12 тёмных паттернов — от уловок Facebook до «дефолтных» товаров в корзинах интернет-магазинов
Статья показалась интересной, и я её перевела. Читайте, не повторяйте, строго не судите: я не профессиональный переводчик.
Словосочетание описывает намеренные трюки UX-дизайна, соблазняющие пользователей на действия, которые они в здравом уме не совершили бы. Например, в интерфейсе намеренно умалчивают часть информации, ставя кнопку-обманку для подтверждения покупки.
Medium отлично подойдет для первого примера:
Думаете, слишком мета? :)
Модальное окно: «Вы много читаете. Нам это нравится. Ваш лимит бесплатного предварительного просмотра в этом месяце исчерпан. Подпишитесь за $5 в месяц, чтобы дочитать историю и получить безлимитный доступ ко всем лучшим историям на Medium».
Я думаю, проблема в том, что Medium вводит читателей в заблуждение. Они создают ощущение, будто ты должен купить подписку, чтобы продолжить читать статью.
Хотя это неправда — статьи то бесплатные, а пользователь думает, что должен подписаться, чтобы прочитать эту бесплатную статью. Темный паттерн.
Ответ на его твит: «Только некоторые посты определенных авторов входят в лимит бесплатного чтения. Посты обычных людей и блоги всегда были и остаются абсолютно бесплатными для чтения».
Почему сейчас важно знать о тёмных паттернах больше, чем когда-либо
Сенаторы представили проект Закона по сокращению обманных действий по отношению к пользователям (the Deceptive Experiences To Online Users Reduction (DETOUR) Act), который признает незаконными для публичных сервисов с ежемесячной посещаемостью более 100 млн активных пользователей манипуляции с интерфейсом, нарушающие автономию пользователя, влияющие на процесс принятия решений и на выбор оставить свои контактные данные.
Видите, что я тут наделал? Конфермшейминг (подтверждение из чувства вины) — один из 12 темных паттернов. Когда вы чувствуете вину, не особо разбираясь в ее истоках.
Такой уловкой пользуются раздражающие всплывающие окна — они заставляют тебя нажать на кнопку и подтвердить то, что ты не хочешь, с помощью стыдящей формулировки на кнопке отказа от подтверждения.
Заголовок: «Вы используете блокировку рекламы. Отключите ее?». Надпись на кнопках: «Отключить блокировку рекламы» и «Я плохой человек»
Такое ощущение, что тебя травит старшеклассник.
Если вы постоянный пользователь интернета, неважно, на каких сайтах вы сидите и какими приложениями пользуетесь, — гарантирую, что вы хотя бы раз были жертвой одного из 12 паттернов.
Посмотрите на эту таблицу:
Честные интерфейсы или по-другому светлые паттерны. Это дизайнерский аналог «Силы» из Звездных войн.
Считайте это моральным компасом, читая статью. После прочтения вы осознаете манипулятивные и крайне неэтичные темные паттерны нашего цифрового мира.
Возьми красную таблетку, чтобы подтвердить, или голубую, чтобы отказаться
12 типов темных паттернов (по системе Гарри Бринула)
1. Завлечь и переключить
Когда вы совершаете действие, ожидая один результат, а получаете другой.
2. Подтверждение из чувства вины
Когда пользователя обвиняют или стыдят, чтобы он нажал на нужную кнопку и подтвердил какое-то действие.
То есть альтернатива означает «Я лучше умру, спасибо»?
3. Замаскированная реклама
Реклама, замаскированная под контент или элементы навигации сайта, для того, чтобы вы кликнули по ней.
4. Принудительное продление
Часто компании ставят препятствия для отмены подписки. Например, бесплатный триал подходит к концу, и с карты списывают деньги с минимальным уведомлением или вообще без него.
Текст внизу: «14 дней триала. Подписка продляется автоматически. Вы можете отменить ее в любой момент»
Давайте поиграем в «Угадай размер шрифта»...
Когда что-то становится мемом, это признак плохого UX.
«30 дней триала, 30 дней триала. Пожалуйста, оставьте данные своей кредитки»
5. Дружеский спам
У вас просят контактные данные, обещая желаемый результат (например, найти друзей для подписки), а потом спамят ваших друзей сообщениями от вашего лица.
К своему позору так делал LinkedIn, за что получил коллективный иск на $13,5 млн (по-моему, маловато).
Под видом дружбы… Ничто не указывает на то, что с вашей почты разошлют спам по всем вашим контактам.
6. Скрытая стоимость
Остался последний шаг оформления покупки, и тут всплывает небольшая непредвиденная сумма.
Обычно эту тактику применяют, чтобы стоимость казалась ниже, чем она есть на самом деле. Только когда вы подходите к концу процесса покупки, и остается последний шаг заказа, вам говорят о дополнительных расходах.
Цена выросла с первоначальной $34,99 до $52,97. Компания могла быть полностью прозрачной в самом начале процесса, а не выдавать такой сюрприз на последнем этапе, когда вы уже прошли все шаги.
Скрытая стоимость уже нелегальна в Великобритании: подписка без спроса, дополнительные расходы по доставке и дополнительные товары. К сожалению, в остальном мире это все еще распространенная практика.
