Три проблемы Fixed Price проектов

Недооценили проект, изменился скоуп задач, так ещё и внезапный ЛПР с правками на финише? Разбираемся, как же испытать меньше боли в проектах Fixed Price.

Три проблемы Fixed Price проектов

Fixed Price — контракты с заранее оговорённой и фиксированной стоимостью работ. Идеально подходят для мелких проектов или запуска MVP. В них сразу понятна функциональность и она ограничена, изменения не вносятся, а сроки обычно не превышают трёх месяцев.

Однако в реальности Fixed Price часто выбирают крупные корпорации или государственные заказчики. Чаще всего это означает, что проект большой, запросы амбициозные и местами абстрактные, бюджет и сроки жёсткие, а результат должен быть чётким.

Я Ира Малкова, project-менеджер 2GIS KIT — мы доставляем точные пространственные данные, инструменты для геоаналитики и IT-решения для бизнеса и госсектора. Мы часто работаем по Fixed Price, и я не понаслышке знаю о проблемах, которые возникают на этих проектах. Расскажу, как избежать три основные.

Три проблемы Fixed Price проектов

Проблема №1: трудно оценить

Новый ИТ-продукт — не готовый товар с полки. Для него сложнее точно определить, сколько времени и денег потребуется.

Не попасть в оценку можно по разным причинам:

  • Мало времени на оценку. Например, задача на оценку пришла в последний день подачи документов на тендер.
  • Заказчик сразу просит оценить весь проект без возможности сделать дискавери-фазу.

  • Нет развёрнутых требований или нужной документации для изучения задачи.

  • Добавляются новые вводные или не озвученные ранее моменты. Например, необходимость оформления документации по ГОСТу.

Решение: учёт рисков, точное ТЗ и дискавери-фаза

Два пути точной оценки:

— быть готовыми заложить в оценку больше, если не знаем всех деталей;

— точно понять объём работ.

Три проблемы Fixed Price проектов

Если идти по первому пути и закладывать риски в оценку, то нужно понимать, что цена контракта вырастет и контракт может не состояться.

Во втором варианте нужно максимально точное и детальное ТЗ. Такое ТЗ, которое, возможно, придётся составлять совместно с заказчиком. На это уйдёт больше времени и увеличит затраты. Есть риск, что клиент не готов ждать и попросит провести оценку быстрее.

Ещё один способ — провести дискавери-фазу. Это платный этап обследования, на котором анализируются бизнес-кейсы и предоставляется точная оценка.

«Дискавери» позволяет лучше понять проект и снизить риски неправильной оценки. Она требует времени, но окупается точностью дальнейших оценок, так как позволяет чётко понять границы разработки — скоуп.

В результате дискавери обычно определяют:

  • архитектуру ПО — интерфейсы, интеграции, дизайн,

  • спецификацию — бизнес-требования, вайрфреймы,

  • тест-план — все виды тестов, которые будут выполнены,

  • оценку — человеко-часы, состав команды, стоимость,

  • проектный план — длительность с разбивкой на фазы, обычно в виде диаграммы Ганта.

Для клиента «дискавери» удобна, потому что:

  • За небольшой бюджет можно оценить профессионализм исполнителя и решить, стоит ли доверять ему остальной проект.
  • Полученную документацию можно передать другой команде, которая готова взяться за проект на более удобных условиях.

Правила точной оценки Fixed Price проектов

Несколько рекомендаций, которые мы применяем:

Декомпозировать и детализировать требования. Чем чётче сформулирована задача, тем точнее будет оценка.

Кто делает, тот и оценивает. Это снизит риск избежать ошибок и недоразумений, ведь скорость работы в разных командах даже внутри одной компании может быть разная.

Заложить в оценку все активности:

  • UI-дизайн, проектирование,
  • стабилизация,
  • тестирование: ручное, автоматизированное, юнит-тесты, кроссбраузерное, кроссдевайсное, производительность, нагрузка, безопасность,
  • документация (продукта, кода, тестирования и т.п.),
  • код-ревью, архитектура, исследования для дев лида,
  • коммуникации,
  • рефакторинг, технический долг,
  • ПМ,
  • бизнес-аналитик, работа с требованиями,
  • девопс-задачи,
  • деплой (поставка),
  • демо,
  • риски.

Проблема №2: требования меняются на ходу

Трудно заранее зафиксировать в ТЗ финальный образ результата, когда до сдачи ещё год и заказчик не в полной мере представляет, что хочет увидеть на выходе. В итоге проект либо не соответствует потребностям бизнеса и оказывается неудачным, либо выполняется с необходимыми изменениями, но выходит за рамки сроков и бюджета.

