Ис­то­рия гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на. Часть 1. За­рож­де­ние

Ис­то­рия гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на. Часть 1. За­рож­де­ние

Преж­де все­го сле­ду­ет по­нять, что кро­ет­ся за та­ким сло­во­со­че­та­ни­ем, как «гра­фи­чес­кий ди­зайн». Хо­тя в на­сто­я­щее вре­мя под этим тер­ми­ном по­ни­ма­ют об­шир­ную про­фес­си­о­наль­ную де­я­тель­ность, ко­то­рая ве­дет­ся от­дель­ной груп­пой лю­дей (гра­фи­чес­ких ди­зай­не­ров), дать точ­ное опре­де­ле­ние это­го по­ня­тия край­не слож­но по не­сколь­ким при­чи­нам.

Во-пер­вых, сто­ит на­чать с то­го, что дан­ный тер­мин по­явил­ся по ис­то­ри­чес­ким мер­кам со­всем не­дав­но. В 1922 г. аме­ри­кан­ский ти­по­граф и кал­ли­граф Уиль­ям Ад­ди­сон Двиг­гинс (Wil­li­am Ad­dis­on Dwig­gins) ввел его в оби­ход в кни­го­из­да­нии. По­это­му в клас­си­чес­ком по­ни­ма­нии под «гра­фи­чес­ким ди­зай­ном» под­ра­зу­ме­ва­ют де­я­тель­ность, свя­зан­ную с ви­зу­аль­ным оформ­ле­ни­ем по­ли­гра­фи­чес­кой про­дук­ции, на­при­мер, книг, ка­та­ло­гов, рек­лам­ных пла­ка­тов и так да­лее.

Во-вто­рых, как это за­час­тую бы­ва­ет, в про­цес­се раз­ви­тия гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на к дан­но­му опре­де­ле­нию ста­ли при­пи­сы­вать все боль­ше но­вых на­прав­ле­ний и функ­ций. По­это­му сей­час тер­мин «гра­фи­чес­кий ди­зайн» стал су­щест­вен­но бо­лее объ­ем­ным по­ня­ти­ем, чем был ра­нее. Если дать крат­кое опре­де­ле­ние, то под ним се­год­ня по­ни­ма­ют лю­бую ху­до­жест­вен­ную де­я­тель­ность по со­зда­нию эф­фек­тив­ной ви­зу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции меж­ду людь­ми. Клю­че­вой здесь вы­сту­па­ет фра­за «ви­зу­аль­ная ком­му­ни­ка­ция», ко­то­рая, как из­вест­но, про­ис­хо­дит с по­мощью раз­лич­ных зна­ков, изо­бра­же­ний, об­ра­зов и про­че­го. В со­вре­мен­ном гра­фи­чес­ком ди­зай­не не­пре­мен­но на­до поль­зо­вать­ся та­ки­ми средст­ва­ми, как текст (ти­по­гра­фи­ка), изо­бра­же­ния, сим­во­лы, цве­та и про­чее, а ос­нов­ной за­да­чей гра­фи­чес­ко­го ди­зай­не­ра ста­ло объ­еди­не­ние все­го это­го в гар­мо­нич­ное и при­вле­ка­тель­ное еди­ное це­лое.

Под но­вое опре­де­ле­ние те­перь по­па­да­ет не толь­ко по­ли­гра­фи­чес­кая про­дук­ция, оно ста­ло охва­ты­вать бо­лее ши­ро­кий класс на­прав­ле­ний ди­зай­на: раз­ра­бот­ка ло­го­ти­пов, фир­мен­но­го сти­ля (ай­ден­ти­ки), ди­зайн упа­ков­ки про­дук­то­вых и не про­дук­то­вых то­ва­ров, ди­зайн ал­ко­голь­ной про­дук­ции (вклю­чая эти­кет­ки), ви­зу­аль­ное оформ­ле­ние веб-сай­тов, при­ло­же­ний и мно­гое дру­гое.

В дан­ной статье мы по­ста­ра­ем­ся крат­ко рас­смот­реть ис­то­рию раз­ви­тия гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на на при­ме­ре ос­нов­ных эта­пов его ста­нов­ле­ния.

