Идеальная корзина, или «не заставляйте меня думать»
Начнём с того, что ничего идеального в этом мире не существует. Однако нет предела совершенству, поэтому стремиться к идеалу, бесспорно, необходимо.
Корзина в интернет-магазине — один из важнейших элементов, от оформления и функциональных возможностей которого напрямую зависят продажи.
Сам ресурс может быть удобным, современным и привлекательным, однако при плохо продуманной корзине все это не имеет никакого значения.
Наиболее частой проблемой, связанной с количеством заказов (если, конечно, не брать в расчет отсутствие посещаемостиッ), является брошенная корзина. Покупатель кладет товар в корзину, переходит к оформлению, а затем покидает сайт, так и не совершив покупку.
Как? Почему? За что?
Чтобы решить эту проблему, нужно проанализировать поведение пользователей, также необходимы эффективные изменения корзины покупок.
«Не заставляйте меня думать» — первый закон юзабилити.
Все придумано до нас, или не изобретайте велосипед
За время существования Рунета сайты эволюционировали от простых невзрачных одностраничников до гигантских каталогов с красочным дизайном и сотнями функциональных решений.
И на современном этапе развития e-commerce мы пришли к тому, что пользователь, заходя в интернет-магазин, ожидает увидеть определенный набор элементов и функций, которыми он уже пользовался на других ресурсах.
Другими словами, вероятность того, что на ваш сайт зайдет пользователь, который ни разу до этого не совершал покупки в интернет-магазинах, ничтожно мала.
Поэтому необходимо придерживаться определенных негласных правил, сформировавшихся на основе так называемого пользовательского опыта.
И начнем мы не со страницы самой корзины, а с ее внешнего представления.
Расположение корзины
Многие магазины в попытке выделиться среди конкурентов размещают корзину в необычных местах: в сайдбаре или контенте, делают ее плавающей в правом нижнем углу и так далее. Как лучше сделать:
Не мудрите с расположением корзины. Она должна находиться там, где ее ожидают увидеть посетители, а именно — в правом верхнем углу.
Всплывающий блок корзины
Хорошим решением является блок, всплывающий при наведении на иконку корзины на любой странице сайта.
Это своего рода мини-корзина, которая призвана решать ряд определенных задач, а именно — дать пользователю возможность:
ознакомиться с содержимым корзины;
изменить количество того или иного добавленного в корзину товара.
удалить ненужный товар;
узнать итоговую сумму покупок;
О последних двух пунктах подробнее.
Удаление товаров и изменение их количества
Исключение товара из списка покупок должно происходить быстро и безболезненно.
Предоставьте пользователю возможность удалить товар из корзины, не переходя в раздел.
Кроме удаления, рекомендуем реализовать управление количеством добавленных товаров.
При осуществлении манипуляций с товаром (добавление/удаление/изменение количества) в корзине посредством всплывающего окна, сумма заказа, а также содержимое корзины должны меняться с лёту.
Также очень важна реализация удаления товара со страницы самой корзины, но об этом поговорим ниже.
Покажите действие
Бывает так, что заходишь в интернет-магазин, выбираешь товар, нажимаешь кнопку «Добавить в корзину» и… ничего не происходит. Непонятно, добавился товар или нет.
Чтобы у посетителя не возникло вопросов, покажите, что товар теперь добавлен в корзину.
Реализовать это можно так:
«Летящий» в корзину товар.
Анимация перемещающегося в сторону корзины товара:
2. Смена надписи/цвета на кнопке, либо и то и другое вместе.
3. Всплывающее окно.
После добавления товара в корзину появляется уведомление во всплывающем окне об успешно совершенном действии. Обычно в этом окне также предлагается продолжить покупки или перейти к оформлению заказа.
Как это выглядит:
Еще пример:
Любое другое действие, однозначно дающее понять, что товар отправился в корзину.
Перейдем на страницу корзины.
Тут есть 2 варианта:
1. Пользователь попадает на страницу корзины (не оформления заказа), где он видит список добавленных товаров и цену, может удалять товар, менять количество, а также совершать ряд других действий. После того как покупатель решает, что список его покупок больше не требует никаких изменений, он переходит на следующую страницу — непосредственно к оформлению заказа.
2. Пользователь попадает на страницу корзины (она же является страницей оформления заказа). В верхней части страницы располагается список товаров, под ним — шаги оформления заказа. При такой реализации советуем разбить страницу на логические блоки. Это можно сделать, например, с помощью нумерации или выделения блоков цветом.
Оба варианта имеют право на существование. В интернете можно найти массу примеров реализации как первого, так и второго. Какой из них лучше подходит именно вам, можно понять только путем тестирования.
Стоит отметить, что существуют и другие варианты реализации, основанные на первых двух. Например, когда оформление заказа разбито на шаги, находящиеся на разных страницах. Шагов может быть любое количество, но чем меньше, тем лучше: оптимально — от двух до четырех.
Пример:
Корзина – Выбор доставки – Выбор оплаты – Подтверждение заказа
Или:
Еще пример:
В случае использования пошаговой корзины обязательно указывайте шаги оформления заказа, чтобы покупатель понимал, на каком этапе он находится и сколько шагов остается до завершения покупки.
Независимо от того варианта, который используете вы, советуем придерживаться описанных ниже правил.
Отсутствие обязательной регистрации
Не заставляйте пользователя проходить обязательную авторизацию или регистрацию, для того чтобы он мог сделать заказ. Такой вариант могут позволить себе только крупные игроки.