7. Отвлечение внимания
Когда с помощью дизайна ваше внимание фокусируют на одной вещи, специально отвлекая внимание от другой.
Представьте, вы только что узнали — ваша бабушка больна и находится в больнице. Ваша мама попросила вас позвонить по Skype. Возможно, это ваш последний шанс увидеть лицо любимого человек, и меньше всего вы настроены читать весь текст и снимать галочки.
8. Предотвращение сравнения цен
Продавец затрудняет сравнение цен розничных товаров, и у вас оказывается недостаточно информации для принятия решения. К счастью, эта практика уже устарела.
9. Цукеринг приватности
«Цукеринг» — термин, названный в честь пользующегося дурной славой гендиректора Facebook — тактика, заставляющая вас отдавать намного больше своих персональных данных, чем вы были готовы.
Марк Цукерберг тайно злорадствовал, когда говорил об успехе этого метода со сцены Европейской конференции в мае, утверждая, что «абсолютное большинство» по своей воле соглашается на целевую рекламу по контактам их друзей. Слив данных стал индустрией с более $200 млрд, а вы не получили ни доллара.
10. Ловушка для таракана
Когда дизайн ведет тебя за руку в определенное место, из которого потом не выбраться (типа подписки).
Например, попробуйте удалить свой аккаунт в Facebook. Мало того, что это почти невозможно сделать, единственный способ его удалить — деактивировать, что также очень сложно сделать. Я покажу вам попытки деактивации (вы должны деактивировать аккаунт перед удалением).
Давайте попытаемся удалить Facebook.
1. Вы нашли спрятанную кнопку «Деактивировать ваш аккаунт»
General → Manage Account. Затем вы должны ввести свой пароль (эта часть вполне понятна).
2. Facebook требует указать причину ухода, я выбираю вариант ответа
Всплывающее окно: «Я провожу слишком много времени в Facebook». Отрегулировать взаимодействие с Facebook вы можете, ограничив количество писем, которые вы от нас получаете. Вы можете контролировать, какие письма вы получаете здесь».
Вас постоянно заставляют оборачиваться, как после просмотра ужастика. Это была неловкая попытка меня прервать.
3. Однако, как только вы это сделаете, поп-ап будет уговаривать вас остаться
Вас на мгновение отвлекут, и вы довольно решительно закроете окно «Деактивировать».
Обратите внимание на текст, выделенный желтым, — цвет создает ощущение, что вы намерены сделать что-то опасное, рискованное.
4. Наконец-то я дошел до «Деактивировать»
Но нет! Появляется кнопка «Деактивировать сейчас».
Это обещанная кнопка?
Всплывающее окно: «Вы уверены, что хотите деактивировать ваш аккаунт? Деактивация аккаунта отключит профиль и удалит ваше имя и фотографию с большей части контента, которым вы делились в Facebook. Некоторая информация может оставаться видимой для других, например, ваше имя в их списке друзей или сообщения, которые вы отправляли».
Кнопка: «Деактивировать сейчас. Отменить».
5. Нет. Я не могу деактивировать аккаунт по еще одной выдуманной причине
Всплывающее окно: «Невозможно деактивировать ваш ��ккаунт, потому что вы единственный владелец приложения. Пожалуйста, либо удалите приложение, либо назначьте другого владельца, прежде чем деактивировать аккаунт».
Facebook не единственный нарушитель. Попробуйте удалить аккаунт на Amazon. Вам придется продраться сквозь запутанную навигацию, чтобы наконец дойти до службы поддержки, и только тогда компания согласится удалить ваш аккаунт.
11. Воришка в корзине
Ситуация, когда вам в корзину по дефолту добавляют товар или услугу. Эта тактика запрещена в Великобритании.
Это значит, больше не нужно вручную удалять из корзины страховку при покупке билетов на самолет.
12. Вопросы с подвохом
Вы думаете, что отвечаете на один вопрос, а при внимательном прочтении оказывается, что совсем на другой.
Выглядит так, словно вам необходимо поставить галочку согласия с условиями — однако там условия, выгодные бизнесу, а не вам.
Мы, как дизайнеры, должны соблюдать этику, чтобы влиять на поведение людей в лучшую сторону. Дизайн должен быть искренним и чутким — предлагающим четкие варианты без намеренного подавления.
Цель состоит в том, чтобы сократить разрыв в восприятии между тем, что предл��гается, и тем, что клиент думает, он получает. Вместо того чтобы обманным путем получать краткосрочные выгоды, дизайнеры могут закладывать фундамент для лояльности к бренду и органического долгосрочного роста.
Некоторым читателям этой статьи, возможно, самим приходилось создавать темные паттерны. Некоторые — новички в мире дизайна. А кто-то ветеран отрасли и видел все. Я просто прошу: в следующий раз, когда вы пойдете наливать кофе, воспользуйтесь этим моментом и задумайтесь, что этика в дизайне значит для вас и как она делает человечество лучше.
Потому что лишать человека свободы выбора, даже свободы делать неправильный выбор, значит манипулировать им, как будто он марионетка, а не личность.
Делайте добро с помощью дизайна.
На эту статью меня вдохновили:
- "Tragic Design".
- "Dark Patterns: Deception vs. Honesty in UI Design".
- Darkpatterns.org.
- Человечество.