Этап 1. Ри­сун­ки

Ис­то­рия со­зда­ния гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на на­ча­лась за­дол­го до вы­ше­упо­мя­ну­то­го Двиг­гин­са, еще в эпо­ху па­лео­ли­та. Имен­но пер­вая на­скаль­ная жи­во­пись ста­ла той от­прав­ной точ­кой, с ко­то­рой сто­ит на­чать ис­то­рию гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на. В то вре­мя он мог вклю­чать в се­бя толь­ко ри­сун­ки, сде­лан­ные пер­во­быт­ны­ми людь­ми в пе­ще­рах Ев­ро­пы и Азии.

Уче­ные-ис­то­ри­ки до сих пор не мо­гут точ­но по­нять при­чин их по­яв­ле­ния. Не­ко­то­рые счи­та­ют, что ри­сун­ки воз­ник­ли в ре­зуль­та­те не­ких ре­ли­ги­оз­ных ри­ту­а­лов, ко­то­рые мог­ли, по мне­нию пер­вых лю­дей, при­но­сить уда­чу на охо­те. Дру­гие же счи­та­ют, что древ­ние изо­бра­же­ния – ре­зуль­тат со­ци­аль­ной по­треб­нос­ти пе­щер­ных лю­дей в ком­му­ни­ка­ции меж­ду со­бой и пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию. Как бы то ни бы­ло, к счастью для нас, этот про­цесс был за­пу­щен и ак­тив­но ими раз­ви­вал­ся по ме­ре со­вер­шенст­во­ва­ния тех­но­ло­гий. За­бе­гая впе­ред, от­ме­тим, что ис­то­ри­чес­кое раз­ви­тие гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на свя­за­но преж­де все­го с дву­мя при­чи­на­ми: по­сто­ян­ным же­ла­ни­ем от­кры­вать что-то но­вое, за­ло­жен­ное в нас с са­мо­го рож­де­ния, и раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, по­зво­ля­ю­щим во­пло­щать это но­вое в ре­аль­нос­ти.

На­скаль­ное ис­кус­ст­во пе­ри­о­да па­лео­ли­та (пе­ще­ра Аль­та­ми­ра, Ис­па­ния)
На­скаль­ное ис­кус­ст­во пе­ри­о­да па­лео­ли­та (пе­ще­ра Аль­та­ми­ра, Ис­па­ния)
На­скаль­ные до­ис­то­ри­чес­кие ри­сун­ки (пе­ще­ра Шо­ве, Фран­ция)
На­скаль­ные до­ис­то­ри­чес­кие ри­сун­ки (пе­ще­ра Шо­ве, Фран­ция)
Не­га­тив­ные изо­бра­же­ния че­ло­ве­чес­ких рук (пе­ще­ра Ку­эва-де-лас-Ма­нос, Ар­ген­ти­на)
Не­га­тив­ные изо­бра­же­ния че­ло­ве­чес­ких рук (пе­ще­ра Ку­эва-де-лас-Ма­нос, Ар­ген­ти­на)
На­скаль­ная жи­во­пись (пе­ще­ра Лас­ко, Фран­ция)
На­скаль­ная жи­во­пись (пе­ще­ра Лас­ко, Фран­ция)

В тот да­ле­кий пе­ри­од в ка­чест­ве гра­фи­чес­ких ди­зай­не­ров услов­но вы­сту­па­ли те пер­во­быт­ные лю­ди, ко­то­рые со­зда­ва­ли на­скаль­ные ри­сун­ки. Эти ри­сун­ки бы­ли до­ста­точ­но про­с­ты и изо­бра­жа­ли раз­лич­ных жи­вот­ных. В эпо­ху ме­зо­ли­та и нео­ли­та ри­сун­ки услож­ни­лись, они за­тра­ги­ва­ли раз­лич­ные ас­пек­ты жиз­ни пер­вых лю­дей: ла­до­ни рук, жи­вот­ных, огонь, ору­дия тру­да, про­цесс охо­ты и со­би­ра­тельст­ва, си­лу­э­ты лю­дей и про­чее. Как пра­ви­ло, изо­бра­же­ния бы­ли мо­но­хром­ны­ми с ис­поль­зо­ва­ни­ем кра­си­те­лей ми­не­раль­но­го, жи­вот­но­го или рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния. В про­цес­се раз­ви­тия ри­сун­ки ста­ли вы­пол­нять­ся бо­лее точ­но, до­ба­вил­ся объ­ем и цвет, учи­ты­ва­лись про­пор­ции фи­гур и пер­спек­ти­ва, пе­ре­да­ва­лось дви­же­ние. Позд­нее пе­щер­ная жи­во­пись от ре­а­лис­тич­нос­ти ста­ла раз­ви­вать­ся в на­прав­ле­нии сти­ли­за­ции изо­бра­же­ний.