Предложите пользователю выбор: регистрироваться или нет.
А еще лучше создайте аккаунт покупателя автоматически, выслав доступы с информацией о заказе на указанный пользователем email или телефон.
Соблюдение последовательности шагов
Шаги оформления заказа должны быть выстроены в правильном порядке.
Пример: пользователь хочет сделать заказ и забрать его из пункта самовывоза, но при оформлении в качестве первого шага ему предлагается заполнить форму, где обязательными являются поля адреса и почтового индекса.
Логичный вопрос: зачем оставлять свой адрес, если хочешь забрать заказ самостоятельно?
Не заставляйте покупателя вводить лишнюю информацию или выбирать какие-то обязательные опции, ненужные для оформления его заказа.
Сюда же стоит отнести пункт об автоматическом заполнении полей, если пользователь авторизовался на сайте.
Кроме того, стоит позаботиться о верном формате полей. Особенно это актуально для покупателей, совершающих заказ с помощью мобильного телефона.
Для поля ввода телефона это формат type=”tel”, для поля ввода email-адреса — type=”email”.
Ну вот, все сломалось…
Предусмотрите все варианты развития событий. Как говорится, если пользователь может что-либо сломать, он обязательно это сделает.
Тестируйте свою корзину, оформляя разные заказы: с регистрацией и без; с ПК, планшета и мобильного телефона; с выбором различных способов доставки, оплаты и других опций. Только так можно найти функциональные и логические ошибки. А если они есть, их обязательно найдут реальные покупатели, что может привести к потере заказов, а, соответственно, и дохода.
Что должно быть внутри
Теперь поговорим о наполнении страницы корзины.
Обязательно добавить:
Возможность перейти на страницу добавленного в корзину товара. Название товара является ссылкой на страницу этого товара — все просто.
Блок с информацией об итоговой сумме заказа с учетом доставки, скидки и прочих параметров.
Выбор количества позиций.
Изображение товара.
Цену каждого добавленного товара.
Возможность удалить товар из корзины. Как уже говорилось выше, это должно быть просто и интуитивно понятно.
- Автоматический пересчет суммы при удалении или добавлении товара, а также при изменении количества.
Блок сопутствующих товаров. С помощью данного блока можно совершать дополнительные продажи.
Очень хорошо работает вариант комплекта, когда 2 товара и более из списка рекомендаций + уже добавленные в корзину обойдутся покупателю немного дешевле, чем по отдельности.
Обратите внимание: товары должны быть действительно сопутствующие. Если покупатель добавил мобильный телефон, не нужно ему предлагать купить дополнительно стиральную машину. Предложите ему чехол или беспроводную зарядку.
Что желательно сделать:
Добавить кнопку быстрого оформления заказа. Дайте клиенту возможность сэкономить время, позволив ему ввести лишь имя и телефон. Также время пользователя сэкономит кнопка «Купить в 1 клик», расположенная в карточке товара.
Дарить подарки. Вариантов масса: подарок при заказе выше определенной суммы, самостоятельный выбор подарка покупателем, бесплатная доставка и т. д. Это не только улучшает конверсию, но и увеличивает средний чек.
Реализовать промокоды. Кто не хочет сэкономить? Используйте поле для ввода промокода. И не забывайте раздавать их или разыгрывать.
Кратко рассказать о каждом способе доставки и оплаты.
Дать для заполнения минимум полей. Имя, телефон, email — этого должно быть достаточно для оформления заказа, а все остальное может уточнить менеджер при подтверждении.
Сохранять товары пользователя с помощью cookies. Причин, по которым покупатель оставил корзину, так и не оформив заказ, может быть масса. Вспомнить о незавершенном заказе он может как через час, так и через несколько дней. Не заставляйте потенциального клиента начинать собирать корзину заново.
Предоставить на выбор больше способов доставки и оплаты.
- После того как заказ оформлен, выслать на email клиента следующую информацию: состав заказа, дата доставки, данные для отслеживания, любые другие инструкции, которые могут быть полезны покупателю.
А в идеале еще и в СМС отправлять номер заказа, дату доставки, телефон поддержки.
Уведомляйте покупателя об изменении статуса заказа. Например, о том, что заказ передан курьеру, или о том, что заказ прибыл в пункт самовывоза. Так клиент поймет, что его заказ в обработке, и сам не забудет о нем.
Сделать страницу корзины отзывчивой. Добавьте подсказки там, где это необходимо.
- Кратко рассказать о гарантиях и возврате. Добавьте иконки платежных систем и укажите, что оплата через сайт безопасна. При этом не забудьте разместить на сайте реквизиты организации, сертификаты на продукцию и прочую информацию, которая может повлиять на доверие покупателей.
Но будьте аккуратны, не переусердствуйте с количеством информации, ведь главная цель страницы — оформление заказа.
Вывод
Необходимо, чтобы корзина в интернет-магазине работала без сбоев 24/7. Для этого нужно постоянно мониторить ее работоспособность. В идеале — тестировать с помощью фокус-групп.
Не лишними будут и постоянные улучшения, но обязательно после проведенных тестов.
И, конечно же, советуем анализировать поведение пользователей на всех этапах работы с интернет-магазином, особенно на этапе оформления заказа. Ведь уменьшение количества брошенных корзин всего на 1% может существенно сказаться на выручке в положительную сторону.
Автор статьи:
Евгений Красняк,
Ведущий SEO-специалист компании RACURS