Невидимая угроза над головой: как один случай изменил подход к безопасности электросетей
Когда вы планируете романтическую поездку на яхте по живописному озеру, вы не представляете угрозу, которая нависнет над вашей головой.
В сентябре 2023 г. парусная яхта, совершая прогулку с молодоженами по Клязьминскому водохранилищу, мачтой зацепила провод ВЛ 110 кВ Хлебниково – Долгопрудная, в следствие чего произошло возгорание.
Когда яхта проходила под линией электропередачи, пересекающей водоем, произошло непредвиденное. Мачта судна коснулась провисшего провода, вызвав мощный электрический разряд. Капитан получил серьезный удар током и был госпитализирован. Лишь по счастливой случайности удалось избежать более трагических последствий.
«Причина — разряд от проводов. Раньше не было такого. Непонятно, то ли провода стали ниже, то ли длинная мачта была, но до этого проходили большие корабли и все было нормально. [Пассажиров] сняли через 30 секунд — подошла соседняя яхта. Через три минуты подошел буксир и через пять начали тушить».
Этот инцидент вызвал волну обсуждений в профессиональном сообществе энергетиков.
Как могло случиться, что высоковольтная линия оказалась настолько близко к поверхности воды? Почему существующие методы контроля не смогли предотвратить эту ситуацию?
Статистика подобных инцидентов подчеркивает серьезность проблемы. По данным Ростехнадзора, ежегодно в России фиксируется около 50-60 случаев нарушения охранных зон воздушных линий электропередачи, приводящих к несчастным случаям
Из них примерно 10-15% связаны с водным транспортом. За последние пять лет в результате таких происшествий погибло около 30 человек, еще более 100 получили травмы различной степени тяжести.
Особую тревогу вызывают случаи на водоемах: хотя они составляют меньшую часть от общего числа инцидентов, но часто приводят к более тяжелым последствиям из-за риска утопления пострадавших. По статистике, около 70% несчастных случаев на воде, связанных с ВЛ, заканчиваются летальным исходом или тяжелыми травмами.
Но помимо опасности для пассажиров и капитана судна, аварии связанные с пролетом высоковольтных линий могут повлиять и на жителей города.
Так в Калининграде целый район остался без электричества, потому что яхта задела мачтой ЛЭП в районе двухъярусного моста, повредившая две воздушные линии 110 кВ
Эти ситуации ясно показывают, что проблема выходит далеко за рамки единичного случая и требует системного подхода к ее решению. Внедрение новых технологий мониторинга может значительно снизить риски: по оценкам экспертов, современные системы контроля способны предотвратить до 90% потенциально опасных ситуаций, связанных с провисанием проводов.
Пишите в комментариях, кто виноват в таких случаях капитан или энергетики?