Этап 2. Пись­мен­ность

Итак, по за­вер­ше­нии пер­во­го эта­па че­ло­ве­чест­во осво­и­ло ри­сун­ки для пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции. Те­перь встал во­прос о раз­ра­бот­ке но­вых средств пе­ре­да­чи уст­ной ре­чи. В на­ча­ле лю­ди пы­та­лись ис­поль­зо­вать для это­го стан­дарт­ные пред­ме­ты, ко­то­рые бы­ли у них под ру­кой: бу­си­ны, ра­ко­ви­ны, пал­ки и то­му по­доб­ное. Об­ра­зо­ва­лась так на­зы­ва­е­мая «пред­мет­ная пись­мен­ность». Од­на­ко она бы­ла край­не не­эф­фек­тив­ным спо­со­бом ком­му­ни­ка­ции и по­сте­пен­но от нее от­ка­за­лись.

Древ­ние шу­ме­ры очень ори­ги­наль­но ре­ши­ли эту про­бле­му. Они по­ни­ма­ли, что ри­сун­ки по-преж­не­му оста­ва­лись дейст­вен­ным спо­со­бом пе­ре­дать ин­фор­ма­цию дру­го­му че­ло­ве­ку. По­это­му для каж­до­го объ­ек­та, пред­ме­та, яв­ле­ния или циф­ры они при­ду­ма­ли спе­ци­аль­ные зна­ки (пик­то­грам­мы). Час­то они но­си­ли схе­ма­ти­чес­кий ха­рак­тер. С это­го пе­ри­о­да за­рож­де­ния пик­то­гра­фи­чес­кой пись­мен­нос­ти на­чи­на­ет­ся вто­рой этап раз­ви­тия гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на.

Шу­мер­ская кли­но­пись. Гли­ня­ная таб­лич­ка из Ура, на ко­то­рой за­пи­са­но рас­пре­де­ле­ние ко­ли­чест­ва яч­ме­ня
Шу­мер­ская кли­но­пись. Гли­ня­ная таб­лич­ка из Ура, на ко­то­рой за­пи­са­но рас­пре­де­ле­ние ко­ли­чест­ва яч­ме­ня

В то вре­мя, шу­ме­ры в ка­чест­ве но­си­те­ля ин­фор­ма­ции ис­поль­зо­ва­ли ру­котвор­ную гли­ня­ную таб­лич­ку, а пик­то­грам­мы вы­дав­ли­ва­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­ных де­ре­вян­ных ин­ст­ру­мен­тов. Од­на­ко та­кой спо­соб на прак­ти­ке ока­зал­ся не очень на­деж­ным, так как эти таб­лич­ки бы­ли край­не хруп­ки­ми, до­ста­точ­но тя­же­лы­ми и боль­ши­ми. По этим при­чи­нам они в ма­лых ко­ли­чест­вах до­жи­ли до на­ших дней.

Пик­то­грам­мы, без­ус­лов­но, име­ли свои до­сто­инст­ва. На­при­мер, они бы­ли до­ста­точ­но уни­вер­саль­ны, так как они мо­гут быть по­нят­ны лю­дям, го­во­ря­щим на раз­ных язы­ках. Имен­но по­это­му пик­то­грам­ма­ми ак­тив­но поль­зу­ют­ся со­вре­мен­ные ди­зай­не­ры и се­год­ня. На­при­мер, их мож­но встре­тить в раз­лич­ных ин­тер­фей­сах опе­ра­ци­он­ных сис­тем, при­ло­же­ний и то­му по­доб­ное. Од­на­ко пик­то­гра­фи­чес­кая пись­мен­ность не мо­жет об­ра­зо­вы­вать текст в его линг­вис­ти­чес­ком по­ни­ма­нии, по­это­му от нее по­сте­пен­но на­ча­ли от­ка­зы­вать­ся.