Пример: на старте проекта планировалось сделать сайт с базовой функциональностью, но в процессе работы заказчик решил добавить несколько новых разделов и сложные интеграции.

Три проблемы Fixed Price проектов

В больших проектах это происходит почти всегда. По мере работы выявляются новые потребности и риски, что требует пересмотра оценки и плана.

Решение: детальное ТЗ и модель FFF

В этом случае можно тоже пойти двумя путями:

Три проблемы Fixed Price проектов

Держаться первоначального ТЗ. С одной стороны, легко, а с другой — даже самое чёткое ТЗ на старте может не учитывать новые реалии и потребности бизнеса.

ТЗ останется актуальным до конца проекта только если:

  • провели «дискавери»;

  • у продукта действительно простая функциональность.

Второй путь — пересмотреть ТЗ и сформировать новые требования. Новые требования — новый проект. Договоритесь с клиентом, что изменение скоупа ведёт к изменению бюджета и сроков, или клиент уменьшает требования без изменения бюджета.

Например, заказчики не знают точно, чего хотят, и представляют продукт только в общих чертах. Они могут прийти с запросом: «Хотим разработать маркетплейс за 15 млн». В таких случаях Fixed Price не подходит, потому что уже на старте понятно, что в процессе будет много изменений.

И здесь может хорошо сработать модель Fixed price, flexible scope (FFF). Мы фиксируем бюджет и позволяем клиенту менять скоуп.

Как это работает:

  • Выделяем ключевые фичи.

  • Разрабатываем их на 60-70% бюджета (по договорённости с заказчиком).

  • Оставшийся бюджет отправляем на полировку и другие фичи.

Главное — определить, какой скоуп нельзя выкинуть ни под каким соусом.

Проблема №3: сложно сдать

Если не прописать, каким должен быть результат и кто его принимает, то это аукнется на финише. Например, появится новый ЛПР и скажет, что всё сделано не так.

Три проблемы Fixed Price проектов

Примеры проблем:

  • Документация по ГОСТу, которой оказалось очень много.

  • Тестирование всех сценариев клиентом.

  • Заведение тасок в таск-трекере клиента.

  • Обучение в офисе клиента.

  • Затягивание сроков из-за отпусков или горячего времени.

Решение: договорённости на берегу и связь со стейкхолдерами

Важно с самого начала договориться, прописать критерии приёмки, а также найти подходящих людей и управлять их ожиданиями.

Три проблемы Fixed Price проектов

Договорённости

Чек-лист для предотвращения возможных проблем, связанных с договорённостями:

  • Согласовать цели и сроки с заказчиком. Все должны знать, что мы делаем и чего хотим добиться. Лучше всего сверяться с заказчиком каждую неделю.

  • Регулярно показывать план работ. Это поможет заказчику видеть, что мы делаем и что планируем.

  • Заранее объяснить правила работы. Заказчику важно объяснять, что мы тестируем, ревьюим код, проводим ретроспективы и так далее. Это поможет ему понять наш процесс и задачи.

  • Создать бэклог с запасом. Желательно планировать задачи на три месяца вперёд. Это обеспечит гибкость и предсказуемость работы.

  • Составить матрицу ответственности (RACI). Важно, чтобы каждый знал, за что он отвечает. Это поможет избежать ситуаций, когда кто-то неожиданно принимает на себя чужие задачи или решения.

  • Наладить коммуникации. Регулярная коммуникация по статусу проекта и управление ожиданиями заказчика — ключ к успеху.

  • Демо. Нужно регулярно показывать промежуточные результаты, чтобы получать обратную связь.

  • Управлять изменениями. Если будут изменения в проекте, предупредите заказчика заранее, чтобы он был готов к этому морально и финансово.

Работа со стейкхолдерами

Важно познакомиться со всеми заинтересованными сторонами и выявить стейкхолдеров. Определить, кто принимает ключевые решения и подписывает акты. Выяснить их KPI и ценность проекта для них, чтобы не оказалось, что мы решаем не ту проблему.

Три проблемы Fixed Price проектов

Узнайте:

  • В чём ценность проекта для заказчика.

  • Какие проблемы он решает этим проектом.

  • Кто будет принимать проект и подписывать акты.

А дальше управлять отношениями — регулярно коммуницировать с ними, учитывать их интересы и потребности, адаптировать свои стратегии и планы к меняющимся условиям.

Итого

Это мои лайфхаки, с которыми голова точно будет болеть меньше. Но пределов совершенства нет, и у каждого могут быть свои приёмы. Если вы работали с такими проектами, буду рада узнать, как вы минимизируете боли Fixed Price.

66
Начать дискуссию