«Зачем я всё это фигачу»? Как ответить на этот вопрос до того, как он возник

Многие кандидаты на собеседованиях говорят, что выгорают от постоянных задач, смысл которых им неизвестен. В продуктовых командах и компаниях им никогда не объясняли, зачем выполняются их задачи. У нас такой проблемы нет. Расскажу, как мы в 2ГИС проводим продуктовые презентации, ориентируясь на product vision, и что нам это даёт.

Ксения Китнюк

Когда я работаю с продуктом, мне важно, чтобы вся команда горела им так же, как и я. И этот самый огонь в глазах появляется, когда все мы видим результаты нашей работы. Нет ничего хуже, чем работать «в стол» или погружаться в бесконечный поток бессмысленных задач. В таких условиях рано или поздно наступит выгорание.

Чтобы избежать этого, я регулярно провожу презентации для команды и рассказываю о результатах за последние полгода, планируемых фичах и о том, как вся эта работа соотносится с product vision, то есть нашими долгосрочными целями.

На первый взгляд кажется, что эти презентации не так уж важны команде разработки, но давайте по порядку.

Кратенько о product vision

Product vision — это концепция, в которой зафиксировано:

  • куда развивается продукт глобально в чётко определённый период времени (полгода, год, два или три),
  • чем мы отличаемся от конкурентов,
  • какую ценность приносим пользователям,
  • какими метриками измеряем успех,
  • а также описывает цели, которых нужно достичь, чтобы product vision осуществился.
«Зачем я всё это фигачу»? Как ответить на этот вопрос до того, как он возник

В 2ГИС мы чтим product vision. Составляем его с любовью к продукту и пользователям, поэтому отказываться от задач, поставленных в рамках него, — это не про нас. Продакт-менеджеры следят за его исполнением, вдохновляются результатами и описывают новые задачи. А что же делать с командой?

Поскольку product vision может казаться разработчикам весьма абстрактным, важно связать каждую задачу, которую выполняет команда, с общим развитием продукта.

Как я провожу продуктовые презентации

Во-первых. Начинаю презентацию с обзора того, как мы продвигаемся по нашему product vision и основным метрикам продукта. Показываю, с чего мы начали и к чему пришли за последний период.

Во-вторых. Разбираю каждую задачу: что было сделано и какой вклад конкретная задача внесла в продукт. Я стараюсь всегда показывать цифры и отзывы пользователей — считаю, что это очень важно и круто! Никогда не скуплюсь и делюсь полной обратной связью о фиче — команда может не видеть всей картины так, как вижу я. Зачастую команда сильно занята производственными процессами, и рост продукта и его узнаваемости остаётся вне поля зрения.

В-третьих. После разбора задач перехожу к ближайшим планам и тому, как они должны повлиять на product vision. Говоря о ближайших планах, я имею в виду максимум полгода вперёд. Так вся команда понимает, что впереди вполне понятный план, а не тёмная безвестность.

Всегда прошу ребят из команды не просто слушать, а активно участвовать в презентации, задавать вопросы и обсуждать озвученное. Мы можем спорить, смеяться: всегда интересный интерактив получается!

А чтобы наш подход не казался голословным, сделала подборку обратной связи от нашей команды. Вот что говорят ребята про данный процесс↓

<i>Руководитель команды тестирования продукта 2ГИС Дело </i>
Руководитель команды тестирования продукта 2ГИС Дело 
<i>Системный аналитик 2ГИС Дело</i>
Системный аналитик 2ГИС Дело
<i>Руководитель группы разработки продукта 2ГИС Дело </i>
Руководитель группы разработки продукта 2ГИС Дело 
<i>QA продукта 2ГИС Дело </i>
QA продукта 2ГИС Дело 
<i>Ведущий разработчик продукта 2ГИС Дело </i>
Ведущий разработчик продукта 2ГИС Дело 

Рекомендации тем, кто хочет также

Многие ищут в работе чётких процессов, вдохновения и понимания смыслов своей работы. Если это про тебя, то независимо от твоей должности — будь ты разработчиком, тестировщиком, дизайнером или продактом — ты можешь внедрить такой подход. Вот несколько рекомендаций↓

  • Составить product vision. Это важно, так как без цели невозможно развивать продукт и заряжать команду.
  • Собрать данные. Это про все цифры, с чего начинали и к каким показателям пришли.
  • Составить презентацию, которая чётко отражает, как все текущие задачи повлияли на развитие продукта. Сюда же включить статистику, результаты исследований, обратную связь от пользователей, если скриншотами — вообще пушка. В идеале все слайды с минимум текста.
  • Выбрать удобное время для команды. Лучше в конце рабочего дня, чтобы все немного выдохнули к вечеру.
  • Собрать обратную связь. После презентации можно провести небольшой опрос. Рекомендую использовать не только вопросы с «оценкой», но и открытые вопросы. Например, такие: «Насколько понятна стратегия продукта? Насколько понравилось выступление? Чего не хватило? Что понравилось больше всего? Как презентация помогла в работе?» Эти ответы помогут улучшить будущие презентации и лучше понять потребности команды.
  • Повторить встречи. Рекомендую проводить такие презентации каждые 3–6 месяцев, в зависимости от темпов и объёмов ваших задач.

А если хочется сразу работать в такой парадигме, приходи к нам.

66
4 комментария

У нас в команде был похожий кейс. Когда начинали проект, все было чётко и по плану, но спустя пару месяцев ребята начали терять мотивацию. Они не понимали, зачем делают ту или иную задачу, и просто "фигачили" по инерции. Я тогда решил собрать всех и провести небольшую презентацию: показал, как наша работа вписывается в общую картину, какие метрики уже улучшились и куда мы движемся. В итоге команда снова загорелась, появились вопросы, идеи. После этого стали делать такие созвоны раз в 2-3 месяца — помогает держать фокус на общем видении.

1
Ответить

Кайф!!! 🙌🏼

1
Ответить

вдохновляет проделать что-то подобное и с собственными целями! может быть потом и в команду не-разработки тоже получится притащить) спасибо за статью!

1
Ответить

Это универсальная история) Можно и не в разработку)

Ответить