Даль­ней­шее раз­ви­тие пись­мен­нос­ти ба­зи­ро­ва­лось на так на­зы­ва­е­мых идео­грам­мах – спе­ци­аль­ных зна­ках или ри­сун­ках, ко­то­рые обо­зна­ча­ли не толь­ко изо­бра­жен­ное на них по­ня­тие, но и кос­вен­ное с ним. Его мож­но бы­ло по­лу­чить при по­мо­щи не­слож­ной ло­ги­чес­кой це­поч­ки. В на­ше вре­мя идео­грам­мы на­ря­ду с пик­то­грам­ма­ми так­же ак­тив­но ис­поль­зу­ют­ся ди­зай­не­ра­ми в ин­тер­фей­сах опе­ра­ци­он­ных сис­тем и мо­биль­ных при­ло­же­ний, до­рож­ных зна­ках, аэро­пор­тах, обо­зна­че­нии боль­ниц, ап­тек, туа­ле­тов и про­чее.

На ос­но­ве идео­грамм в древ­нем Ки­тае, Егип­те, Япо­нии, Ко­реи и дру­гих стра­нах бы­ли со­зда­ны пер­вые иеро­гли­фы, ко­то­рые вна­ча­ле ис­поль­зо­ва­лись в пись­ме.

С точ­ки зре­ния гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на, в этот пе­ри­од на­чи­на­ет ак­тив­но раз­ви­вать­ся та­кое на­прав­ле­ние ис­кус­ст­ва как кал­ли­гра­фия. На­чи­на­ют фор­ми­ро­вать­ся пер­вые за­ко­ны по­стро­е­ния и ком­по­нов­ки ру­ко­пис­ных текс­тов (ру­ко­пи­сей или ма­ну­скрип­тов).

Эво­лю­ция ки­тай­ских иеро­гли­фов. Пла­кат (ав­тор – Jason Chang)
Эво­лю­ция ки­тай­ских иеро­гли­фов. Пла­кат (ав­тор – Jason Chang)
Де­та­ли еги­пет­ских иеро­гли­фов (Лук­сор, До­ли­на Ца­рей)
Де­та­ли еги­пет­ских иеро­гли­фов (Лук­сор, До­ли­на Ца­рей)
При­мер япон­ской кал­ли­гра­фии
При­мер япон­ской кал­ли­гра­фии

С тех­но­ло­ги­чес­кой точ­ки зре­ния, так­же был зна­чи­тель­ный про­гресс. От гли­ня­ных таб­ли­чек ста­ли по­все­мест­но от­ка­зы­вать­ся. Ру­ко­пи­си со­зда­ва­лись на трех раз­лич­ных но­си­те­лях: пер­га­мен­те, па­пи­ру­се и бу­ма­ге. Пер­га­мент был со­здан в древ­ней Пер­сии из об­ра­бо­тан­ной ко­жи жи­вот­ных, па­пи­рус же был со­здан в Егип­те из обыч­но­го трост­ни­ка. Бу­ма­га бы­ла со­зда­на в Ки­тае из бам­бу­ка, тех­но­ло­гия ее из­го­тов­ле­ния со­хра­ня­лась в стро­жай­шем сек­ре­те. Все ма­те­ри­а­лы бы­ли край­не до­ро­ги­ми и тя­же­лым в из­го­тов­ле­нии. У каж­до­го из них бы­ли как свои пре­иму­щест­ва, так и не­до­стат­ки. Пер­га­мент был край­не на­деж­ным но­си­те­лем, к то­му же на нем мож­но бы­ло пи­сать с двух сто­рон, по­это­му он стал наибо­лее рас­прост­ра­нен в пись­ме. Па­пи­рус был бо­лее бе­лос­неж­ным, но тре­бо­вал бо­лее стро­гих усло­вий хра­не­ния. Бу­ма­га же бы­ла рас­прост­ра­не­на толь­ко в Ки­тае, спус­тя 500 лет тех­но­ло­гия ее из­го­тов­ле­ния про­со­чи­лась в Ко­рею и Япо­нию, до Егип­та она до­бра­лась толь­ко в XII ве­ке н.э. и вы­тес­ни­ла па­пи­рус, в этом же ве­ке она до­бра­лась и до Ев­ро­пы.

