить, что требует отладки.
3. Проведение интервью:
- Опрашиваем тех, кто управляет дизайн-практикой — то есть, всех тех, кто может влиять на происходящее (дизайн-директор, дизайн-лиды).
- Интервьюируем руководителей смежных направлений (например, руководители команд разработки, руководители команд аналитиков, тестировщиков и тд).
- Беседуем с СЕО или C-level, кто видит общую картину (зависит от размера компании: конкуренция и бизнес-результаты).
О чем мы спрашиваем? Как мы уже писали (и еще много раз будем), дизайн-практика — комплексный предмет, поэтому и опросник включает вопросы о текущем состоянии дизайна, процессах в компании и команде, целях и мотивации специалистов, etc. В этот момент мы выступаем корпоративными (а порой даже семейными) психологами, разбираясь в ситуации. Так удается сопоставить разные взгляды на ситуацию — и получить ее оценки. По итогам первых интервью мы еще раз оцениваем последовательность следующих шагов.
4. Интервью с дизайнерами
На этом шаге мы говорим с теми, кто живет внутри системы, — созданной руководителями или сложившейся исторически, — и обсуждаем, насколько менеджерские решения правильно поняты и успешны в реализации.
Мы смотрим выходные интервью и сопоставляем то, что специалисты говорят о причинах своего ухода и ситуации в команде, с нашими промежуточными выводами. Важно собрать необходимый минимум комментариев, чтобы сложилась общая картина происходящего.
И, конечно, здесь помогает комьюнити — с вероятностью 80% наши выпускники работают или работали в вашей компании. А если компания большая, наши выпускники могут быть и среди бывших сотрудников, и среди сотрудников соседних стримов. Так, у нас появляется возможность получить максимально разностороннюю оценку ситуации.
5. Составление схем процесса работы над дизайном, выявление проблем и бутылочных горлышек в нем.
6. Вторая волна интервью — это опциональный этап, в ходе которого мы опрашиваем тех, кто не вошел в первую волну (например, неуловимых директоров), или проверяем свои гипотезы.
7. Изучение результатов работы дизайн-команд.
Мы не только изучаем макеты, но и опрашиваем продактов и разработчиков, которые работают с дизайнерами, чтобы выяснить, насколько процесс и результат устраивают всех участников работы: четко ли ставится задача, сколько времени требует ее выполнение, сколько итераций правок проходит и т.д.
Мы смотрим на продакшен версию продукта, а также залезаем в макеты будущих версий продукта или дизайн-концепции, которые находятся в разработке, — чтобы понять срезы сегодняшнего продукта и продукта завтрашнего. Для нас принципиально важно увидеть общую картину работы над продуктом и стратегию, которая внедряется через дизайн.
Дизайн-аудит в зависимости от задачи может включать в себя:
7.1 Разбор интерфейса — на основе скриншотов и скринкастов — с рекомендациями по улучшению дизайна.
7.2 Аудит Figma и других рабочих артефактов.
7.3 Аудит дизайн системы, — это отдельное исследование и самодостаточная услуга, которая может быть включена на шаге основного дизайн-аудита. Мы обязательно напишем об этом подробно в одной из следующих статей.
7.4 Оценка в 3 срезах:
- Capability (соответствие продукта и дизайна ожиданиям и потребностям пользователя);
- Usability (пригодность использования интерфейса);
- Featurability (способность продукта стать популярным).
8. Сбор всех данных в единую картину того, как выглядит практика сейчас: дизайн-процесс, дизайнеры и ситуация вокруг них; инструменты обратной связи; интервью и инсайты из них; экспресс-аудит продукта.
9. Подготовка рекомендаций и изучение того, какие практики применяются в других компаниях для решения тех же задач.
Работаем с best practices — мы постоянно ищем лучшие решения и собираем данные о процессах в российских и международных компаниях, в чем очень помогает комьюнити выпускников наших программ. С огромной вероятностью, наши выпускники работают или работали в компаниях, которые уже решали похожие проблемы и задачи.
Что происходит после?
После проведения аудита появляется набор шагов и рекомендаций. Чтобы эти рекомендации были выполнены, внутри компании должна появится рабочая группа или ответственный (дизайн-лиды или директор), которая будет обладать достаточным уровнем ответственности и полномочий, чтобы что-то менять. Если лидов нет, мы помогаем эту самую группу организовать и даже нанять дизайн-директора.
Если у вас и вашей дизайн-команды возник интерес к теме, которую мы приоткрыли в статье, — сканируйте qr-код, пишите нам на почту hello@madebymad.co, и мы с удовольствием поделимся своей экспертизой!