«Зачем я всё это фигачу»? Как ответить на этот вопрос до того, как он возник
Многие кандидаты на собеседованиях говорят, что выгорают от постоянных задач, смысл которых им неизвестен. В продуктовых командах и компаниях им никогда не объясняли, зачем выполняются их задачи. У нас такой проблемы нет. Расскажу, как мы в 2ГИС проводим продуктовые презентации, ориентируясь на product vision, и что нам это даёт.
Когда я работаю с продуктом, мне важно, чтобы вся команда горела им так же, как и я. И этот самый огонь в глазах появляется, когда все мы видим результаты нашей работы. Нет ничего хуже, чем работать «в стол» или погружаться в бесконечный поток бессмысленных задач. В таких условиях рано или поздно наступит выгорание.
Чтобы избежать этого, я регулярно провожу презентации для команды и рассказываю о результатах за последние полгода, планируемых фичах и о том, как вся эта работа соотносится с product vision, то есть нашими долгосрочными целями.
На первый взгляд кажется, что эти презентации не так уж важны команде разработки, но давайте по порядку.
Кратенько о product vision
Product vision — это концепция, в которой зафиксировано:
- куда развивается продукт глобально в чётко определённый период времени (полгода, год, два или три),
- чем мы отличаемся от конкурентов,
- какую ценность приносим пользователям,
- какими метриками измеряем успех,
- а также описывает цели, которых нужно достичь, чтобы product vision осуществился.
В 2ГИС мы чтим product vision. Составляем его с любовью к продукту и пользователям, поэтому отказываться от задач, поставленных в рамках него, — это не про нас. Продакт-менеджеры следят за его исполнением, вдохновляются результатами и описывают новые задачи. А что же делать с командой?
Поскольку product vision может казаться разработчикам весьма абстрактным, важно связать каждую задачу, которую выполняет команда, с общим развитием продукта.
Как я провожу продуктовые презентации
Во-первых. Начинаю презентацию с обзора того, как мы продвигаемся по нашему product vision и основным метрикам продукта. Показываю, с чего мы начали и к чему пришли за последний период.
Во-вторых. Разбираю каждую задачу: что было сделано и какой вклад конкретная задача внесла в продукт. Я стараюсь всегда показывать цифры и отзывы пользователей — считаю, что это очень важно и круто! Никогда не скуплюсь и делюсь полной обратной связью о фиче — команда может не видеть всей картины так, как вижу я. Зачастую команда сильно занята производственными процессами, и рост продукта и его узнаваемости остаётся вне поля зрения.
В-третьих. После разбора задач перехожу к ближайшим планам и тому, как они должны повлиять на product vision. Говоря о ближайших планах, я имею в виду максимум полгода вперёд. Так вся команда понимает, что впереди вполне понятный план, а не тёмная безвестность.
Всегда прошу ребят из команды не просто слушать, а активно участвовать в презентации, задавать вопросы и обсуждать озвученное. Мы можем спорить, смеяться: всегда интересный интерактив получается!
А чтобы наш подход не казался голословным, сделала подборку обратной связи от нашей команды. Вот что говорят ребята про данный процесс↓
Рекомендации тем, кто хочет также
Многие ищут в работе чётких процессов, вдохновения и понимания смыслов своей работы. Если это про тебя, то независимо от твоей должности — будь ты разработчиком, тестировщиком, дизайнером или продактом — ты можешь внедрить такой подход. Вот несколько рекомендаций↓
- Составить product vision. Это важно, так как без цели невозможно развивать продукт и заряжать команду.
- Собрать данные. Это про все цифры, с чего начинали и к каким показателям пришли.
- Составить презентацию, которая чётко отражает, как все текущие задачи повлияли на развитие продукта. Сюда же включить статистику, результаты исследований, обратную связь от пользователей, если скриншотами — вообще пушка. В идеале все слайды с минимум текста.
- Выбрать удобное время для команды. Лучше в конце рабочего дня, чтобы все немного выдохнули к вечеру.
- Собрать обратную связь. После презентации можно провести небольшой опрос. Рекомендую использовать не только вопросы с «оценкой», но и открытые вопросы. Например, такие: «Насколько понятна стратегия продукта? Насколько понравилось выступление? Чего не хватило? Что понравилось больше всего? Как презентация помогла в работе?» Эти ответы помогут улучшить будущие презентации и лучше понять потребности команды.
- Повторить встречи. Рекомендую проводить такие презентации каждые 3–6 месяцев, в зависимости от темпов и объёмов ваших задач.
А если хочется сразу работать в такой парадигме, приходи к нам.