Этап 3. Ру­ко­пис­ные кни­ги

По за­вер­ше­нию вто­ро­го эта­па у ди­зай­не­ров по­явил­ся пол­ный ар­се­нал средств (ри­сун­ки, пись­мен­ность и но­си­тель) для про­рыв­но­го раз­ви­тия гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на. На­сту­пил тре­тий этап, ко­то­рый озна­ме­но­вал со­зда­ние книг и пра­вил их оформ­ле­ния. Сво­и­ми кор­ня­ми он ухо­дит во вре­ме­на древ­них ци­ви­ли­за­ций Егип­та, Ки­тая, Гре­ции и Ри­ма. Имен­но там ста­ли по­яв­лять­ся пер­вые кни­ги, ко­то­рые со­сто­я­ли из от­дель­ных сши­тых ру­ко­пи­сей. К со­жа­ле­нию, не все их мож­но тща­тель­но про­ана­ли­зи­ро­вать с точ­ки зре­ния ди­зай­на, а не­ко­то­рые из них и во­все не до­жи­ли до на­ших дней. Бы­ли слу­чаи и на­ме­рен­но­го унич­то­же­ния книг. На­при­мер, из-за то­го, что пер­га­мент был до­ста­точ­но до­рог, стра­ни­цы мно­гих древ­них книг в сред­не­ве­ковье бы­ли за­тер­ты, что­бы ис­поль­зо­вать­ся пов­тор­но (па­лимп­сест­ные кни­ги).

Пер­вая из книг, на ко­то­рой хо­те­лось бы оста­но­вить свое при­сталь­ное вни­ма­ние, бу­дет древ­не­еги­пет­ская «Кни­га Мерт­вых». Она пред­став­ля­ет со­бой сбор­ник па­пи­рус­ных свит­ков, в ко­то­рых при­во­дят­ся свя­щен­ные тек­с­ты, при­зван­ные по­мочь умер­шим в за­гроб­ной жиз­ни. В ней иеро­гли­фи­чес­кие по­вест­во­ва­ния, ве­ли­ко­леп­но на­пи­сан­ные пис­ца­ми, про­ил­люст­ри­ро­ва­ны кра­соч­ны­ми ил­люст­ра­ци­я­ми. Сло­ва и изо­бра­же­ния объ­еди­не­ны в еди­ное це­лое: оба эле­мен­та сжа­ты в го­ри­зон­таль­ную по­ло­су, вер­ти­каль­ная струк­ту­ра пись­ма пов­то­ря­ет­ся как в ко­лон­ках, так и в ри­сун­ках, для пись­ма и ри­сун­ка ис­поль­зу­ет­ся еди­ный стиль маз­ка.

Древ­не­еги­пет­ские пис­цы и ил­люст­ра­то­ры смог­ли при­внес­ти но­вое в кни­го­из­да­нии, но это про­ис­хо­ди­ло ес­тест­вен­ным об­ра­зом в про­цес­се их твор­чест­ва, так ска­зать, на бес­соз­на­тель­ном уров­не. Для се­бя ос­нов­ную за­да­чу они ви­де­ли в со­зда­нии гар­мо­нич­но­го со­че­та­ния текс­та и изо­бра­же­ний для эф­фек­тив­ной пе­ре­да­чи идеи сво­их ру­ко­пи­сей. За­ме­тим, что над ре­ше­ни­ем этой же за­да­чи бьют­ся и все со­вре­мен­ные гра­фи­чес­кие ди­зай­не­ры. По­это­му мож­но с уве­рен­ностью утверж­дать, что в этот пе­ри­од бы­ли за­ло­же­ны все ос­нов­ные идеи и пра­ви­ла это­го ви­да ди­зай­на.

«Кни­га мерт­вых» Не­си­а­му­на. Фраг­мент (Древ­ний Еги­пет)
«Кни­га мерт­вых» Не­си­а­му­на. Фраг­мент (Древ­ний Еги­пет)

В сред­ние ве­ка в свя­зи с рас­прост­ра­не­ни­ем Хрис­ти­анст­ва на­ча­ли по­яв­лять­ся ру­ко­пи­си Свя­щен­но­го пи­са­ния, ко­то­рые со­зда­ва­лись мо­на­ха­ми в мо­на­с­ты­рях. Они пи­са­лись в ос­нов­ном на пер­га­мен­те, так как этот ма­те­ри­ал мог хо­ро­шо гнуть­ся и пре­крас­но сши­вал­ся в кни­ги. Па­пи­рус­ные ма­ну­скрип­ты не бы­ли рас­прост­ра­не­ны столь ши­ро­ко, по­сколь­ку па­пи­рус ока­зал­ся слиш­ком лом­ким. А бу­ма­га, как го­во­ри­лась вы­ше, во­об­ще при­шла в Ев­ро­пу толь­ко в на­ча­ле XII ве­ка.

В сред­ние ве­ка в Ев­ро­пе стал внед­рять­ся раз­дель­ный труд по со­зда­нию ма­ну­скрип­тов, что при­ве­ло к по­яв­ле­нию там пер­вых книг. В мо­на­с­ты­рях по­яви­лись от­дель­ные пись­мен­ные ком­на­ты (скрип­то­рии), воз­глав­ля­е­мые спе­ци­аль­ны­ми людь­ми, от­лич­но зна­ю­щи­ми ла­тынь и гре­чес­кий язык. Это бы­ли пер­вые в ис­то­рии ре­дак­то­ры, ко­то­рые отве­ча­ли за оформ­ле­ние и вы­пуск ма­ну­скрип­тов. В этих ком­на­тах мо­на­хи-пис­цы це­лы­ми дня­ми скло­ня­лись над пись­мен­ны­ми сто­ла­ми, пе­ре­пи­сы­вая тек­с­ты стра­ни­цу за стра­ни­цей. Они ука­зы­ва­ли ме­с­та на ма­ке­тах стра­ниц, где пос­ле за­вер­ше­ния ра­бо­ты над текс­том долж­ны бы­ли быть до­бав­ле­ны ил­люст­ра­ции. Ил­люст­ра­то­ры со­зда­ва­ли изо­бра­же­ния и укра­ше­ния для текс­та. При на­пи­са­нии сво­их ма­ну­скрип­тов мо­на­хи ста­ли по­ни­мать, что чет­ко по­до­бран­ный ор­на­мент и цвет, мо­жет со­здать ху­до­жест­вен­ный об­раз, тем са­мым на­стра­и­вая чи­та­те­ля на опре­де­лен­ный лад. Без­ус­лов­но, най­ден­ные за­ко­но­мер­нос­ти ста­ли ак­тив­но ис­поль­зо­вать­ся впо­следст­вии.

При­ме­ры ма­ну­скрип­тов (сле­ва на пра­во): Еван­ге­лие Свя­то­го Ме­дар­да из Суас­со­на, Еван­ге­лие из Лин­дис­фар­на
При­ме­ры ма­ну­скрип­тов (сле­ва на пра­во): Еван­ге­лие Свя­то­го Ме­дар­да из Суас­со­на, Еван­ге­лие из Лин­дис­фар­на

Во­об­ще го­во­ря, сто­ит за­ме­тить, что еще од­ним толч­ком в раз­ви­тии гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на стал и та­кой, на пер­вый взгляд, не­при­ят­ный факт, как слож­ная, с тех­ни­чес­кой точ­ки зре­ния, воз­мож­ность пу­те­шест­вия меж­ду стра­на­ми и кон­ти­нен­та­ми. Это при­ве­ло к обо­соб­лен­но­му раз­ви­тию ди­зай­на, его ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции в за­ви­си­мос­ти от ре­гио­на. Да­же в од­ной Ев­ро­пе мож­но бы­ло на­счи­тать ог­ром­ное раз­но­об­ра­зие ди­зай­нов стра­ниц, сти­лей ил­люст­ра­ций и текс­та, а так­же ме­то­дов про­из­водст­ва книг. Яр­ким при­ме­ром од­но­го из та­ких сти­лей яв­ля­ет­ся ги­бер­но-сак­сон­ская книж­ная тра­ди­ция, ак­тив­но рас­прост­ра­нен­ная в Ир­лан­дии и Ве­ли­коб­ри­та­нии в пе­ри­од с 500 г. до 900 г. н. э. Од­ним из са­мых кра­си­вых ма­ну­скрип­тов в этом сти­ле по пра­ву счи­та­ет­ся «Кел­л­с­кая кни­га», так­же из­вест­ная как «Кни­га Ко­лум­бы» (око­ло 800 г. н. э.). Ин­те­рес­ный факт: для ее со­зда­ния при­шлось за­бить бо­лее 150 те­лят. Это бо­га­то ил­люст­ри­ро­ван­ная ру­ко­пис­ная кни­га, в ко­то­рой вклю­че­ны все че­ты­ре Еван­ге­лия Но­во­го За­ве­та на ла­тин­ском язы­ке. Мно­гие ис­кус­ст­во­ве­ды схо­дят­ся во мне­нии, что это на­сто­я­щий ше­девр кал­ли­гра­фии, а ис­поль­зо­ван­ные в ней ил­люст­ра­ции и ор­на­мен­ты на­столь­ко слож­ны, что да­же сей­час при ны­неш­них тех­но­ло­ги­ях не мо­гут быть вос­про­из­ве­де­ны столь же точ­но и фи­лиг­ран­но. Укра­ше­ние стра­ниц со­че­та­ет в се­бе тра­ди­ци­он­ную хрис­ти­ан­скую ико­но­гра­фию с ви­ти­е­ва­ты­ми, за­кру­чен­ны­ми де­ко­ра­тив­ны­ми эле­мен­та­ми. Прак­ти­чес­ки каж­дая стра­ни­ца уни­каль­на по сво­ей кра­со­те и изя­щест­ву. Фи­гу­ры лю­дей, жи­вот­ных и ми­фи­чес­ких су­ществ вмес­те с кельт­ски­ми уз­ла­ми и пе­ре­пле­та­ю­щи­ми­ся узо­ра­ми яр­ких цве­тов ожив­ля­ют стра­ни­цы этой кни­ги. Не­ко­то­рые внед­рен­ные в ней гра­фи­чес­кие эле­мен­ты бы­ли при­зна­ны впо­следст­вии хрис­ти­ан­ски­ми сим­во­ла­ми и ис­поль­зу­ют­ся по на­сто­я­щее вре­мя. Все это до­пол­ни­тель­но под­чер­ки­ва­ет осо­бую роль и зна­чи­мость это­го Еван­ге­лия не толь­ко в раз­ви­тии книж­но­го оформ­ле­ния, но и в Хрис­ти­анст­ве. К счастью, каж­дый из вас мо­жет най­ти пол­ную циф­ро­вую вер­сию «Кел­л­с­кой кни­ги» в Ин­тер­не­те.

«Кел­л­с­кая кни­га». Фраг­мент (Шот­лан­дия)
«Кел­л­с­кая кни­га». Фраг­мент (Шот­лан­дия)
«Кел­л­с­кая кни­га». Стра­ни­цы (Шот­лан­дия)
«Кел­л­с­кая кни­га». Стра­ни­цы (Шот­лан­дия)

Так­же хо­те­лось бы оста­но­вить­ся на «Вин­чес­тер­ской Биб­лии», на­пи­сан­ной пред­по­ло­жи­тель­но в 1175 г. ро­ман­ски­ми ми­ни­а­тю­рис­та­ми из Ан­глии. Ин­те­рес­на она тем, что в ее со­зда­нии участ­во­ва­ли не­сколь­ко ху­дож­ни­ков, раз­ных по сво­им тра­ди­ци­ям и при­вя­зан­нос­тям. Тем не ме­нее, они смог­ли со­здать цель­ное про­из­ве­де­ние, ко­то­рое счи­та­ет­ся в сво­ем ро­де ис­клю­чи­тель­ным по бо­гат­ст­ву де­ко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния. Ис­сле­до­ва­те­ли смог­ли раз­ли­чить ра­бо­ту по край­ней ме­ре шес­ти раз­ных мас­те­ров, ко­то­рые ра­бо­та­ли над этой кни­гой в те­че­ние 25 лет. Не­смот­ря на дол­гий срок, кни­га не бы­ла пол­ностью за­вер­ше­на: об­лож­ка и не­ко­то­рые ил­люст­ра­ции оста­лись не за­вер­шен­ны­ми, а не­ко­то­рые стра­ни­цы и во­все бы­ли на­ме­рен­но из нее уда­ле­ны впо­следст­вии (в том чис­ле для даль­ней­шей пе­реп­ро­да­жи). Ко­неч­но, есть и по­ло­жи­тель­ные мо­мен­ты: ве­ли­ко­леп­ный по сво­ей кра­со­те текст за­вер­шен пол­ностью.

«Вин­чес­тер­ская Биб­лия». Стра­ни­цы (Ве­ли­коб­ри­та­ния)
«Вин­чес­тер­ская Биб­лия». Стра­ни­цы (Ве­ли­коб­ри­та­ния)

Кро­ме ев­ро­пей­ских мо­на­хов, так­же вы­со­ко­го мас­тер­ст­ва в гра­фи­чес­ком оформ­ле­нии книг до­стиг­ли и жи­те­ли ис­лам­ских стран. Осо­бен­но это за­мет­но в пер­сид­ской ми­ни­а­тю­ре. На­при­мер, кра­соч­ная ил­люст­ра­ция к про­из­ве­де­нию «Хам­се» («Khamseh») ве­ли­ко­го по­эта XII ве­ка Не­за­ми (Neẓāmī) счи­та­ет­ся вер­ши­ной ши­раз­ской (Shīrāz) шко­лы. На ней изо­бра­жен пер­сид­ский царь Хос­ров II (Khosrow II) пе­ред двор­цом сво­ей воз­люб­лен­ной Ши­рин (Shīrīn). Че­ло­ве­чес­кие фи­гу­ры, жи­вот­ные, зда­ния и ланд­шафт пред­став­ле­ны в ви­де утон­чен­ных форм, от­ли­ча­ю­щих­ся ла­ко­нич­ны­ми очер­та­ни­я­ми. Ил­люст­ра­ция на­пол­не­на яр­ки­ми цве­та­ми и де­ко­ра­тив­ны­ми узо­ра­ми в тес­но вза­и­мос­вя­зан­ной ком­по­зи­ции.

Пер­сид­ская ру­ко­пись «Хам­се» по­эта Не­за­ми. Стра­ни­цы (Го­су­дар­ст­во Иль­де­ги­зи­дов)
Пер­сид­ская ру­ко­пись «Хам­се» по­эта Не­за­ми. Стра­ни­цы (Го­су­дар­ст­во Иль­де­ги­зи­дов)

Ко­неч­но, мож­но при­вес­ти мас­су дру­гих книг, ко­то­рые внес­ли серь­ез­ный вклад в раз­ви­тие гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на. Од­на­ко, по на­ше­му мне­нию, каж­дая из них за­слу­жи­ва­ет от­дель­но­го при­сталь­но­го рас­смот­ре­ния вне этой статьи.

Тре­тий этап раз­ви­тия гра­фи­чес­ко­го ди­зай­на за­тро­нул, как вид­но из вы­шес­ка­зан­но­го, боль­шой про­ме­жу­ток вре­ме­ни и за­вер­шил­ся по­яв­ле­ни­ем в XV ве­ке пе­чат­но­го стан­ка.

Статьи, новости, кейсы по брендингу смотрите на сайте Supremum Design

66
4 комментария

Интересная статья! Отметки рук на стенах древних пещер смотрятся актуально и для сегодняшнего дня.

Ответить

Было очень полезно и интересно это прочесть.

Ответить

Подробный и последовательный обзор эволюции дизайна с течением истории! Какие необычные образы на древних манускриптах.

Ответить

Хорошо структурированная историческая справка, полезная информация по хронологии!

Ответить